Презентация - "Презентация "Л.С. Выготский и "Психология искусства"."
- Презентации / Другие презентации
- 1
- 18.03.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "Л.С. Выготский и "Психология искусства"."
Л. С. Выготский и «Психология искусства»
автор презентации: Алексеева Екатерина Юрьевна воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Д/с №4» рп. Первомайский
Лев Семёнович Выготский (15.11.1896-11.061934)
«ТОГО, К ЧЕМУ СПОСОБНО ТЕЛО, ДО СИХ ПОР
НИКТО ЕЩЕ НЕ ОПРЕДЕЛИЛ… НО, ГОВОРЯТ, ИЗ
ОДНИХ ЛИШЬ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ, ПОСКОЛЬКУ
ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КАК
ТЕЛЕСНАЯ, НЕВОЗМОЖНО БЫЛО БЫ ВЫВЕСТИ
ПРИЧИНЫ АРХИТЕКТУРНЫХ ЗДАНИЙ,
ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И ТОМУ
ПОДОБНОГО, ЧТО ПРОИЗВОДИТ ОДНО ТОЛЬКО
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, И ТЕЛО
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НЕ МОГЛО БЫ ПОСТРОИТЬ
КАКОЙ-ЛИБО ХРАМ, ЕСЛИ БЫ ОНО НЕ
ОПРЕДЕЛЯЛОСЬ И НЕ РУКОВОДСТВОВАЛОСЬ
ДУШОЮ, НО Я ПОКАЗАЛ УЖЕ, ЧТО ОНИ НЕ
ЗНАЮТ, К ЧЕМУ СПОСОБНО ТЕЛО, И ЧТО МОЖНО
ВЫНЕСТИ ИЗ ОДНОГО ТОЛЬКО РАССМОТРЕНИЯ
ЕГО ПРИРОДЫ…»
Бенедикт Спиноза Этика, ч. III, теорема 2, схолия
Выготский Лев Семенович, советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве. Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
В книге «История развития высших психических функций» (опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей затем - на управление собственным поведением.
В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и речь», 1934). Исследуя речевое мышление, Выготский по- новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.
«Воображение и творчество в детском возрасте» Рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Впервые увидевшая свет в 1930 году и переизданная «Просвещением» в 1967 году, эта работа не потеряла своей актуальности и практической ценности. Книга снабжена специальным послесловием, в котором дается оценка трудам Л.С.Выготского в области детского творчества.
«Лекции по педологии» В основу книги положены лекции выдающегося психолога XX в. Л.С.Выготского, прочитанные им. В доступной форме изложены фундаментальные проблемы педологии - специальной науки о развитии ребенка.
«Лекции по психологии» В книгу известного психолога Л.С.Выготского вошли лекции, посвященные высшим психическим функциям и их развитию в детском возрасте.
.
«Основы дефектологии» Книга включает опубликованные в х гг. труды, посвященные теоретическим и практическим вопросам дефектологии: монографию "Общие вопросы дефектологии", ряд статей, докладов и выступлений. Детей с дефектами зрения, слуха и т. д. можно и нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными членами общества, - вот ведущая идея работ Л. С. Выготского
«Психология искусства» Книга выдающегося советского ученого Л. С. Выготского «Психология искусства» вышла первым изданием в 1965 г., вторым в 1968 г. и завоевала всеобщее признание. В ней автор резюмирует свои работы годов и вместе с тем готовит те новые психологические идеи, которые составили главный вклад Выготского в науку. «Психология искусства» является одной из фундаментальных работ, характеризующих развитие советской теории и искусства.
Настоящая книга возникла как итог ряда мелких и более или менее
крупных работ в области искусства и психологии. Три литературных
исследования – о Крылове, о Гамлете и о композиции новеллы – легли в
основу многих анализов, как и ряд журнальных статей и заметок. Здесь в
соответствующих главах даны только краткие итоги, очерки, суммарные
сводки этих работ, потому что в одной главе дать исчерпывающий анализ
Гамлета невозможно, этому надо посвятить отдельную книгу. Искание
выхода за шаткие пределы субъективизма одинаково определило судьбы и
русского искусствоведения и русской психологии за эти годы. Эта
тенденция к объективизму, к материалистически точному
естественнонаучному знанию в обеих областях создала настоящую книгу. Называя книгу «Психология искусства», автор не хотел этим сказать,
что в книге будет дана система вопроса, представлен полный круг проблем
и факторов. Цель была существенно иная: не систему, а программу,
не весь круг вопросов, а центральную его проблему имели мы все время в
виду и преследовали как цель.
Замысел состоя в том, чтобы анализируя особенности структуры художественного произведения, воссоздать структуру той реакции, той внутренней деятельности, которую оно вызывает: « Эстетика представляется нам учением об эстетическом поведении , то есть об общем состоянии, охватывающем и проникающем всего человека и имеющем своей исходной точкой и сосредоточением эстетическое впечатление» Про свой метод Выготский отмечает: «…до сих пор психологическое исследование искусства всегда производилось в одном из двух направлений: либо изучалась психология творца, создателя по тому, как она выразилась в том или ином произведении, либо изучалось переживание зрителя, читателя, воспринимающего это произведение» И предлагает взять за основу не автора и не зрителя, а само произведение искусства.
Предвидя возможные критические замечания Выготский отмечает, что , конечно, оно само по себе никак не является предметом психологии, и психика как таковая в нем не дана: «однако психолог вынужден обращаться…именно к вещественным доказательствам, к самим произведениям искусства и по ним воссоздавать соответствующую им психологию, чтобы иметь возможность исследовать её и управляющие ею законы. При этом всякое произведение искусства…рассматривается психологом как система раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом чтобы вызывать эстетическую реакцию»
Основным посылом для рассмотрения темы влияния произведений искусства на человека Выготский называет кризис противоречий, назревший вследствие развития направлений, между, так называемыми, «эстетикой сверху» и «эстетикой снизу», между высокими умозаключениями и примитивными опытами для выявления реакций и рефлексом. Примитивным фактором по мнению Выготского, может стать рассмотрение эстетики только в контексте исторического материализма, единственного передового на тот момент течения.
В самом начале Выготский задаёт главный вопрос: что же делает искусство искусством? По каким критериям мы определяем, что данное художественное творение является произведением, а другое не соответствует этому определению? «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть» говорит Брюлов К.И., тем самым даёт определение формы художественного произведения. Но для уравновешивания формы деталями, незначительным её элементами, необходимо чувство, которым наделен художник, автор. Выготский определяет искусство как синтез чувства и фантазии, тем самым примиряя эмпирическую психологию и рефлексию, а именно – чувство сознательно или бессознательное. Через эту способность человеческой психики можно отследить воспитательную функции искусства, то есть способность изменять поведение и тело.
«Психология искусства», к сожалению, единственная работа Л.С. Выготского , объясняющая отношение человека и искусства. Данный труд дает хорошую почву для дальнейшей работы психологов, философов, искусствоведов.