Презентация - "Презентация: поэма М.Ю. Лермонтова "Демон""
- Презентации / Другие презентации
- 2
- 22.10.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация: поэма М.Ю. Лермонтова "Демон""
Демонизация образа
Особое место в творческом наследии Лермонтова-поэта занимает тема демонизма (он развивает ее почти на протяжении всей жизни). Ведь эта тема широко представлена в современной Лермонтову зарубежной литературе. В стихотворении «Мой демон» Лермонтов показывает влияние зловещего духа на людей. Демон смеётся над искренностью и любовью, наслаждается войнами и пожарами, смущает умы и тревожит душу умирающего.
По легенде, в начале времён часть ангелов восстала против Бога, была разбита и сброшена с неба. Мятежников возглавлял Люцифер - Утренняя Звезда, который после низвержения стал владыкой ада. Образ непокорной личности, отвергшей добро и всё же сохранившей воспоминания о пребывании в раю, личности могучей и противоречивой, захватил воображение Лермонтова.
Демон Лермонтова
Поэма «Демон» (1829-1838) Лермонтова, «колоссальное создание» с точки зрения В.Г. Белинского, в литературоведении связывалась с традицией произведений мировой литературы о духе зла. Поэт использовал в «Демоне» библейскую легенду о духе зла, свергнутого с неба за свой бунт против верховной божественной власти, и мифо-фольклорный материал.
Демон состоит из зла, красоты, свободы, познания и выступает как бес-искуситель, но в романтически трансформированном виде героя-богоборца. «Печальный Демон, дух изгнанья…» как олицетворение зла воплощает мечты о свободе духа, возмездие, стремление к добру и самоочищению и мысль о неизбежной расплате в мире, не приспособленном для свободы.
Демон мстит миру, созданному Богом, отрицает всё, в чём есть недостатки, т.е. реальную земную жизнь.
Особенность подтекста
Несмотря на простоту фабулы, поэма заключает в себе сложное переплетение идейно-символических мотивов и неоднозначна для восприятия.
Можно указать на несколько сфер восприятия и истолкования «Демона»:
космическую, или вселенскую, где Демон рассматривается в отношении к богу и мирозданию;
общественно-историческую, где Демон выражает определенный момент в становлении передового сознания эпохи;
психологическую - как апофеоз и трагедию свободной страсти.
Конфликт Демона
1) Демон против Бога
2) Демон против судьбы
3) Желание духовного очищения и «привычные методы достижения цели»
4) Тамара: любовь или средство?
5) Демон против земного общества
6) Демон: желание свободы против цивилизации как закономерного и целого
Конфликт Тамары
1) Чувство и долг
2) Греховное и божественное
3) Свобода или несвобода?
Являясь человеком в первую очередь, Тамара – олицетворение божественного для Демона. То, что сможет пробудить «ангельское» в темной душе Демона.
Сможет ли она справиться с такой миссией?
О разрешении конфликта и главной идеи
Смерть Тамары – разрешение любовном сюжетной линии.
Сцена с ангелом – разрешение основного конфликта.
Финал произведения как завершение или продолжение богоборческой темы?
Почему «Демон» - восточная повесть?
Жанровый подзаголовок «восточная повесть», данный М. Ю. Лермонтовым поэме «Демон», отсылает к байронической традиции, и мы можем сравнить композиционную схему «Демона» со схемой восточной поэмы.
Сюжет, используемый в восточных поэмах, свойственен не классическому героическому эпосу, а, скорее, прозаическим повествовательным жанрам новеллы и повести, и в центре повествования оказывается главное действующее лицо, изображаются определенные события его частной жизни, его внутренний мир, фабульные элементы имеют значение как отражение внутреннего конфликта, из чего вытекает важная композиционная особенность — несовпадение фабулы и сюжета и пропуски описаний промежуточных событий.
Почему «Демон» - восточная повесть?
В центре сюжетного действия в лермонтовской поэме, как и в байроновской традиции, оказывается внутренний мир героя — Демона. Весь сюжет связан тесно с 1 личностью на фоне разных (показанных или упомянутых) исторических и мифических событий.
Повесть как исторический жанр раскрывается в произведении, несмотря на его лирическую форму: пейзажные, историко-культурные реалии способны передать реальность происходящих событий в произведении. Повесть в первую очередь – это повествование сакрального характера о событиях прошлого. Так ли это для предлагаемой поэмы?