Презентация - "Презентация по литературе "Древнерусская литература" (5 класс)"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 08.04.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе "Древнерусская литература" (5 класс)"
Древнерусская литература
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы
Наши цели:
Узнать, как возникла …….
Познакомиться с основными жанрами ….
Развивать устную и письменную …
Наши цели:
Узнать, как возникла древнерусская литература.
Познакомиться с основными жанрами древнерусской литературы.
Развивать устную и письменную речь.
Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 988 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги.
На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.
В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись.
Летопись.
Летописание.
Погодная запись
(год).
Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.
В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод».
В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет».
Подведем итоги первой части урока:
Узнать, как возникла древнерусская литература.
Познакомиться с основными жанрами древнерусской литературы.
Развивать устную и письменную речь.
«Подвиг
отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.
Словарная работа
Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.
Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.
ладья — большая лодка.
печенеги - тюркоязычный народ, пришедший на Русь с юго-востока, из южных степей, кочевники, хорошие воины
отрок – мальчик-подросток. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
Словарная работа
муж – богатый и знатный человек
воевода – начальник войска
сторожа – передовые, разведывательные отряды
Лыбедь – название реки
княжичи — дети князя.
затворяться – закрываться
тужить- горевать
"Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.
"Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"
И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:
- Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам".
И сказал один отрок:
- Я проберусь.
И ответили ему:
- Иди.
"Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"
Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их:
- Не видел ли кто-нибудь коня?
Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него, но не могли ему ничего сделать.
На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок:
- Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.
Сказал же Воевода их, по имени Претич:
- Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону.. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав".
"Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"
Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же подумали, что пришел сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил :
- Кто это пришел?
А тот ответил ему:
- Люди той стороны Днепра.
Печенежский князь снова спросил:
- А ты не князь ли ?
"Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"
Претич же ответил:
- Я муж его, пришел в сторожах , а за мною идет полк (войско) с самим князем: бесчисленное их множество.
Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:
- Будь мне другом.
Тот ответил:
- Так и сделаю.
И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю , стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города.
"Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"
И послали киевляне к Святославу со словами:
- Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих?
Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришел в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и был мир.
Беседа по прочитанному
1. Какой поступок совершил отрок- киевлянин?
2. Можно ли считать его подвигом? Почему?
3. Ради кого или чего совершен безымянный подвиг?
4. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
5. Почему в названии речь идет только о подвиге отрока? Разве не совершил подвиг воевода Претич?
6. Назовите основную мысль произведения.
Составление цитатного плана повести
Цитата — точная выдержка из какого-нибудь текста.
Цитата заключается в кавычки.
Если берется отрывок предложения с начала предложения, то ставим многоточие в конце «Цитата…»;
если берем отрывок не с начала, то ставим многоточие и начинаем со строчной буквы «…цитата».
«Цитата….цитата».