Презентация - "Презентация по ИЗО на тему "Гжель" (5 класс)"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 13.06.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по ИЗО на тему "Гжель" (5 класс)"
Гжель – изделия из фарфора с росписью. Отличительной чертой изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он и возник. В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.
Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик. Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.
Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей.
Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели.
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА
Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.
Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.
Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.
СОВРЕМЕННАЯ ТЕМАТИКА РИСУНКА
Сюжетный рисунок
Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, времена года, пейзажи, тематика современности.
Орнаментальная стилистика
Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки», «шашечки», «жемчужинки» и другое.