Презентация - "Художники-передвижники. Путь к независимости."
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 17.10.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Художники-передвижники. Путь к независимости."
Художники-передвижники
История возникновения.
Художники-передвижники объединились в товарищество в конце XIX века – изначально это было профессиональное объединение российских художников, которое родилось как протест против академизма, царившего в Императорской Академии художников.
В конце XIX века 14-ти самым талантливым художникам-выпускникам императорской Академии художеств предстояло пройти традиционное финальное испытание – конкурс на заданную тематику. Темой выпускной работы был сюжет из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле». Но выпускники не хотели писать скандинавских воинов, жующих мясо, они хотели увековечить на своих полотнах силу духа русского народа и русскую историю.
Выпускники подали в Совет Академии прошение о том, чтобы им дали возможность выбрать тему выпускной работы на свое усмотрение. Полученный отказ только раззадорил молодых художников, и, чтобы доказать обществу свою свободу и широту взглядов, они объединились и учредили «Санкт-Петербургскую артель художников». Это событие назвали «Бунтом четырнадцати».
Художники-передвижники
История возникновения.
В 1879 году Артель получила название «Товарищество передвижных художественных выставок», сокращенно – ТПХВ. Творчество участников было современным, живым и оно стало настоящим вызовом традиционной и каноничной живописи Академии Художеств. Эта свежая струя была очень нужна обществу и искусству – под влиянием товарищества передвижных художественных выставок живопись стала ближе к простым людям, она приобрела широкую популярность и стала более понятной не только узкому кругу посвященных.
Художники-передвижники остро чувствовали социальную подоплеку – сюжеты картин были пронизаны бытовыми реалиями простых людей, острыми проблемами общества. В своих работах молодые реалисты стремились изобразить истинную жизнь угнетенных и постоянно терпящих лишения крестьян, находящихся под властью богачей и помещиков. Художники-передвижники хотели запечатлеть знаменитых современников, внесших вклад в развитие искусств и воссоздать портреты героического прошлого родной страны. Жанры были разными, под стать сюжетам, не только злободневно-бытовыми, но это были и портреты, и пейзажи, и исторические сюжеты.
Первая большая выставка Товарищества художников-передвижников была организована в 1871 году, а время расцвета Товарищества передвижных художественных выставок пришлось на 80-е годы XIX века. В разные годы состав участников менялся, но значительная часть из них внесла поистине неоценимый вклад в искусство.
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911 гг.)
Родился в селе Паньково Орловской губернии и с раннего детства проявлял интерес к живописи, причем это увлечение активно поддерживал его отец. Азы живописи и рисования Мясоедову преподавал И.А. Волков. В Орловской гимназии будущий «бунтарь» получил свое первое образование, затем, в 1953 году он поступил Академию художеств, откуда и начался его творческий путь.
Историческая тематика, бытовой жанр, пейзажи – именно эти направления были близки Мясоедову и принесли ему славу. Художник был одним из основателей Товарищества художников-передвжников и внес большой вклад в его развитие, т.к. обладал не только талантом, но и потенциалом организатора.
Перов Василий Григорьевич (1833-1882 гг.)
Способности Василия к живописи были заметны уже в детстве. В Арзамасской художественной школе он получил основные художественные навыки, но это учебное заведение он не закончил – из-за принципиальных разногласий с коллективом, который не отличался благонравностью. А Василий обещал матери не связываться с дурными компаниями, поэтому принял решение покинуть школу.
Весь творческий путь Перова был пронизан сочувствием к крестьянству и отторжением чванства, присущего высшим сословиям, именно поэтому художники-передвижники были близки и понятны ему. В жизни В.Г. Перова было много испытаний – периоды разгула и лишений, жизнь за границей, возвращение на Родину.
Перов не только был выдающимся живописцем – он получил звание академика, преподавал живопись и даже писал книги. В Товариществе передвижных художественных выставок художник состоял шесть лет — с 1871 по 1877 гг.
Крамской Иван Николаевич (1837-1887 гг.)
Крамской Иван Николаевич родился в Воронежской области, в городке Острогожске, в 1838 закончил Острогожское училище. Какое-то время работал писарем, по следам отца.
Талант Ивана заметил фотограф, к которому будущий передвижник устроился работать ретушером. Благодаря такому покровительству Иван Николаевич Крамской смог посетить множество мест России, вбирая в себя частичку каждого уголка страны.
В 1878 году И. Крамской поступает в Академию художеств Санкт-Петербурга, причем в течение всего периода обучения он занимается не только учебой, но и работой, чтобы обеспечить себе нормальное существование. К концу обучения Крамской присоединился к «бунту четырнадцати», который устроили будущие художники-передвижники.
Савицкий Константин Аполлонович (1844 – 1905 гг)
Савицкий Константин Апполонович родился в Таганроге, с детства проявлял успехи в живописи, учился в гимназии и часто упражнялся в создании зарисовок во время семейных выездов.
В 1862 году Константин приезжает в Санкт-Петербург и поступает в Академию художеств, где он не только учится, но и активно участвует в общественной жизни. В это время художники-передвижники активно ведут работу по просыещению населения и пропаганде русского национального искусства. В 1871 Константин Аполонович уже плотно общается с представителями Товарищества передвижных художественных выставок и готовится вступить в их ряды – собственно, по этой причине он и был отчислен в 1873 году.
К. Савицкого называли «Некрасовым в живописи» — за его искренне сочувствие крестьянскому труду. В его работах очень сильно ощущалось «хоровое начало» — мощь и сила коллективной работы, которая выполняется простыми людьми.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897 гг.)
Саврасов Алексей Константинович родился в семье галантерейщика и мещанки, причем отец мечтал, что сын станет торговцем и продолжит семейное дело. Но юный Алексей не проявлял никакого интереса к торговле, и посвящал все свободное время рисованию. До 14 лет Алексей Саврасов самостоятельно занимается совершенствованием своих навыков, вдохновляясь работами Айвазовского. Пейзажи Алексея неплохо продаются, но это никак не помогает снискать благосклонность отца.
В 1844 году Алексей поступает в Московское училище живописи и ваяния, но, покидает его через несколько месяцев.
В 1849 он едет на Украину, где создает несколько работ, которые приносят ему славу. Уже через год талант Саврасова был «официально» подтвержден решением Совета Московского художественного общества, и художник становится заметной фигурой в культурной жизни Москвы.
Куинджи Архип Иванович (1842-1910 гг.)
Куинджи Архип Иванович родился в Мариуполе, в семье бедного сапожника. Родители умерли рано, поэтому детство будущего передвижника было сложным – приходилось пасти гусей, работать подмастерьем, на учебу оставалось очень мало времени.
В 1868 году, после двух провальных попыток поступления в Академию художеств в Петербурге, Архипу Ивановичу удается поступить на курс в качестве вольного слушателя. Обучение в Академии принесло свои плоды – Куинджи сформировался как личность и как художник, причем некоторые его работы вызывали очень большой резонанс, вплоть до скандальности.
Шишкин Иван Иванович (1832-1889 гг.)
Шишкин Иван Иванович родился в Елабуге, в благополучной семье, где фигура отца была для маленького Ивана буквально всем. По инициативе семьи Шишкин поступил в гимназию (в Казани), но не окончил ее, чувствуя, что его призвание, это живопись. Бросив гимназию, Иван Иванович Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В ходе обучения становится очевидно, что художника интересует исключительно природа – он пишет великолепные пейзажи, даже в набросках которых проявляется вдохновение и талант. В 1856 году Шишкина зачисляют в Академию художеств. В ходе своей творческой карьеры художник много путешествовал по России, несколько раз был на Валааме. Кроме этого художник бывал за границей, осваивал новые техники – работу пером, гравировку. Но, несмотря на то, что Иван Иванович Шишкин был разносторонне образован, свое предпочтение он всегда отдавал русской природе с ее неброской, но глубокой и родной красотой.
Репин Илья Ефимович (1844-1930 гг.)
Репин Илья Ефимович родился на Украине, в городе Чугуев, с ранней юности оттачивал свой талант на иконописи. В 19 лет уехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, где учился прилежно, всегда был очень строг к себе, несмотря на оценки учителей.
С самого начала своего творческого пути И. Репин стал ключевой фигурой русского реализма, который использовали для воплощения своих работ художники-передвижники. В своем творчестве художник отражал глубокую и противоречивую натуру человека. И. Репин пишет портреты современников, бытовые и исторические сцены. Его картины обладают такой степенью эмоциональной выразительности, что за каждым персонажем читается история его жизни.
Художники-передвижники приняли Илью Ефимовича Репина в свое товарищество в 1878 году.
Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926 гг.)
Васнецов Виктор Михайлович родился в Вятской губернии, в семье священника. С 1858 по 1862 проходил обучение в духовном училище, и уже тогда его работы были пронизаны пониманием крестьянского быта.
Ради зачисления в Академию художеств Васнецов оставил семинарию и уехал в Петербург. За год до этого будущий передвижник учился в Школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского.
В период учебы в Академии художеств с Виктором Михайловичем Васнецовым знакомятся художники-передвижники: Репин, Куинджи, Поленов, Суриков. Приятельские связи с этими художниками оказали сильное влияние на дальнейшее творчество Васнецова.
Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900)
Исаак Ильич Левитан родился в Литве, в 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где очень ярко проявил себя как художник лирического направления.
Со временем талант Исаака развивался, но положение семьи все ухудшалось, и в 1879 году его высылают из столицы, т.к. в соответствии с новым законом евреи не могут жить в Москве. Но молодой Исаак Левитан несмотря ни на что продолжает трудиться и каждый день ездит в Москву.
В 1891 году он зачисляется в Товарищество Передвижных Художественных Выставок, где представляет несколько картин. В 1892 году передвижнику вновь приходится покинуть Москву. Какое-то время он живет в других губерниях, но, после прошений именитых друзей и благодаря международной славе, ему позволили вернуться в столицу.
Иванов Сергей Васильевич (1864 – 1910 гг.)
Отец настаивал, чтобы Сергей Иванов стал инженером, и ради этого будущий художник закончил училище и был зачислен в Константиновский межевой институт.
Но тяга к искусству привела Сергей Васильевича Иванова к тому, что в 1882 году он поступил в Академию художеств. Первые же работы молодого художника говорили о том, что ему очень близка история Родины, и в течение всей жизни эта тема прослеживалась в творчестве Иванова очень ярко.
Архипов Абрам Ефимович (1862 – 1930 гг.)
Архипов Абрам Ефимович родился в Рязанской области, с детства учился живописи у заезжих иконописцев. До 1888 года проходил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Большое влияние на характер и стиль работ Архипова оказал Перов, который учил юного художника не бояться правды. С ТПХВ Архипов начинает работать в 1891 году.
Художники-передвижники. Итоги.
Художники-передвижники, объединившиеся в товарищество как протест мертвому искусству Академии Художеств, стали символом русской живописи 19 века. Это единственное время, когда искусство русских художников было так понятно и близко народным массам. Живопись развивалась в едином русле с другими направлениями искусства – музыкой, театром, литературой. На сегодняшний день эксперты признают, что это был наивысший пик развития российской живописи, и с тех пор в истории искусства нашей страны не было столь плодотворного периода.Художники-передвижники перестали существовать как объединение в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни русского общества достигло своей кульминации. Еще до распада товарищества передвижных художественных выставок, после кровавых событий 1917-го года уровень русской живописи стал стремительно опускаться, уже никогда не достигнув высочайшего социально-художественного уровня Репина, Левитана, Саврасова.