Презентация - "Презентация "Поэма А. Блока "Двенадцать"""
- Презентации / Другие презентации
- 2
- 24.06.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "Поэма А. Блока "Двенадцать"""
Лицо Александра Блока выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Праксителева Гермеса, в которую вправлены бледные глаза из прозрачного тусклого камня. Мраморным холодом веет от этого лица. ...Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности... но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт, так как он ближе всего стоит к традиционно-романтическому
М.Волошин
А. А. Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге, детство провел в семье деда - известного ботаника, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, в "старинной дворянской атмосфере с литературными вкусами", научными интересами и гуманистическими идеалами.
Свои первые стихи он сочинил уже в пятилетнем возрасте, издавал детские рукописные журналы, в юношеские годы участвовал в любительских спектаклях в подмосковном имении Шахматове.
Летом 1898 г. Блок познакомился с Л. Д. Менделеевой - своей будущей женой,
В 1898 году А. Блок начинает серьезно заниматься поэзией, хотя и поступает на юридический факультет Петербургского университета
В 1901 году он переходит на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое успешно заканчивает в 1906 году
Стихи Блока стали известны Андрею Белому и кружку "аргонавтов", радостно приветствовавших в них созвучные им духовные чаяния и устремления. В 1902 г. Блок познакомился с 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, с этого времени он - постоянный визитер в их салоне и в редакции журнала "Новый путь".
и глубокое увлечение философскими идеями Владимира Соловьева.
Творческую судьбу Блока во многом определили сильное чувство к
Любови Дмитриевне Менделеевой, ставшей в 1903 году его женой
В конце 1904 г. выходит в свет первая поэтическая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме»
Героиня с одной стороны предстает как вполне реальная, "земная" женщина, с другой стороны - это небесный, мистический образ "Девы", "Зари", "Величавой Вечной Жены", "Святой", "Ясной", "Непостижимой".
Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как прекрасны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты!
В соседнем доме окна жолты,
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули,
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь,
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет…
Живи ещё хоть четверть века
Всё будет так – исхода нет.
Умрешь, начнешь опять с начала.
И повторится всё как в старь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в его простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Умри, Флоренция, Иуда,
Исчезни в сумрак вековой!
…………………………………..
Хрипят твои автомобили,
Твои уродливы дома,
Всеевропейской желтой пыли
Ты предала себя сама!
Лишь медь торжественной
латыни
Поет на плитах, как труба
………………………………………
Тень Данте с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну, что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
В течение января 1918 года он написал свои самые знаменитые произведения - статью "Интеллигенция и революция", поэму "Двенадцать" и стихотворение "Скифы". Блок романтично верил, что революцией "задумано" "переделать все, изменить облик мира, очистить его от ветоши старого бытия.
Статью "Интеллигенция и революция" завершает знаковый призыв: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию".
"Двенадцать" - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью".
А.Блок.
« Двенадцать»
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит
человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
«Двенадцать»
12 часов – полдень, полночь
12 месяцев – календарный год
символ перехода, рубежа
12 человек – состав красногвардейского патруля в революционном Петрограде
12 учеников Христа
символ веры, идеи