Презентация - "Презентация на тему "Поэма "Двенадцать А. А. Блока""
- Презентации / Другие презентации
- 3
- 09.02.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация на тему "Поэма "Двенадцать А. А. Блока""
Один из самых известных поэтов Серебряного века, Александр Блок, отличался очень оригинальным подходом к творчеству. К вершинам признания и успеха его привели упорство, настойчивость и огромный талант, который ему удалось развить и отточить до совершенства. В течение жизни он успел побыть и литературным критиком, и писателем, и поэтом.
Знаменитая поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой он поддержал революционные идеи, привела к тому, что многие старые друзья отвернулись от него. В последние годы жизни, повредившись рассудком, Блок пытался избавиться от неё. Маяковский утверждал, что эта поэма и стала причиной его умственного расстройства
RELOVELUTION
Александр Блок с удовлетворением принял октябрьскую революцию. «Он ходил молодой, веселый, с сияющими газами, и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала его тетка Мария Андреевна Бекетова. Но принял он революцию не политически, а поэтически.
“Двенадцать” – это первый значительный отклик в художественной литературе на события 1917 года. Автор утверждал: «Двенадцать – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью. Если не жить современностью – нельзя писать».
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию». Это цитата из статьи поэта «Интеллигенция и революция», в которой Александр Александрович выразил свое отношение к происходящим событиям: «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». Статья заканчивалась призывом поэта: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию».
CОЗДАНИЕ
8 января 1918 года Блок начинает работу над «12» и заканчивает ее 28 января, несложно посчитать, что написал он поэму всего за двадцать дней. Самуил Миронович Алянский, издатель (кстати первой книгой, которую он издал, была поэма Александра Блока «Соловьиный сад») вспоминает: «Я задал вопрос о том, как была написана поэма «Двенадцать», и Александр Александрович охотно рассказал:
— Поэма писалась довольно быстро.
Стояли необыкновенные вьюжные дни. Сначала были написаны отдельные строфы, но не в том порядке, в каком они оказались в окончательной редакции. Слова „Шоколад Миньон жрала“ принадлежат Любови Дмитриевне, — сообщил Блок. — У меня было „Юбкой улицу мела“, а юбки теперь носят короткие».
3 марта в газете «Знамя труда» поэма была напечатана. Газеты расклеивались прямо на улицах, так и читали поэму. А в мае ее напечатали отдельной книгой. (показать обложки)
Юрий Павлович Анненков создавал иллюстрации к книге, которые были выполнены при участии самого поэта. Александр Блок не только оценивал рисунки, но и высказывал свои пожелания.
По словам Владимира Владимировича Маяковского «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». (открыть слайд со «сторонниками» и «врагами»)
Не приняли поэму Иван Алексеевич Бунин, Леонид Николаевич Андреев, пушкинист Павел Елисеевич Щеголев и многие другие. Но восторженно приветствовали ее рабочие. Их девизом стала цитата из поэмы: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». В газете «Правда» был напечатан положительный отклик: поэма характеризовалась как величайшее произведение поэзии Блока. Поэма была напечатана за рубежом и произвела большое впечатление на интеллигенцию Запада.
Число двенадцать, вынесенное в название поэмы, не случайно. как вы думаете, почему именно двенадцать?
Где разворачивается действие поэмы?
Как изображена разбушевавшаяся природная стихия?
Каков образ ветра?
Какой конфликт мы можем увидеть в основе произведения уже с первых его строк?
Есть ли у красногвардейцев цель? Какова она?
Понимают ли они, с кем им предстоит бороться? Их враг виден?
символом чего обычно является женщина?
Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие - как кощунство.
Блок писал в своем дневнике: «Когда я закончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого? Я только-только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа»
КРИТИКА
Владимир Николаевич Орлов (советский литературовед): «Образ Христа – олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, новой морали – служил для Блока символом всеобщего обновления жизни»
Александр Иванович Куприн (русский писатель конца 19 – начала 20 века, современник А.Блока): «Иисус Христос и крест трактуются Блоком, вопреки церковной традиции, как символы не смирения, а мятежа, бурного вмешательства в жизнь. Поэма была написана ради идеи борения добра и зла».
КРИТИКА
Григорий Наумович Яковлев (кандидат филологических наук, заслуженный учитель-словесник. Он ушел из жизни не так давно, в 2009 году): «Вероятнее всего, Иисус выступает здесь как Спаситель грешных душ, заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех, которые «не ведают, что творят». Остановить дикий разгул, образумить и вернуть душегубов в лоно Божие – это истинное дело Христа, а не возглавить и благословить их на дальнейшие злодеяния. Вот что, по-моему, означает явление Христа в конце поэмы».
Михаил Михайлович Пришвин (русский советский писатель, был знаком с Блоком, в дневниках Пришвина много записей об Александре Блоке и его творчестве): «Наконец, я понял теперь, почему в «Двенадцати» впереди идет Христос, это он, только Блок, имел право так сказать: это он сам, Блок, принимал на себя весь грех дела и тем, сливаясь с Христом, мог послать Его вперед убийц: это есть Голгофа – стать впереди и принять их грех на себя».