Презентация - "Презентация по литературе на тему "Литература конца-xix-начала-xx-века" (11 класс.)"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 27.08.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе на тему "Литература конца-xix-начала-xx-века" (11 класс.)"
I. Начало 1890-х – 1905 год
1892 год. Свод законов Российской империи: «обязанность полного послушания царю», власть которого объявлялась «самодержавной и неограниченной»
Быстрыми темпами развивается промышленное производство.
Растет социальное сознание нового класса – пролетариата.
1885 год. Первая политическая забастовка Орехово-Зуевской мануфактуры. Суд признал требования трудящихся справедливыми.
1896 год. Император Николай Второй.
Образовались первые политические партии: 1898 – социал—демократы, 1905 – конституционные демократы, 1901 – социал-революционеры
Разделение русской литературы на два направления
Новое поколение писателей, которые входили в кружок, возглавляемый Н.Д. Телешовым – «Среда»
Издательство «Знамя» открывает М. Горький
Реализм (неореализм)
Куприн
Бунин
Горький
Андреев
Шмелёв
Жанр – повесть и рассказ.
Ослаблена сюжетная линия.
Интересует подсознание, а не «диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные чувства, не понимаемые самим человеком.
Образ автора выходит на первый план, задача- показать свое, субъективное восприятие жизни.
Нет прямой авторской позиции – всё уходит в подтекст (философский, мировоззренческий)
Возрастает роль детали.
Поэтические приемы переходят в прозу.
Реализм (неореализм)
Модернизм. Символизм.
1893 год. В статье Д.С Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» модернизм получает теоретическое обоснование.
Старшее поколение символистов: Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Федор Сологуб. Младосимволисты: Блок, А. Белый
Журнал «Мир искусства» Изд. княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, ред. С. П. Дягилев, А. Н. Бенуа (Петербург 1898-1904 гг.)
К. Бальмонт
В. Брюсов
Мережковский Д
Символизм
Сосредоточено преимущественно посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных чувств и видений;
Стремление проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира и его Красоту.
Вечная Женственность
Мировая Душа
«Зеркало в зеркало, сопоставь две зеркальности, и между ними поставь свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся, взаимно углубят одна другую, обогатят пламя свечи и соединятся им в одно. Это образ стиха». (К. Бальмонт)
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий
(Соловьев)
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздельно, бесцельно
(Брюсов)
1905 год - один из ключевых в истории России
В этот год свершилась революция, начавшаяся с «Кровавого воскресенья» 9 января,
издан первый царский манифест, ограничивающий власть монархии в пользу подданных, провозглашающий Думу законодательным органов власти, утверждающий гражданские свободы, создание совета министров во главе с Витте,
вооруженное восстание в Москве, явившееся пиком революции,
восстание в Севастополе и др.
Промежуточный, кризисный, достаточно спокойный период.
Реализм не занимает ведущих позиций
Сильнейшее влияние модернизма
Кризис символизма.
1911 год. Статья
А. Блока «О современном состоянии русского символизма»
1911 год. Появляется самое радикальное направление , отрицающее всю предшествующую культуру, авангардное – футуризм.
В Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин.
Футуризм
стремление создать «искусство будущего»,
отрицание наследия «прошлого» - традиций культуры.
языковое экспериментирование «заумь»
Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие берёзы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Ты ночью, облако, роопсь!.
Пощечина общественному вкусу
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!...
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Д. Бурлюк, Александр Крученых,
В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва. 1912. Декабрь
Акмеизм
Освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности образов.
Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова
Особенности «серебряного века»
Элитарность литературы, рассчитанная на узкий круг читателей. Реминисценции и аллюзии.
Развитие литературы связано с другими видами искусства:
Театр: своё направление в мировом театре – Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов, М. Чехов, Таиров
Живопись: футуризм (Малевич), символизм (Врубель), реализм (Серов), акмеизм («Мир искусства»)
Огромное влияние философии, много новых мировых направлений: Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, В. Соловьев; Ницше, Шопенгауэр.
Открытие в психологии – теория Фрейда о подсознательном.
Преимущественное развитие поэзии. Открытие в области стиха.
Музыкальное звучание стиха.
Возрождение жанров – сонет, мадригал, баллада и др.
Новаторство в прозе: роман-симфония (А. Белый), модернистический роман (Ф. Соллогуб)
Изотерические учения (спиритизм, оккультизм) – элементы мистики в литературе .
Константин Сергеевич Станиславский
Ключевые понятия его знаменитой системы: стадии работы артиста над ролью, метод претворения в персонаж, игра «ансамблем» под руководством постановщика, который исполняет «роль», аналогичную дирижерской в оркестре, труппа как живой организм, проходящий разные стадии развития; и главное — теория причинно-следственных связей характера
Актёр, выходя на сцену, выполняет определённую задачу в рамках логики своего персонажа. Но при этом, каждый персонаж существует в общей логике произведения, заложенной автором. Автор создал произведение в соответствии с какой-то целью, имея какую-то главную мысль. И актёр помимо выполнения конкретной задачи, связанной с персонажем, должен стремиться донести до зрителя главную мысль, попытаться достичь главной цели. Главная мысль произведения или главная его цель - это сверхзадача.
Актёрская игра разделяется на три технологии:
ремесло (основано на пользовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр),
представление (в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли).
переживание (актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене).
Александр Яковлевич Таиров
Идея Свободного театра, который должен был сочетать трагедию и оперетту, драму и фарс, оперу и пантомиму
Актер должен был быть подлинным творцом, не скованным ни чужими мыслями, ни чужими словами. Принцип «эмоционального жеста» взамен жеста изобразительного или житейски достоверного.
Спектакль не должен во всем следовать за пьесой, ведь спектакль и сам «ценное произведение искусства».
Главная задача режиссера - дать исполнителю возможность раскрепоститься, освободить актера от быта.
В театре должен царить вечный праздник, неважно, праздник трагедии или комедии, лишь бы не пустить в театр обыденность -«театрализация театра»
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмогорическую симфонию линий и красок.
«Биомеханика стремится экспериментальным путем установить законы движения актера на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения игры актера». (психологическая концепция У.Джемса (о первичности физической реакции по отношению к реакции эмоциональной), на рефлексология В. М. Бехтерева и эксперименты И. П. Павлова.
Евгений Багратионович Вахтангов
поиски «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально»
идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму
1917 год.
«Февраль — это разгул стихии, смертоносная вольница, чудовищный беспредел. Но тогда и Октябрь 1917-го — никакое не продолжение революции: Октябрь — укрощение её. Столь же кровавое, как и она сама. Но для государства, выходит, спасительное. И для народа — тоже. Как меньшее зло». Лев Аннинский
«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то [] жили, которую мы не ценили, не понимали,- всю эту мощь, сложность, богатство, счастье (И.Бунин)