Презентация - "Презентация: "Литературные роды и жанры""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 03.09.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация: "Литературные роды и жанры""
Литературная сказка
произведение в прозаической или стихотворной форме, опирающееся на фольклорные традиции народной сказки
вымысел,
изображение борьбы добра и зла,
антитеза и повтор как ведущие принципы композиции.
Важно!
М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»
Притча
малый жанр эпоса, небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее нравственное или религиозное поучение, основанное на широком обобщении и использовании аллегорий.
Калмыцкая сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву – кульминация в раскрытии образа Емельяна Пугачёва. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
Притча о воскрешении Лазаря, которую читает Соня Мармеладова Раскольникову – подсказывает читателю мысль о возможном духовном возрождении главного героя. (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)
Притча «О земле праведной», рассказанная странником Лукой – показывает, как опасна бывает правда для слабых и отчаявшихся людей. (М.Горький «На дне»)
Притча Платона Каратаева о купце, смирившемся и готовом пострадать «за свои да за людские грехи», показывает что толстовский «божий человек» кроток и счастлив тем малым, что имеет (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
Важно!
Часто используется как вставной эпизод
Особенности басни:
единство действия,
сжатость изложения,
отсутствие детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы.
Обычно басня состоит из 2 частей:
Рассказ о событии, конкретном, но легко поддающемся обобщению,
Мораль – нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.
Басня
малый эпический жанр, сюжет которого имеет аллегорический смысл и является иллюстрацией к известному житейскому или нравственному правилу.
от притчи басня отличается законченностью сюжета.
Очерк
малый эпический жанр, отличительным признаком которого является «писание с натуры».
Ослаблена роль сюжета, т.к. вымысел здесь имеет несущественное значение. Главное — рассуждения, которые вызвали события, люди или проблемы.
Имеет документальную основу: в центре находится описание реальных личностей или реальных событий.
Автор очерка, как правило, ведёт повествование от первого лица, что позволяет ему включать в текст свои размышления, проводить сравнения и аналогии – т.е. пользоваться средствами публицистики и науки.
Несмотря на достоверность описания, очерки не лишены эмоциональности и образности повествования.
Высокая степень обобщения жизненного материала.
Актуальность и злободневность
Рассказ
эпический жанр небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.
Небольшой объём;
Ограниченное число действующих лиц;
Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя;
Повествуется о нескольких , но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека;
Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем;
Большую роль играют детали;
Повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
Айзек Азимов.
"...Вставьте шплинт А в гнездо Б..."
Дейв Вудбери и Джон Хэнсен, неуклюжие в своих скафандрах, с волнением наблюдали, как огромная клеть медленно отделяется от транспортного корабля и входит в шлюз для перехода в другую атмосферу. Почти год провели они на космической станции А-5, и им, понятное дело, осточертели грохочущие фильтрационные установки, протекающие резервуары с гидропоникой, генераторы воздуха, которые надсадно гудели, а иногда и просто выходили из строя.
- Все разваливается, - скорбно вздыхал Вудбери, - потому что все это мы сами же и собирали.
- Следуя инструкциям, - добавлял Хэнсен, - составленным каким-то идиотом.
Основания для жалоб, несомненно, были. На космическом корабле самое дефицитное - это место, отводимое для груза, потому-то все оборудование, компактно уложенное, приходилось доставлять на станцию в разобранном виде. Все приборы и установки приходилось собирать на самой станции собственными руками, пользуясь явно не теми инструментами и следуя невнятным и пространным инструкциям по сборке.
Вудбери старательно записал все жалобы, Хэнсен снабдил их соответствующими эпитетами, и официальная просьба об оказании в создавшейся ситуации срочной помощи отправилась на Землю.
И Земля ответила. Был сконструирован специальный робот с позитронным мозгом, напичканным знаниями о том, как собрать любой мыслимый механизм.
Этот-то робот и находился сейчас в разгружающейся клети. Вудбери нервно задрожал, когда створки шлюза наконец сомкнулись за ней.
- Первым делом, - громыхнул Вудбери, - пусть он разберет и вновь соберет все приборы на кухне и настроит автомат для поджаривания бифштексов, чтобы они у нас выходили с кровью, а не подгорали.
Они вошли в станцию и принялись осторожно обрабатывать клеть демолекуляризаторами, чтобы удостовериться, что не пропадает ни один атом их выполненного на заказ робота-сборщика.
Клеть раскрылась!
Внутри лежали пятьсот ящиков с отдельными узлами... и пачка машинописных листов со смазанным текстом.
Рассказы
А.П.Чехов «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий»
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
М.Горький «Старуха Изергиль»
М.А.Шолохов «Судьба человека»
А.И.Солженицын «Матренин двор»
А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире»
В.Шаламов «Последний бой майора Пугачёва», «Тифозный карантин»
Ограниченное число действующих лиц (не более двух — трёх);
Острый, напряжённый сюжет, изображение отдельного события в жизни человека, но имеющего важное для него значение;
Острая проблема, вокруг которой происходит развитие сюжета, причём это всего одно событие;
Непредсказуемый, неожиданный финал;
Нет больших описаний, оценок автора (например, в виде лирических отступлений), стиль изложения в основном нейтральный;
Отсутствие психологизма, показано само действие, не раскрываются мотивы поступков героев.
Новелла
разновидность рассказа, эпическое остросюжетное произведение с неожиданной развязкой, отличающееся краткостью, нейтральным стилем изложения, отсутствием психологизма.
Повесть
произведение, среднее между рассказом и романом по количеству действующих лиц и событий. Повествование хроникально, события даны в их естественной последовательности.
Важно!
Н.В. Гоголь «Шинель»
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
Цепь эпизодов построена в определенной хронологической (временной) последовательности;
Дано описание большого периода жизни;
Сюжет близок к жизни;
Изображается не одно, а ряд событий из жизни героя.
Роман
эпический жанр, предметом изображения в котором является определённый период или целая жизнь человека.
Особенности романа:
длительный период описываемых событий;
наличием нескольких сюжетных линий и системы действующих лиц, в которую входят группы равнозначных персонажей.
характеры даются в развитии;
большой круг жизненных явлений и широкий спектр общественно-значимых проблем.
Классификации романов:
по структурным особенностям;
по проблематике;
по эпохе, в которую господствовал тот или иной тип романа.
автобиографический (описание автором собственной жизни);
семейно-бытовой (история жизни семьи);
социально-психологический (исследование психологии героев, обусловленной социальными условиями);
исторический (изображение событий определенной эпохи);
философский (описание борьбы идей, размышления над проблемами бытия);
роман воспитания (история становления личности);
роман-утопия/антиутопия (построение модели идеального общества/предостережение в изображенной модели);
эпистолярный (роман в письмах; Ф. М. Достоевский «Бедные люди»);
фантастический (описание фантастических героев, событий);
любовный (повествование об истории любви);
авантюрный (внимание уделяется перипетиям сюжета);
роман-путешествие.
Романы
Романы
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
И.А. Гончаров «Обломов»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Важно!
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
Роман-эпопея
произведение, в котором предметом изображения является не история частной жизни, а судьба всего народа или целой социальной группы
сюжет строится на основе узлов – ключевых, переломных исторических событий;
в судьбах героев, как в капле воды, отражается судьба народа;
картина народной жизни складывается из отдельных судеб, частных жизненных историй;
являются массовые сцены, благодаря которым автор создаёт обобщенную картину потока народной жизни, движения истории
Тематические разновидности лирики
Гражданская
основной темой являются патриотизм, размышления о Родине, государственности, гражданском долге.
Философская
преобладающими мотивами являются рассуждения о смысле жизни, устройстве вселенной, воспевание общечеловеческих чувств, природы и человека, как ее части, с характерными для этого жанра принципами углубленного психологизма, самопознания, установки на аллегорию и метафоричность.
Интимная
стихотворения о личных переживаниях (переживание любви, дружбы, обиды, разочарования…)
Пейзажная
стихотворения о переживаниях, вызванных природой.
Трагедия
драматическое произведение, основной конфликт которого вызван исключительными обстоятельствами и неразрешимыми противоречиями, приводящими героя к гибели.
в основе исключительный по своей значимости конфликт между героем и средой, героем и судьбой и т. п.;
герой — сильная незаурядная личность, обречённая на гибель;
события происходят в короткий отрезок времени;
финал трагический;
иногда зло торжествует, но моральная победа за главным героем;
зритель трагедии переживает катарсис – освобождение, духовную разрядку.
Комедия
драматическое произведение, в котором действие и характеры представлены в смешных формах.
стремительное развитие действия,
наличие сложных, запутанных сюжетных ходов,
благополучная концовка,
простота стиля.
Виды комедий
комедия положений
основана на хитроумной интриге, особом стечении обстоятельств;
комедия нравов (характеров)
основана на осмеянии человеческих пороков и недостатков;
сатирическая
социальное обличение пороков;
лирическая
комическое совмещается с лиризмом;
трагикомедия
комическое совмещается с трагическим.
Важно!
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Н.В.Гоголь «Ревизор»
А.П.Чехов «Вишнёвый сад»
Драма
пьеса, содержание которой связано с изображением обыденной жизни; несмотря на глубину и серьёзность, конфликт, как правило, касается частной жизни и может быть разрешён без трагического исхода.
Особенности драмы:
по ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними;
описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия;
Виды драмы:
историческая,
социальная,
философская,
мелодрама (действующие лица четко делятся на положительных и отрицательных).
Важно!
А.Н.Островский «Гроза»
М.Горький «На дне»