Презентация - "Презентация по мокшанскому языку на тему "Календарно-обрядовая поэзия" (4 класс)"
- Презентации / Другие презентации
- 2
- 23.01.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по мокшанскому языку на тему "Календарно-обрядовая поэзия" (4 класс)"
Зимние календарные обряды и песни.
С 24 декабря по 6 января – Святки. Это самое праздничное время для мордвы, когда запасы урожая еще не истощились и много свободного времени.
Святки у мордвы, как и у русских, сопровождались не только обрядами (играми, плясками, гаданиями, ряжением), но и пением определенных песен: колядок, тавусеней. Среди святочных песен мордвы особенно большое место занимали колядки.
Рождественский сочельник по-мокшански назывался калядань ши (день коляды). В этот день мордва начинала колядовать. Обычай был довольно распространенным: во многих местностях до самого последнего времени собирать колядные пирожки, ходили по домам и колядовали не только дети, но и взрослые.
Обычно колядовали группой. Руководитель при входе в сени отворял все двери, бросал горсть зерен с заклинательными словами: «Тити-пити, курочки, сколько зерен я бросил, пусть столько одоньев будет у вас на гумне». После этого начинали петь колядки.
Святочные гадания у мордвы большей частью сходны с русскими: девушки гадали о суженом, парни – о рекрутстве, взрослые – об урожае.
Вечером под Новый год начинали совершать праздничное моление тавусень. По своему содержанию и форме песни-тавусень во многом напоминают колядки, исполняются они почти с теми же обрядами, а вместо припева «каляда» употребляется «тавуся». Мордовские песни-тавусень более древнего происхождения, чем колядки.
Ой, коляда! На краю леса озерко,
Ой, коляда! На берегу озерка сосенка,
Ой, коляда! На сосне кузовок,
Ой, коляда! В кузовочке гнездышко,
Ой, коляда! В гнёздышке голубка.
Ой, коляда! Красные сапожки на ногах.
Ой, коляда! Синий тулупчик на ней,
Ой, коляда! Зелёная шапка на голове,
Ой, коляда! Словно позолочен кончик её клюва.
Ой, коляда! Какая у голубки пища?
Ой, коляда! Жёлтое зерно, пшеница.
Ой, коляда! Что у голубки за питьё?
Ой, коляда! Бьющий родник –её питьё.
Ой, коляда! В сторону села воркует –
Ой, коляда! Чует рождение мальчиков.
Ой, коляда! В сторону поля воркует –
Ой, коляда! Знает об урожае хлебов.
Ой, коляда! Подай-ка, бабушка пирожок!
Ой, коляда! Чтоб маслом был помазанный,
Ой, коляда! Чтоб по кузову растекалось.
Ой, коляда! Девушка пригожая Любава,
Ой, коляда! Ходит по зеленому лугу,
Ой, коляда! Расчёсывает волосы гребешком,
Ой, коляда! Вышитое платье на ней,
Ой, коляда! Чистый платок на ней,
Ой, коляда! Словно маков цвет её руця,
Ой, коляда! В кадке пыль покрыла платок,
Ой, коляда! В кацке руця запылилась,
Ой, коляда! Пошла мыть-полоскать,
Ой, коляда! И стирает, и полощет,
Ой, коляда! Словно медное монисто её подмосток,
Ой, коляда! Словно серебряная груша её валек
Ой, коляда! Бельё своё разобрала,
Ой, коляда! На иголке просушила.
Ой, коляда! Дай, бабушка, пирожок!
***
Коляда! Произрастающий хлеб да родится,
Коляда! Солома его с оглоблю,
Коляда! Колос его с конец дуги,
Коляда! Зерно его с коляду.
***
Тавуся! Бабушка, отвори, ноги замерзли!
Тавуся! Ку да ты, милый, ходил?
Тавуся! Ходил просо смотреть.
Тавуся! Какое, милый, просо?
Тавуся! С яичный желток зерна,
Тавуся! С большой пирог колосья,
Тавуся! С оглоблю стебли,
Тавуся! Лутушки, латушки,
Тавуся! Давай, бабушка, пироги.
Весенне-летние календарные обряды и песни
В этот цикл входят песни, посвященные призыву весны; масленичные песни-ивавы; великопостные песни, бытующие в разных районах под разными названиями, в зависимости от их припева; песни вербного воскресенья в честь богини вербы и весеннего ветра, а также песни, посвященные проводам весны.
Весенние обряды и песни направлены на то, чтобы лучше подготовиться к посеву и уходу за новым урожаем, чтобы своевременно провести посев яровых и огородных культур.
Весенний цикл календарной поэзии в мордовских селениях начинался 14 марта (по новому стилю), в день святой Евдокии и продолжался до Петрова дня (12 июля). Этот цикл самый продолжительный. В нём много обрядов, сопровождаемых произведениями, в которых содержатся обращения к божествам и предкам с просьбой богатого урожая.
Мордва совершала религиозно-магические обряды. Пеклись ритуальные пироги в виде птицы, которые назывались «ласточки», или «жаворонки». Когда кликали весну, пироги поднимали на крыши домов, сараев и пели веснянки.
Встреча весны особенно торжественно проходила в дни Масленицы. К этому времени гостившие у своих родных девушки-мордовки возвращались обратно в отцовский дом с пряжей, которую, по обычаю, в течение многих недель пряли. Теперь девушки и женщины готовили пшенную муку и ежедневно в Масленицы пекли блины. Несколько блинов пекли в виде птицы сороки, с ними встречали на пригорке весну, напевая одну из обрядовых песенок.
Весенние обряды и песни завершались праздником Троицы, а в первое воскресенье после Троицы народ провожал весну.
Следует отметить, что в календарно-обрядовой поэзии мордвы песни летнего цикла исполнялись очень редко. Да и сами обрядовые моления в течение летней страды проводились реже, чем весной.
Песни – призывы весны
***
Жаворонки, услышьте нас,
Скорее заметьте нас!
Мы вот приглашаем вас,
На крышах наших ждем вас,
Хлебом-солью угостим вас,
Добрым словом назовём вас.
Обратно сюда прилетите,
На крыши наши садитесь,
Мы вам еду принесли,
Чтобы вы все склевали,
Желудки свои наполнили,
Зобики свои увеличили.
***
Где кукушка куковала?
Где пташка щебетала?
В дальнем лесу, рощице,
Ой, да на первом дереве рощицы,
На первой ветке того дерева,
Да в Соболевском бору.
Ой, на верхушке сосны сидит.
На ветке, уцепившись, держится.
Ой, серая, с крапинками она с виду,
В красные сапоги она обута,
Словно шелковая кисть ее хохолок,
Эй, да словно позолочен её клюв.
На восток обернувшись, кукует –
Слышно о богатом урожае,
На юг обернувшись, кукует –
О рождении мальчиков слышно,
На запад обернувшись, кукует –
Об уходе девушек слышно.
Вербные песни
В ночь на вербное воскресенье молодежь устраивала особый праздник под названием вербань салмат в честь Вермавы, то есть матери вербы. Молодежь делилась на две половины по протекающей через село речке, и каждая половина проводила праздник отдельно в заранее нанятом доме. Около полуночи накрывалось несколько столов. После ужина гости проходили между рядами: парни и девицы ветками вербы ударяли их по одному разу.
Во время Вербного воскресенья молодежь ходила по домам, ударяя спящих людей веточками вербами. Это делалось с целью передачи силы растения человеку.
Обойдя все дома, участники праздника направлялись на берег речки, становились группами на разных её берегах и, попеременно перекликаясь, пели песни, обращённые к богине ветра Вармаве и содержащие призывы весны.
Перед рассветом молодежь с вербами в руках отправлялись по домам участвовавших на празднике хлестать спящих. Подходя к дому, девицы пели:
Вставай-ка, невестушка, вставай-ка
Широкие ворота отворять,
Девиц-молодиц впускать!
Ты не бойся, невестушка!
Вербой мы тебя похлещем,
До другого года здоровья дадим.
Молодушка отпирала ворота, девицы входили в избу и ударяли всех спящих вербой. При этом пели:
О, спите, спите!
Не бойтесь, что проснетесь!
Вербой мы вас похлещем,
До другого года здоровья дадим,
Для хорошего урожая,
Для доброго здоровья.
Встреча Пасхи
В первый день Пасхи проводили следующие обряды. Девушки деревни одевались в лучшие свои наряды. Одна из них уходила из деревни на восток и там пряталась.
Другие шли с песней к околице, чтобы встретить «Пасху», брали с собой ведро пива. Там они пели песню:
Девушки, девушки,
Боярыни, госпожи,
Зачем мы пришли?
Для того мы пришли,
То нас собрало,
Собрались мы, девушки,
Мы Пасху ждать,
Красивый день скликать.
С какой стороны Пасха придет,
С какой стороны красивый день придет?
Со стороны восхода солнца,
Перед Нишке пазом она была
Красиво одетая,
Хорошо она собратая.
Придет она в белом платье,
На платье – фартук,
Придет она в шелковом платке,
В косах – лента,
Обрадует наше село,
Развеселит поляну нашу.
Как только ведро с пивом ставили на землю, девушки останавливались и запевали новую, быструю песню:
Приходи, приходи, Пасха,
Приходи, приходи, красивый день,
Дочь бога Нишке,
Посланец Высшего бога,
Вот ведро пива,
Наполнена пивная чаша,
Поклонимся тебе в ноги,
Напоим пивом,
На руки тебя возьмём,
В село принесём,
Семь дней продержим,
На восьмом проводим
Снова по зелёному лугу,
Среди красных цветов.
«Пасха» шла навстречу девушкам. Те в свою очередь направлялись к ней с пивом и пели:
Идемте, девушки,
Пасха наша видна,
Идёмте, госпожи,
Красивый день наш заметен.
Навстречу ей выйдем,
Чашу пива поднесем,
В ноги ей упадём,
Красивую песню споём,
На руки её возьмём,
В село принесём,
Развеселит она село наше,
Разукрасит поляну.
«Пасхе» подносили кувшин пива, и все преклоняли колена на мордовский лад (низко садились на корточки, правую ногу отводили назад так, что её колено было ниже левого, оно, однако, не касалось земли) и пели:
Боярыня Пасха,
Госпожа, госпожа,
Божья посланница,
Всевышнего бога любимица,
Богом послана,
На седьмой день отпущена
По земле ходить,
Пуре пить,
Хмельною быть,
Красивые песни петь.
Увидь-ка наши поклоны,
Выпей нашу чашу пива,
Заруки наши возьмись-ка,
В село наше идём-ка,
Украшать наше село,
Веселить нашу поляну.
«Пасха» пила из кувшина. Девушки брали её руки и возвращались с ней в деревню с песней:
Девушки, боярышни,
Вот дождались мы, кого ждали,
Вот дождались мы радость нашу.
За руки её возьмём,
В село наше приведём.
Село наше обрадуется,
Радуясь, с песнями встретят нас,
С поклоном встретят нас.
Остальные жители села ожидали на околице. Девушки входили в село и ели:
Радуйся, всё село!
Вот теперь пришла, кого мы ждали,
С песней, с пляской мы встретили её,
За руки мы её взяли,
В наше село привели,
Обрадует она наше село,
Развеселит нашу поляну.
Со стороны восхода солнца она пришла,
В сторону заката снова уйдёт
По зеленому лугу,
По красивым цветам.
Всю пасхальную неделю девушки праздновали и с «Пасхой» ходили из дома в дом.
Песня проводов весны
Весна, весна, За тобой теперь
Весна – красавица! Пришло летечко.
Ты всю землю Было бы побольше
Зеленью одела, Тёплых дождичков,
Ты всей земле Тёплых дождичков,
Тепло принесла! Летних гроз.
Густых хлебов,
Провожаем тебя. Народились бы в семьях
Мы встречали тебя Умные мальчики.
С хлебом-солью,
А обратно провожаем
С сожалением
И сердечностью,
Со словам тёплыми.
Песнопение в честь Нишкепаза
Всевышний Нишке, свет-кормилец!
Вот пришли к тебе
С моленьем,
С хлебом-солью,
С чашками, с салмою,
Кланяемся тебе,
С добрыми мыслями
Обращаемся к тебе,
С добрым сердцем.
Дай на земле-матушке.
Урожайного хлеба,
Толстой соломы,
Крупных колосьев.
Песнопение в честь Нишкепаза
Вот тебе яйца,
Чтоб с желток было зерно!
Пошли, бог Нишке, кормилец,
На землю-матушку тихий хороший дождик,
Дай хлебам дождика,
Корням – сырости,
Верхушкам – росы.
Охраняй их от сильного ветра,
Сильного града.
Дай, бог Нишке, кормилец,
Пашущему-боронующему, работнику
Доброго здоровья!
Осенние обрядовые песни
Осенний цикл от двух предыдущих отличается тем, что в этот период почти все обрядовые праздники совершались как языческие моления, которые сопровождались пением молитвенных песен (пазморот).
Осенний сезон аграрного календаря мордвы начинался со сбора первых видов урожая, с июля месяца и продолжался до декабря.
Все обряды и песнопения распадались на два вида:
аграрно-общественные, в честь божеств по сбору урожая;
семейно-бытовые, посвященные покровителям дома, двора и гумна, с выражением просьбы здоровья людям, благополучия скоту и сохранения урожая.
К первому виду относятся: яблочный спас, медовый спас, сельский молян, моление стариков, моление женщин и другие.
Моление у родника.
Фото М. Е. Евсевьева
Ко второму – семейные праздники: молян в честь богини двора, молян в честь богини дома.
Первыми осенними праздниками (озксами) были медовый и яблочный спасы. В конце августа, после посева озимых проводился праздник озим озкс (моление озимых) в честь богинь: земли – Модавы, поля – Паксявы, плодородия – Норовавы.
В конце октября праздновался всеми селениями большой трехдневный праздник велень озкс (широкое моление), посвященный богине полей – Паксяве, богине села – Веляве и другим покровителям по поводу окончания всех полевых работ и уже собранного богатого урожая. Это был самый торжественный, многолюдный общественный праздник древней мордвы.
Озкс. Приготовление обрядовой пищи.
Фото М.Е. Евсевьева
Осенью также торжественно справляли и некоторые семейно-бытовые моления. В начале ноября заканчивался выпас скота, с летнего пастбища скот возвращался домой на зимовку. В связи с этим совершался кардаз озкс (моление хлева) – последний праздник осеннего цикла. Жители каждого дома ставили стол посреди своего двора, на нем расставляли разные кушанья, произносили молитвы, обращенные к божеству двора Кардаз-сярко и содержавшие просьбы о благополучном сохранении и увеличении скота. По окончании соления оставляли кусочки стряпни в хлевах и возвращались домой обедать.
Таким образом, в основе общественных и семейных праздничных обрядов мордвы лежали хозяйственные занятия и земледельческая деятельность. Во всех традиционных праздниках мордовского народа мы ясно видим сочетание христианских элементов с языческими.
Одним из самых торжественных и многолюдных летних молений издавна был общинный праздник села – «Велень озкс». Люди собирались на огромной поляне и молились верховному богу Инешкепазу о здоровье сельчан, сохранности посевов и щедром урожае хлебов, добром приплоде скотины и хорошей погоде. С помощью магических действий, ритуальных угощений, песенных заклинаний они надеялись заручиться поддержкой богов.
Впрочем, постепенно озксы утратили былые сказочные сверхъестественные функции и превратились в общенародные праздники, сохранив, тем не менее, свое главное значение – объединять народ.
Поразительно, что до сих пор, даже расселившись по всей огромной стране, мордва помнит и свято чтит традиции древних предков. Каждое лето россияне съезжаются на историческую родину, в республику на Велень озкс, Раськень озкс, которые обрели статус государственного праздника.
Яблочный спас
В конце лета в день яблочного спаса каждый хозяин брал в церковь яблоки, чтобы их освятить. Дома их ставили на стол и произносили следующую молитву:
Праздник спаса,
Бог яблок, кормилец,
Дай нам хорошей жизни.
Каждый день пусть, словно яблоко,
Вкусным будет,
Каждый день пусть, словно яблоко,
Красно пройдет.
Сохрани, спас-батюшка,
Зелёный густой сад
От бури-ураган,
От острозубых мышей, зайцев,
Вырасти сладкие яблоки,
Пусть они считаются не по одному,
А мерами, осьминами,
Чтоб хватило их не только для семьи,
А чтоб хватало их и для нищих, калек,
Их сладость чтоб дошла
До родителей, старых дедушек и бабушек.
Всевышний бог, милостивый,
Приди к нашему столу
Сладкие яблоки есть,
Старых людей помянуть,
Здоровье охранять.
Медовый спас
Праздником мёда считается второй осенний спас – медовый. К этому дню каждый хозяин готовил мёд, который приносили в церковь, чтобы отслужить молебен. Затем каждый в своём доме произносил над ним молебное заклинание – ознома:
Медовый спас, счастливый праздник,
Дай нам сладостной и здоровой жизни.
Пусть будет жизнь наша, словно мёд,
Пусть пройдёт она сладостно.
Как расцветают на лугу цветы,
Так пусть наша жизнь расцветает.
Как пчёлы собирают сладкий мёд,
Так пусть в нашем доме
Добро, богатство копится.