Презентация - "Искусство Москвы XIV – XV вв."
- Презентации / Другие презентации
- 2
- 19.09.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Искусство Москвы XIV – XV вв."
Обширное каменное строительство в Москве началось в XIV в. В раннемосковском зодчестве продолжались традиции русской архитектуры предшествующего периода.
ОСОБЕННОСТИ МОСКОВСКОГО ЗОДЧЕСТВА:
Декоративное убранство фасадов и барабана выполнялось в манере владимиро-суздальского зодчества.
Килевидные кокошники: ярусами группировались вокруг барабана главы, что придавало динамичность и объемность архитектуре здания.
Средняя арка фасада была выше, чем боковые.
Эти приемы получили в дальнейшем развитие в русском зодчестве XVI - XVII вв.
Московский Кремль
Кремль - крепостное сооружение с прочными стенами и высокими башнями. В XVI -XVII вв. в Кремле активно велось строительство соборов с золотыми куполами и высокими шатрами, величественных дворцов, причудливых теремов.
Великокняжеский дворец
Этот архитектурный комплекс зданий (конец XV - начало XVI в.) включал множество высоких и низких выстроенных из камня и дерева сооружений (Грановитую палату, Святые сени и др.). Переходы связывали все части дворца между собой и с Благовещенским собором Кремля. Все части дворца в разное время были разобраны или перестроены. Составить некоторое представление о великокняжеском дворце помогает Грановитая (или Большая) палата.
Грановитая палата
(архитекторы Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1487 - 1491 гг.) является одним из самых первых гражданских сооружений Москвы.
Она предназначалась для торжественных церемоний и служила тронным залом государя всея Руси. Здание палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отличается необычным убранством главного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован четырехгранными белыми плитками .
Второй этаж палаты - огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Живопись на стенах палаты неоднократно менялась. Первоначально это были рисунки на библейские темы. В 1668 г. царский изограф Симон Ушаков подновил стенопись и составил подробную опись сюжетов.
В древности в парадные покои Грановитой палаты попадали через Святые сени - продолговатую комнату, перекрытую сомкнутым сводом с позолоченным каменным кружевом. Особую торжественность и пышность интерьеру придавали шесть порталов с резными дверями.
Соборная площадь Кремля (XIV в.)
С северной стороны площадь ограничивает Успенский собор, с южной - Архангельский, с юго-западной - Благовещенский, с восточной - колокольня Ивана Великого.
Успенский собор (1475 - 1479 гг.)
(итальянский зодчий Аристотель Фиораванти) Построен на месте старого здания. Образец для храма - Успенский собор города Владимира. При сооружении храма А.Фиораванти использовал такое новшество, как железные связи, которые были заложены в кладку для увеличения прочности конструкции.
В конструкции Успенского собора итальянский архитектор впервые в русском зодчестве вместо тяжеловесных прямоугольных опор применил круглые столбы. В результате внутреннее пространство стало просторным.
Росписи храма выполняли известные русские мастера того времени.
Сюжеты алтарной части
(мастер Дионисий и его помощники)
«Поклонение волхвов», «Похвала Богоматери», «Рождество Иоанна Предтечи», «Сорок севастийских мучеников».
Девятиглавый Благовещенский собор (1484- 1489 гг.)
соединялся с дворцом специальным переходом. Во время торжественных церемоний храм служил для парадного выхода из дворца князя (царя) и его свиты. Благовещенский собор - памятник раннемосковского зодчества. В соборе присутствуют черты псковской и
владимирско-суздальской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, орнаментальные пояски на главах и др.
Росписи благовещенского собора
(1508 г.)
Выполнены артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном Дионисия.
«Троица» фреска
Над выходом из собора привлекает внимание изображение Спаса Нерукотворного, выполненное Симоном Ушаковым.
Спас Нерукотворный - особый тип изображения Христа.
Иконы благовещенского собора
Часть икон для иконостаса написана в 1405 г. великими древнерусскими живописцами Андреем Рублевым и Феофаном Греком.
Архангельский собор (1505 – 1508 г.г.)
(итальянский зодчий Алевиз Новый)
Храм-усыпальница для московских князей.
Колокольня
Ивана Великого
(начало XVI в. - 1600 г.)
Колокольня стоит на специальном фундаменте из белого камня, что придает ей необычайную прочность. На этой звоннице 21 колокол, в том числе Успенский массой 70 т. . Долгое время колокольня Ивана Великого оставалась самым высоким сооружением в Москве, так как существовало поверье, что если в городе будет построено здание выше, то придет беда.
В 1836 г. на каменный постамент рядом с колокольней был водружен
Царь-колокол - самый большой колокол в мире, который с момента своей отливки ни разу не зазвонил, так как треснул, пострадав во время пожара в 1737 г. Он не имеет себе равных не только по размерам, но и по художественному литью.
Иконостас-
система поставленных в несколько рядов икон, образующих стену.
(возникновение конец XIV - начало XV в.)
Иконостас отделяет алтарную часть от пространства храма.
Византийское искусство не знало развитой формы иконостаса, его создание следует считать достижением русского искусства.
Иконостас представляет собой единую стройную композицию - образное воплощение главных догматов веры. Одной из основных идей русского высокого иконостаса было осознание истории человечества с религиозной точки зрения.
На самом верху иконостаса находится Распятие.
Далее в определенном порядке размещается несколько рядов икон.
Верхний ряд - праотеческий (с персонажами Ветхого Завета). В его центре располагается образ Троицы.
Ниже - пророческий ряд (с изображением ветхозаветных пророков, предсказавших появление Христа). В центре этого ряда - икона Богоматерь Знамение.
Следующий ярус - праздничный (отражающий со бытия Рождества, Пасхи и других церковных праздников) с иконами меньшего размера.
Дальше идет деисусный чин, или деисус, - это главный ряд. В центре изображен сидящий на троне Христос, по сторонам от него, склонив головы и молитвенно протянув руки, - Мария и Иоанн Предтеча. За Богоматерью следует архангел Гавриил, затем соответственно апостолы Петр и Павел и другие святые, расположенные по «чину».
В нижнем ряду с другими иконами помещалась храмовая икона святого илипраздника, которому посвящен данный храм.
Андрей Рублев (ок. 1360- 1430)
Иконописец.
По одной из версий, прозвище Андрея связано с деревней Рублево, которая находилась на Москве-реке недалеко от столицы. По другой - его творческий путь начинался в тверском городе Старице. Предполагают также, что до сорока лет Рублев работал в мастерской великокняжеского двора. Позднее он стал монахом Троицкой обители, а затем Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где и был похоронен.
Созерцательно-лирическое направление в древнерусской живописи, воплощенное в творчестве Андрея Рублева и художников его круга, пришло на смену тревожным, подчас трагическим настроениям предшествующей эпохи. Иконопись Рублева прибрела огромную известность и стала образцом для подражания. Она целое столетие формировала лицо московской школы живописи.
Ранние произведения Рублева
(3 слайда)
заметно влияние лучших образцов византийского искусства XIV в.
«Ангел» - миниатюра Евангелия Хитрово
Икона Рублева «Спас»
(начало XV в.) из Звенигородского деисусного чина - воплощение божественной сущности, мудрости, добра и красоты. Икона плохо сохранилась, утраты красочного слоя очень велики, но это лишь подчеркивает таинственную значительность образа.
В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписывал интерьер Благовещенского собора Московского Кремля (сильный пожар 1547 г. уничтожил эту роспись).
Левая часть икон праздничного ряда современного ИКОНОСТАСА этого собора - единственные сохранившиеся работы Рублева того времени. Эти иконы выделяются звучностью и чистотой колорита.
В «Благовещении» преобладают зеленые и коричневые тона.
В 1408 г. вместе с Даниилом Черным Рублев восстанавливал живопись Успенского собора во Владимире, сильно пострадавшего от монголо-татар.
Вскоре после 1410 г. они в содружестве с неизвестными нам иконописцами создают монументальный иконостас Успенского собора во Владимире.
Он состоял из трех рядов, общая высота которых достигала почти 6 м. Композиция этого иконостаса надолго стала образцом для подражания.
В 20-е годы XV в. Рублев с Даниилом и другими художниками в Троице-Сергиевом монастыре расписывал Троицкий собор, воздвигнутый на месте погребения одного из наиболее почитаемых русских святых - Сергия Радонежского.
Икона «Троица»
На иконе изображены три фигуры ангелов, сидящих вокруг стола. Единство их внутреннего состояния передано через сосредоточенность, серьезность их скорбных лиц, общность ритма, сходство жестов, силуэтов и поз. Возникает ощущение неземного величия и божественного достоинства ангелов. Благодаря искусному сочетанию тонов и красок одежды ангелов рождается изысканная цветовая гармония.
Точность пропорций, умение одной линией создать ощущение объемной формы, парящей в безграничном пространстве золотого фона, способность тонко передать во внешне спокойных ликах целую гамму переживаний характеризуют творчество Рублева. Восхищение и признание современников вызывало его выдающееся живописное дарование, открывающее взору человека невидимый мир божественной красоты.
Дионисий
(ок. 1430/1440 - ок. 1505) на рубеже XV - XVI вв. был признан лучшим московским иконописцем. Он имел собственную мастерскую в столице, и именно ему поручили расписывать Благовещенский и Успенский соборы в Московском Кремле. К несчастью, случилось так, что почти все фрески, написанные художником в Москве и Волоколамске, погибли в результате поздних переделок. Полностью уцелел лишь фрески церкви Рождества Богородицы в уединенном Ферапонтовом монастыре на Вологодской земле. Все композиции и сюжеты росписи посвящены Богоматери. Фрески проникнуты светлым, празднично-возвышенным настроением. Фрески расположены в четыре яруса. В нижнем - «полотенца», орнаментальные пояса из полусотни кругов, причем узор ни разу не повторяется. Над «полотенцами» идут сцены вселенских соборов, еще выше - жизнеописание Марии, а на сводах и люнетах (полукруглых завершениях стен) изображены библейские притчи и события из Евангелия. В этих сценах ярко проявилось композиционное дарование Дионисия.
Особенности живописного языка Дионисия (фресок и икон):
Удлиненные пропорции фигур.
Подчиненность всех элементов композиции ритму композиций.
Богато украшенное одеяние фигур изображено плоскостно, что делает декоративную нарядность росписей еще выразительнее.
В персонажах и событиях подчеркнута духовность, будто приоткрываются двери в небесный, райский мир, исполненный божественной гармонии, где грубая материя преображается и очищается от всего земного.
В центре сцены «О тебе радуется» - восседающая на троне Мария, которую окружают ангелы. Их нимбы сливаются в непрерывный полукруг. Две крайние фигуры написаны в рост, их крылья и линии плеч повторяют полукруг люнета. Мотив плавной закругленной линии придает композиции изумительную стройность и завершенность.
Согласно надписи, сохранившейся в храме, Дионисий работал вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром. Ученые установили, что основная часть фресок выполнена в предельно короткий срок - за 34 дня.
Презентация составлена по учебнику
История изобразительного искусства. В 2-х т. Сокольникова Н.М.
Презентацию выполнил
преподаватель ДШИ
Голикова Д.Н. п.Солнечный, ХМАО
Ссылки на сайты :
Фото https://www.flickr.com
http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=609
http://cvetamira.ru/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo
http://mirznanii.com/a/128941/iskusstvo-vladimiro-suzdalskogo-knyazhestva