Презентация - "Искусство Москвы XVI-XVII вв."
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 19.09.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Искусство Москвы XVI-XVII вв."
Кремлевские постройки XVII в.
Характерные особенности построек:
Декоративность и живописность стиля.
Усложнение форм зданий.
УКРАШЕНИЕ: расписывали многоцветными орнаментами и украшали белокаменной резьбой, кирпичным узорочьем и изразцами.
Декоративные архитектурные элементы: висячие арочки с гирькой, массивные грушевидные столбы-колонки, квадратные впадины-ширинки, кокошники и т.п.
Кремлевские башни получили новые шатровые завершения с площадками для дозорных, черепичные кровли и золоченые флюгера.
Теремной дворец Московского Кремля
Этот шедевр архитектуры XVII в. построили для царя Михаила Федоровича русские зодчие Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин и Л.Ушаков.
К дворцу примыкала группа домовых церквей. Вместе с ними крыша Теремка ослепительно сверкала на солнце. Весь комплекс зданий создавал атмосферу праздника.
В покои дворца вела широкая лестница с изящной золотой решеткой. На первом этаже располагались служебные помещения, на втором - жил царь, а на третьем (в Теремке) находился большой зал, в котором собиралась Бояркая дума. Интерьеры дворца были перекрыты сводами и богато убраны.
Царские апартаменты отличались красотой и роскошью. Резные наличники и порталы, цветная слюда в окнах, изразцовые печи, яркая настенная живопись, изобиловавшая позолотой, - все это призвано было удивить, поразить, ошеломить. К сожалению, первоначальные росписи стен дворца, выполненные Симоном Ушаковым, не сохранилась.
В этот период широкое распространение получили поливные изразцы, которые использовались для обогащения внешнего вида здания.
Потешный дворец
Он возведен в 1651 - 1652 гг. и первоначально служил хоромами для боярина Ильи Даниловича Милославского, тестя царя Алексея Михайловича, а с 1679 г. стал местом, где устраивались разного рода потехи и увеселения для царской семьи и ее окружения. В последующие века дворец неоднократно перестраивался, однако основная часть здания сохранилась до наших дней.
Потешный дворец украшен белокаменной резьбой: растительными орнаментами, фантастическими единорогами, сказочными птицами. Реставраторы обогатили памятник элементами архитектурного убранства второй половины XVII в., восстановили щелевидные оконца вверху на звоннице, порталы в интерьерах, оконные проемы нижнего этажа, белокаменные лестницы.
К концу XVII в. в Московском Кремле существовали сотни построек: он стал похож на город с дворцами, частными домами, монастырями, соборами, садами и фонтанами.
ОСОБЕННОСТИ :
Строительство шатровых храмов из камня основывалось на традициях деревянного зодчества.
Возникновению нового типа храмов в XVI в. способствовала ИДЕЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ. Шатер наилучшим образом выражал эту идею, так как создавал монументальное впечатление.
широкие гульбища на аркадах с пологими крыльцами, карнизами, иногда имевшими значительный вынос.
Шатровая
архитектура
Особенности плана храма в Коломенском:
1. Строгая центричность и отсутствие в нем апсид;
Вертикальный объем расчленен по высоте на три части: на подклете четверик, над ним восьмерик, далее шатер с небольшим барабаном и аккуратной главкой с золоченым, сверкающим на солнце крестом.
Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. Именно каменный (кирпичный) шатер отличал этот храм от всех предшествующих ему русских храмов, которые перекрывались сводами и венчались главами.
Внутреннее помещение храма вследствие большой толщины стен незначительно. Отсутствие росписей подчеркивает простоту и скромность отделки интерьера. Хорошая освещенность интерьера церкви Вознесения достигнута устройством светового восьмерика и светового шатра.
В церкви Вознесения сочетаются лучшие достижения древнерусской архитектуры. Цельность и органичность форм, идейная насыщенность архитектурного образа, который ОТРАЖАЕТ ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ИДЕЮ НЕЗАВИСИМОСТИ И ТОРЖЕСТВА РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, сила эмоционального воздействия и ГАРМОНИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДОЙ позволяют отнести это сооружение к числу величайших памятников мирового зодчества.
Архитектура церкви Вознесения оказала огромное влияние на последующее развитие русского зодчества.
Нарядным шатром был перекрыт центральный объем главного храма- памятника Московского государства - Покровского собора на Красной площади (1555 - 1560), выстроенного русскими мастерами Бармой и Постником.
Первоначально на его месте стояла церковь Святой Троицы, у стен которой был погребен известный московский юродивый Василий. Отсюда второе название собора - храм Василия Блаженного.
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ: Строительство собора связано со знаменательным событием в русской истории - взятием Казани войсками Ивана IV (1552).
ПРАЗДНИК: Храм был воздвигнут в честь праздника Покрова Богородицы (по времени - начало октября - он почти совпал с победой русской армии над войсками Казанского ханства), во славу русского оружия и в память всех погибших на полях сражений.
Зодчие избрали не совсем обычную композицию: восемь церквей, возведенных во имя тех святых, в чьи дни происходили основные события казанских походов 1545 - 1552 гг., группируются вокруг центральной, девятой, посвященной празднику Покрова. Четыре больших храма сориентированы по сторонам света, а малые храмы расположены по диагоналям.
Все церкви объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами. Венчают их (за исключением центрального шатра) разноцветные главки. Ряды кокошников взбегают вверх к основаниям вытянутых барабанов.
Первоначально цветовая гамма фасадов выглядела более сдержанно, чем в последующие века: белый камень и красный кирпич.
Цветовое разнообразие внесли керамические украшения граней шатра, раскраска архитектурных деталей (XVIII в.), сложный многоцветный рисунок глав.
Всего за два десятилетия, прошедших после появления первого каменного шатрового храма в Коломенском, этот новый вид архитектуры получил признание у русских зодчих, которые стали возводить шатровые храмы во многих городах и селах наравне с более привычными крестово-купольными.
Распятская церковь - колокольня (XVI в.)
Покровская церковь (XVI в.) (шатер расписан)
Преображенская церковь в селе Остров (вторая половина XVI в.) украшена шатром со 144 кокошниками, расположенными в несколько рядов.
Шатровый храм в честь святых Бориса и Глеба
под Можайском (1603, высота 74 метра)
самый большой шатровый храм, выстроен по распоряжению царя Бориса Годунова.
НЕ СОХРАНИЛСЯ
АРХИТЕКТУРА XVII
XVII век принес с собой новые архитектурные тенденции. Не осталось без изменений и шатровое зодчество. Иногда шатер венчал уже не весь объем, а только его часть или даже заменял церковные главки, таким образом, он из основного перекрытия превращался в декоративную деталь завершения.
В 1652 Г. Патриарх Никон Запретил Строить Шатровые Церкви, но сам этот запрет и нарушил, задумав построить храм, который повторял бы формы христианской святыни - храма Воскресения в Иерусалиме. Патриарх приказал соорудить невиданной величины каменный шатер над ротондой, примыкавшей к храму Воскресения в основанном им Воскресенском Новоиерусалимском монастыре в городе Истре под Москвой.
Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли, хотя в провинции шатровые храмы появлялись и в XVIII в. В дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен. Шатровое зодчество XVI - XVII вв. - уникальное направление русской архитектуры, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.
В XVII в. в Москве складываются две художественные школы - годуновская и строгановская.
ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА
Большинство известных произведений годуновской школы выполнено по заказу царя Бориса Годунова и его родственников.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИКОН:
повествовательность, перегруженность деталями, точность рисунка, телесность и материальность форм, тяготение к изображению архитектуры, сдержанность цветовой палитры, ориентированы на традиции великого прошлого, на образы далекого рублевско-дионисиевского времени.
СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА
Большинство икон строгановской школы писалось для именитого купеческого рода Строгановых.
ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЫ:
Небольшой размер произведений.
Художников прежде всего волнует красота формы, а не богатство духовного мира персонажей.
Тщательное, мелкое письмо, точный рисунок, виртуозная каллиграфия линий, мастерство отделки деталей, богатство и изысканность орнаментации, многоцветный колорит.
Обилие золота и серебра в колорите.
Элементы своеобразного реализма.
Прокопий Чирин
«Иоанн Предтеча»
Симон Ушаков (1626 - 1686)
царский изограф (иконописец).
В его иконах ощущается связь с земным миром, близость к повседневной жизни.
« Троица»
- не молчаливый диалог ангелов, как у Андрея Рублева, а всего лишь обычная трапеза. Вместо ангельских ликов - человеческие лица. Дерево на иконе вполне живое, с зелеными листьями, хорошо выделяется на золотом фоне. В построении архитектуры использован принцип «итальянской» перспективы (образцом послужила гравюра с картины Паоло Веронезе). Так Симон Ушаков сближал два мира: божественный и человеческий.
Ушаков любил изображать Нерукотворного Спаса. Крупный масштаб лика Христа позволял мастеру продемонстрировать, насколько великолепно он владел техникой светотеневой моделировки, прекрасно знал анатомию, умел максимально близко к натуре передать шелковистость волос и бороды, матовость кожи, выражение глаз. Однако художник не смог органически связать элементы реалистической трактовки формы со старинными канонами иконописи. Все это свидетельствует о глубоких переменах, произошедших в понимании сущности иконы в XVII в.
Благовещенский собор в Москве (XV век) роспись Ушакова
Презентация составлена по учебнику
История изобразительного искусства. В 2-х т. Сокольникова Н.М.
Презентацию выполнил
преподаватель ДШИ
Голикова Д.Н. п.Солнечный, ХМАО
Ссылки на сайты :
Фото https://www.flickr.com
http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=609
http://cvetamira.ru/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo
http://mirznanii.com/a/128941/iskusstvo-vladimiro-suzdalskogo-knyazhestva