Презентация - "Современная российская поэзия для детей"
- Презентации / Другие презентации
- 4
- 27.10.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Современная российская поэзия для детей"
«Современная российская поэзия для детей (на примере творчества Э.Успенского, Б. Заходера, А. Усачева)»
Комарова М.С.
«Возрастная» специфика поэзии для детей
Объем стихотворений, предназначенных для детей разного возраста. Наиболее подходящей для детей трех лет оказывается кратчайшая из возможных строф — двустишье:
Эй, не стойте слишком близко —
Я тигрёнок, а не киска!
Традиционным объемом стихотворения для младших дошкольников считается одна строфа из четырех стихов:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Ключевым способом построения строфы в поэзии для детей является способ соединения стихов с помощью рифмы.
Для строфического построения детского стихотворения применимы три основных типа рифмовки:
- смежная (парная),
- перекрестная,
- кольцевая (опоясывающая).
В стихотворениях для младших дошкольников используется исключительно смежная рифмовка (ААББ):
По перилам вдоль балкона
Ходит взад-вперёд ворона.
Важным делом занята:
Дразнит нашего кота!
Смежная рифма придает тексту динамичность. Ускоряет темп его прочтения. Близкое расположение рифмующихся слов облегчает младшему дошкольнику слуховое восприятие текста.
В стихотворениях для средних, старших дошкольников и младших школьников наряду со смежной употребляется перекрестная рифмовка (АБАБ). Она же и является наиболее распространенной в стихах для детей этого возраста.
Третий тип рифмовки — кольцевая (АББА) встречается только в стихотворениях для средних и старших школьников. Возникающий в строфе разрыв между рифмующимися первой и четвертой строками мешает младшим детям улавливать их созвучие и, как следствие, ритм стихотворения.
Многие стихотворения для детей строятся в форме диалога.
Диалог «представляет собой динамичную структуру», наличие же в нем вопроса-ответа эту динамичность повышает. При этом вопрос-ответ является не столько элементом, несущим семантическую нагрузку, сколько элементом игровым.
Наряду с вопросно-ответной формой в поэзии для детей используется парцелляция.
Членение стихотворного текста в детской поэзии происходит не посредством пунктуационных знаков, а выделением парцеллята (слова) в отдельную строку.
Для наглядности приведем стихотворение М.Д. Яснова «Медвежонок»:
Мишка в улей влез,
И вот –
С лапы
каплет
сладкий
мед!
В детской поэзии встречается и более интересный способ использования парцелляции — использование ее на фонетическом уровне, как в стихотворении Ю.П. Мориц «Ручеёк»:
С боку на бок
Повернулся
И с весенним ветерком
Вдаль помчался
К
У
В
Ы
Р
К
О
М…
В равной мере Усачев использует как смежную, так и перекрестную рифмовку. Кольцевая обнаруживается только в стихотворениях для школьников. В стихотворениях для детей данного возраста также часто используется Усачевым смешанная или сплетенная рифмовка, например, ААБВБВДДЕЕ («Жук по имени Жак»). Для придания звучности стихотворению Усачев употребляет монорим: АААА («Кухня») АААА АА («Палка»).
Среди стихотворений для школьников мы обнаруживаем множество тех, что содержат в себе принцип вопроса-ответа.
Кто мне скажет, где зимуют раки?
Может быть, в берлоге. –
Может быть в овраге.
Заканчивается стихотворение ответом самих раков, который должен развеять всякие сомнения героев относительно того, где же раки зимуют:
– Это враки! Это враки! –
Закричали хором раки. –
Мы зимуем подо льдом,
Там у нас в реке есть дом!
Вопрос-ответ включается в монолог и заканчивается стихотворение прямым назиданием:
Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасётся.
А стая - летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом отличие стаи от стада.
Это запомнить как следует надо!
Белые, чёрные, жёлтые, красные,
Тихие, шумные, добрые, злобные...
То ли они человекообразные,
Или же мы обезьяноподобные.
Другим примером детской поэзии является Э.Успенский
«Для того, что бы интересно писать для детей нужно самому в душе быть немного ребенком»
"В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк"
В том городе, где оказался Чебурашка, жил да был крокодил, по имени Гена.
Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города.
Повести-сказки Э. Успенского отличаются большим количеством интересных, суждений их главных героев, эти суждения очень близки детскому мировоззрению и мышлению.
Ну что же, - сказал директор номер два, - мне нравится этот зверь. Он похож на бракованную игрушку! Я возьму его к себе на работу.
- Наконец, крокодилу повезло. Он узнал, что в одной школе учится просто превосходный мальчик. Во-первых, полный оболтус, во-вторых, страшный драчун, а в-третьих, шесть двоек в месяц!
Повести-сказки Э. Успенского отражают детские ценности и детское миропонимание.
- Но папа не согласен: "Кот - он живой. С ним и играть можно, и на улице гулять. А конструктор будет тебе за бумажкой прыгать? Или можно, например, пылесос на верёвочке водить? Ему не игрушка, ему товарищ нужен.
«Ведь живые существа для ребёнка всегда интереснее игрушек».
- Тот час же все покупатели устремились во двор и стали расхватывать лампы. Те, кто купил их, были очень довольны собой, а те, кому ламп не хватило, сильно огорчались и ругали магазинное начальство.
В данном примере отражено стремление людей не отличаться от других.
Обращаясь к сказкам Б. Заходера, в которых говорится о взаимоотношении взрослых и детей, любви матери и благодарности детей за материнскую любовь и заботу, о жадности и наказании за непомерную жадность.
Итак, драться он не любил, зато все время читал и еще... очень любил животных.
Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов
...Здесь ехал Грека через Реку...
Тут шла Собака через Мост --
Четыре лапы, пятый – хвост
Список использованной литературы
Бочарова Н.Ю. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы. С.3. [Электронный ресурс]. URL: http://dou10.bel31.ru/file/vospriatia.pd
Дети о языке: Приложение №2 к Трудам постоянно действующего семинара по онтолингвистке. / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева, Т.В. Кузьмина. СПб., 2001
Дрень О.Е. Мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников в игровой деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2009. №5.
Жданова Л.У. Роль игровой деятельности младших школьников в формировании коммуникативных умений // Science Time. 2015. №5 (17).
Зыль Т.Е. Литературное развитие читателя-школьника. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsu.by/Cache/pdf/230633.pdf 15. Калинина Т.Н. Развитие художественного восприятия ребенка на основе приобщения к изобразительному искусству: учеб. пособие. Екб., 2008.
Липихина Е.Л. Структура и функции поэтонимов в художественных текстах для детей: на материале произведений А.М. Волкова, Н.Н. Носова, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского: дис. канд. филолог. наук: 10.02.01 / Тюмен. гос. ун-т. Тмн., 2003.
Лойтер С.М. Русская детская литература XX в. и детский фольклор: проблемы взаимодействия: автореф. дис. д-ра филолог. наук: 10.01.01 / Кар. гос. пед. ун-т. Птз., 2002