Презентация - "Презентация "Художники изобразительной деятельности Чувашии""
- Презентации / Другие презентации
- 2
- 15.12.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "Художники изобразительной деятельности Чувашии""
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – д/с «Рябинка»
г. Мариинский Посад
Чувашской Республики
Художники
изобразительной деятельности
Чувашской Республики
выполнили работу воспитатели I квалификационной категории
Белова Н. В.
Петр Егоров — первый профессиональный художник-архитектор из чувашей, украсивший своими работами г. Санкт-Петербург, автор
знаменитой ограды Летнего сада. Настоящее чувашское имя этого художника и место его рождения неизвестно. Только известно, что родился он в 1731 (или 1728) году в чувашской деревне Нижегородской губернии.
В 1742 году его — сироту взял свою семью грузинский князь Георгий (Егор) Леванович Дадиани. Он дал мальчику фамилию и отчество по своему имени, а Петром назвал его в честь царя Петра I.
В семье Дадиани Петра обучали чтению, письму и математике, а заметив его талант, стали давать уроки рисования. В 1755 году способный юноша поступил учиться на архитектора.
С 1761 года Петр Егорович участвовал в строительстве и проектировании многих зданий Санкт-Петербурга. В этом городе есть парк, который называется «Летний сад», ограда этого парка выполнена по проекту Петра Егоровича. Она является настоящим произведением искусства и отличается строгой и изящной красотой.
Умер П. Е. Егоров 12 мая 1789 года, оставив о себе воспоминания как о трудолюбивом и весьма достойном человеке.
Моисей Спиридонов — один из первых чувашских художников, который учился в Академии художеств в Петербурге, всю свою жизнь посвятил развитию изобразительного искусства родной Чувашии.
Спиридонов родился 24 августа 1890 года в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района (умер в 1981 г.).
Моисей Спиридонович подготовил уникальный альбом «Чувашский орнамент», в котором собрал множество образцов чувашской народной вышивки.
М. С. Спиридонов — автор картин «Пузырист», «Невеста» и др. В Чебоксарах, в его квартире, открыт музей художника.
Самозабвенно любил музыку, в будни и праздники много пел, хорошо играл на гуслях и скрипке, сам их изготавливал. Для моих занятий музыкой он смастерил специальные музыкальные инструменты…»
В своей книге «Крылья памяти» Моисей Спиридонович вспоминает: «Отец мой … был мастером на все руки. Все, что он делал по хозяйству, превращалось в произведение искусства.
Юрий Антонович Зайцев
1890—1972
Живописец, заслуженный художник Чувашской Республики. Родился в д. Ирх-Сирмы-Кошки Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. С 14 лет был мальчиком у иконописца, маляром-отделочником, работал в Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону, Баку. Посещал частные студии. В армии был чертежником штаба, заведующим клубом полка. В 1928 г. вернулся в Чебоксары. Ездил в творческую командировку в Казахстан, там создал серию картин и портретов, занимался фотографией. Принимал участие на выставках: чувашских республиканских (с 1930 г.); группы художников «Объединение» (Обис) ( Москва, 1925 г.); второй и третьей выставках картин группы московских художников (1927 г., 1929 г.);
Советской фотографии (Москва, 1928 г.); передвижной произведений чувашских художников (Горький, 1935 г.); посвященной 20-летию РККА; 20-летию ВЛКСМ; передвижной художников Казахстана в Китае (1938 г.); произведений художников союзных, автономных республик и областей РСФСР (Москва, 1944 г., 1971 г.); зональной «Большая Волга» (1967 г.); Всесоюзной «Советский портрет» (Москва, 1977 г.). Персональные выставки Ю. Зайцева состоялись в Лубнах в 1924 г., 1925 г., 1968 г.; в Бежице в 1925 г., 1927 г., 1928 г.; в Алма-Ате в 1936 г., 1971 г.; в Камышино в 1957 г.; в Чебоксарах в 1928 г., 1936 г., 1965 г., 1970 г.; в Таллинне в 1970 г. К основным работам художника относятся: «Чебоксары», «Колхозница Лиза с подругой», «Колхозные девушки», «Акатуй», «Сестры», «Пограничный разъезд», «Балхашстрой», триптих «Хмель», «Над Цивилем», «Песни Чувашии», «Течет река Волга», «Матери» и др.
Николай Васильевич Овчинников (14 октября 1918, Мижули, Чебоксарский уезд — февраль 2004) — живописец (историческая и жанровая картина, пейзаж), Народный художник РСФСР и Чувашии, профессор, академик Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики (НАНИ ЧР).
С 1960 года — доцент кафедры изобразительных искусств художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева.
Секретарь правления Союза художников РСФСР (1961—1983).
Председатель правления Союза художников Чувашской АССР (1963—1989).
Народный художник ЧАССР (1968)
Профессор кафедры живописи (1973)
Действительный член Академии наук и искусств ЧР (1995)
Народный художник РСФСР (1984)
Участник зональных, всесоюзных, всероссийских и зарубежных выставок. Персональные выставки в США, Японии, Франции, Англии, Германии.
Родился в деревне Мижули Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в 1918 году.
Учился в Алатырском художественно-гравёрном училище (1937).
В 1939—1945 годах участвовал в Финской кампании на Карельском перешейке и Великой Отечественной войне.
С 1944 года — член Союза художников СССР.
В 1951 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР (мастерская профессора Рудольфа Френца). В 1954 году присвоено ученое звание кандидат искусствоведения.
Награждён орденами Отечественной войны 2 степени и Дружбы народов (1978)
Лауреат Государственной премии ЧР им. К. В. Иванова (1975)
Рыбкин Анатолий Петрович (р.10 января 1949 года) — член-корреспондент Российской академии художеств (2011), действительный член Петровской академии наук и искусств, заслуженный художник Российской Федерации, народный художник Чувашии, доцент. Содержание Родился 10 января 1949 года в деревне Вурманкасы Мариинско-Посадского района Чувашии. Учился в Тогаевской восьмилетней школе. После окончания школы в 1964 году поступил учиться в Мариинско-Посадское ГПТУ-11, где в 1966 году получил специальность столяра-мебельщика и до 1969 работал в Удмуртии на Сарапульском лесокомбинате.
Позднее учился в Чебоксарском художественном училище и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии Художеств СССР в Ленинграде. В 1980 году он работает художником по проведению «Олимпиады-80» в Москве.
С 1988 по 1991 год работал в творческой мастерской живописи под руководством народного художника России, академика А. П. Левитана в Сибирско-Дальневосточном отделении Академии художеств СССР в Красноярске. В 1991 году возвращается в Санкт–Петербург. В 1993 и 1995 годах был приглашен во Францию, где проработал в международной мастерской художников в Провансе.
В 1985 году за серию работ «Земля Астраханская» и «Люди Чукотки» он стал лауреатом премии Ленинградского Комсомола.
В 1998 году в Москве в Третьяковской галерее была устроена выставка «Индия глазами российских художников». Его работы представлены в дирекции выставок СПб Союза Художников, Дирекции выставок Союза Художников России (Москва), Министерства Культуры России, Музея Академии Художеств им. Репина, в частных коллекциях А. Пугачёвой, И.Резника, А.Собчака, вице-консула Германии, директора Cirel во Франции, вице-мэра Москвы, депутатов государственной Дума, в частных коллекциях Франции, Голландии, Швеции, Китая, Венгрии и др.
Георгий Николаевич Николаев (25 июня 1931, деревня Таныши, Красноармейский район, Чувашская Республика) — известный художник по текстилю, один из первых оформителей тканей Чебоксарского хлопчатобумажного комбината. Заслуженный художник Чувашской АССР.
Георгий Николаев родился в 1931 г. в крестьянской семье. Отец, Н. Е. Ефремов (1900—1937) был активистом, организатором и первым председателем колхоза «Красный пахарь». В 1940—1947 гг. Николаев учился в Исаковской семилетней школе Красноармейского района Чувашии, в годы Великой Отечественной войны работал в колхозе. В 1947 г. за доблестный труд в тылу был награжден первой медалью.
В 1948—1949 гг. обучался в Чебоксарском художественном училище. В 1951 г. был призван в Советскую Армию. Служил в частях военно-морской авиации СССР на базе Порккала-Удд в Финляндии, занимался в изостудии при Доме офицеров. В 1956 г. демобилизовался, поступил в игрушечный цех в производственной артели «Кооператор» при Чебоксарской мебельной фабрике..
Продолжил учебу в Чебоксарском художественном училище. Стал заниматься общественной работой, в июне 1958 г. окончил двухгодичную экономическую школу при Чебоксарском горкоме КПСС.
С 1958 г. до выхода на пенсию в 1992 г. Г.Н. Николаев работал на крупнейшем в стране предприятии легкой промышленности — Чебоксарском хлопчатобумажном комбинате. Начал работать художником-оформителем, потом стал учеником художника по текстильному рисунку Отделочной фабрики
В 1958—1959 гг. вместе в коллегами проходил стажировку на фабрике Большой Ивановской мануфактуры, освоил специальность художника по текстилю (квалификация присвоена 20.10 1959, свидетельство № 46). С 1960 г. являлся художником текстильного рисунка на Отделочной фабрике Чебоксарского хлопчатобумажного комбината. В 1962 г. он окончил Курсы повышения квалификации руководящих работников хлопчатобумажной промышленности при Институте усовершенствования ИТР Мособлсовнархоза, в группе художников текстильного рисунка (удостоверение № 913). В 1964 г. присвоена квалификация художника по текстилю I категории.
За годы работы на комбинате Г. Н. Николаеву приходилось активно заниматься общественной работой. С 1963 по 1971 гг. он являлся народным заседателем Чебоксарского городского народного суда, с 1971 г. — народным контролером (внештатным сотрудником отдела бытового обслуживания населения Чебоксарского городского совета народных депутатов). За активную и плодотворную работ по контролю награждался Почетными грамотами Министерства торговли и потребительской кооперации СССР.
По рисункам Г. Н. Николаева были напечатаны первые ткани на станках Чебоксарского хлопчатобумажного комбината.
В 1964 г. ему была присвоена квалификация художника текстильного рисунка I категории. В 1972 и 1974 гг. его ткани экспонировались на крупных выставках на ВДНХ в Москве. В 1977 г. Г. Н. Николаев стал членом Союза художников СССР. В 1978 г. представительная коллекция его тканей была принята в Государственный исторический музей.
В 1990 г. Г. Н. Николаеву был вручен Диплом Министерства текстильной промышленности и ЦК профсоюза рабочих текстильной и легкой промышленности, присвоено звание «Лучший художник Минтекстлегпрома РСФСР» (приказ № 78 от 22.03.1990). За 34 года работа на ЧХБК Г. Н. Николаевым было выполнено и внедрено около 1000 рисунков для текстиля.
Художник много работал по изучению традиционного орнамента различных мировых культур. Он изучал экспонаты и выполнял рисунки во время командировок в музеях страны, в том числе Государственном историческом музее и Государственном музее искусства народов Востока, а также в музеях Белоруссии, Грузии, Прибалтики, Узбекистана, Украины.
Заметным явлением в изобразительном искусстве Чувашской Республики стали живописные и графические произведения Г. Н. Николаева. Излюбленными жанрами художника являются натюрморт (обычно с изображением цветов) и лирический пейзаж.
В 1981 г. состоялась первая крупная персональная выставка Г. Н. Николаева, приуроченная к его 50-летию.
Владимир Иванович Агеев - советский чувашский живописец, график, народный художник Чувашской Республики.
Владимир Агеев родился 2 апреля 1932 года в деревне Большие Яльчики, Яльчикского района, Чувашской АССР.
1956 году окончил Чебоксарское художественное училище[4], работал художником Чувашского книжного издательства, сотрудником сатирического журнала "Капкан".
В своих работах живописец рассказывал об истории чувашского народа, его становлении и развитии, значительное место занимают легенды и сказания родного народа.
Народный художник Чувашии (1986)
Заслуженный художник Чувашской АССР (1977)
Государственная премия Чувашской Республики имени К. В. Иванова (1981)[5]
Знак Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре» (2003).
Миттов Анатолий Иванович (13.12. 1932, с. Тобурданово (Сиккасси) Канашского района Чувашской Республики — 31.10 1971, Чебоксары) — выдающийся чувашский живописец и график, создатель своеобразного новаторского стиля, основанного на глубоких национальных традициях. Его произведения отличаются высоким профессионализмом и глубиной образов.
Анатолий Миттов воспитывался в сельской среде, с детства впитывал в себя духовные, эстетические и трудовые традиции народной культуры. После окончания сельской школы учился в Чебоксарском художественном училище (1947—1952).
В годы учебы на факультете графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. E. Репина (1954—1961) начал глубокое постижение чувашского народного искусства, костюма, орнамента.
В дипломной работе по оформлению поэмы классика чувашской литературы К. В. Иванова «Нарспи» проявились тонкое художественное чутье и высокий профессиональный уровень молодого художника.
После возвращения в Чувашию А. И. Миттов жил и работал в г. Чебоксары. Являлся преподавателем Чувашского государственного педагогического института (ныне университета) им. И. Я. Яковлева (1961—1964), сотрудничал с Чувашским книжным издательством. Его произведения, имевшие новаторскую форму и глубокое философское звучание, неизменно вызывали глубокий интерес общественности и неприятие со стороны консервативной публики.
А. И. Миттов безвременно скончался после тяжелой болезни. Имя А. И. Миттова присвоено Тобурдановской средней школе Канашского района, его именем назван бульвар в г. Чебоксары.
Значительная часть произведений А. И. Миттова хранится в Чувашском государственном художественном музее, а также в российских галереях, частных собраниях, в том числе зарубежных.
Оформление и иллюстрации к поэме «Нарспи» К. Иванова. Графика (1961);
Триптих «Сказ о Волге». Живопись (1962); Серия «Чувашский лес». Живопись, темпера (1963);
Серия по мотивам народной песни «Плуг и борона». Живопись, темпера (1964—1965);
Серия «Чувашская старина» Живопись, темпера (1960-е гг); Серия по мотивам поэмы «Нарспи»; Графика по мотивам поэзии М. Сеспеля (1965—1970); Серия «Жизнь и смерть». Графика (1967—1970).