Презентация - "Философия начала 20 века"
- Презентации / Другие презентации
- 4
- 30.08.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Философия начала 20 века"
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж»
Презентация на тему
«Философия ХХ века»
Раздел 1 «Основные идеи истории мировой философии»
Дисциплина: Основы философии
Философия Ф.Ницше
Н.А.Бердяев. Этика закона и этика творчества
М.Хайдеггер. Подлинное и неподлинное существование
Хосе Ортега-и-Гассет. «Восстание масс»
Философия Ф.Ницше
Фридрих Ницше
(1844-1900 гг.)
Основные работы :
«Рождение трагедии из духа музыки»
«Так говорил Зарагустра»
«Веселая наука»
«Воля к власти»
«Сумерки идолов»
Ввел такие понятия как:
« Воля к жизни» и « Воля к власти»
Выступал против мещанской морали и считал, что христианство формирует мораль «рабов»
Философия Ф.Ницше
Учение о «сверхчеловеке» основано на отрицании христианских ценностей, провозглашении смерти Бога
Сверхчеловек – это человек будущего, поставивший себя на место Бога, у него врожденная аристократичность, благородство и доброжелательность по отношению к равным себе и превосходство и презрение к «серой массе»
Н.А.Бердяев. Этика закона и этика творчества
Н.А.Бердяев
( 1874 – 1948 гг. )
Основные работы:
«Смысл творчества»
«Философия свободы»
«Смысл истории»
«О назначении человека»
«О рабстве и свободе человека»
Считал, что высшей ценностью в окружающем мире является – свобода
Свобода и «соборность»(единство духа и воли) составляют основу существования человека
Н.А.Бердяев. Этика закона и этика творчества
Этическая революция
Этика закона (Ветхий Завет)
В основе этой этики лежит религиозный страх. На ранних этапах человеческого развития это боязнь нарушить запрет и стать нечистым, которая затем принимает более утонченные формы, по сути, оставаясь все той же. Этика закона стремится подчинить человека закону, чтобы он боялся наказания. Бердяев лишь показал, что существуют более высокие стадии нравственности, чем следование этике закона. Причем эти более высокие стадии не могут быть достигнуты принудительно, они предполагают свободу человека - его свободную любовь к Богу, к ближнему, его свободное творчество.
Этика творчества
Отлична от этики закона, так как для этики творчества нравственной целью жизни является не самоспасение, а творение нового, создание ценностей (и не только нравственных). В отличие от этики закона, которая исходит от мира и направлена на личность, этика творчества направлена от личности на мир
М.Хайдеггер.
Подлинное и неподлинное существование
М.Хайдеггер
( 1889 – 1976 гг.)
Основные работы:
«Бытие и время»
«Лесные тропы»
«На пути как к языку»
«Что есть мысль»
Основоположник экзистенциализма, это не выявление сущности человека, а его повседневное бытие, т.е это попытка напомнить том, что есть в человеке что-то уникальное, неповторимое, несводимое к общей закономерности
Считал, что мир – это место, где взаимодействуют бытие и сознание и смыслом бытия является человеческая жизнь
М.Хайдеггер.
Подлинное и неподлинное существование
Способы бытия
Подлинное – выход из состояния подавленности обществом сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы
Неподлинное – полная подчиненность человека обществу, « жизнь со всеми», «жизнь как у всех», « плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного признания
Хосе Ортега-и-Гассет. «Восстание масс»
Хосе Ортега-и-Гассет
(1883-1955 гг.)
Учение Хосе Ортега-и-Гассет оказало влияние на весь мир и сформировало целое поколение испанских мыслителей, историков, писателей
Своей задачей Ортега видел обращение людей в философию. Этой цели служили и газетные статьи, и переводы, и издательская деятельность мыслителя.
В поисках компромисса между идеализмом (преувеличение значения разума) и реализмом (преувеличение значения вещей), Ортега приходит к так называемой философии жизни — соединению Я и вещей. «Я есть я сам я и мои обстоятельства» - один из ведущих принципов его философии.
Хосе Ортега-и-Гассет. «Восстание масс»
Социологическая работа «Восстание машин»
приносит философу всемирную славу.
Человечество, по мысли Ортеги, делится на два типа людей:
элиту (духовную аристократию)
массы.
Под элитой философ понимает тех, кто имеет превосходство. Речь идет не о материальном превосходстве, но о качестве «сверхчеловека», свободно выбирающего свои цели, в то время как массы пассивно повинуются нормам, «установленным другими».
Масса —всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, как и все, и не только не удручён, но доволен собственной неотличимостью, это те, кто плывет по течению и лишён ориентиров
Хосе Ортега-и-Гассет. «Восстание масс»
В своей работе Ортега предлагает, чтобы Западная Европа объединилась и вновь стала оказывать влияние на ход событий в мире. Такое европейское единение для философа мыслится гарантом защиты общей западной культуры против варварства масс, «плебса», против того, что он и охарактеризовал «восстанием масс»
Это «восстание», по Ортеге, может привести как к новому непредвиденному строю жизни, так и величайшей из катастроф во всей судьбе человечества, и опасность превышает надежду. Работа вызвала волну горячих дискуссий по всей Европе
Источники:
Основная литература:
1.Губин В.Д. Основы философии М.: ФОРУМ: ИНФРО-М, 2018 – 288 с.
Дополнительная литература:
1. https://fil.wikireading.ru/9842
2. Биография философов:
http://nitshe.ru/biography-zhizn-idei-filosofiya-72.html
3. https://studopedia.su/15_101912_filosofiya--veka-osobennosti-i-osnovnie-napravleniya.html