Презентация - "Презентация к итоговому сочинению на тему "ПРИРОДА И КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА""
- Презентации / Другие презентации
- 3
- 16.09.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация к итоговому сочинению на тему "ПРИРОДА И КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА""
Природа и человек.
Размышления о вопросах экологии. Размышления о взаимодействии человека и природы:
Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
Почему картины зимы так интересны писателям?
Что может дать человеку общение с природой?
Почему тема весны так популярна у писателей?
Почему в литературе так часто изображают небо и звёзды?
Почему в литературе так часто изображают море и горы?
Человек и природная стихия
Когда хочется остановить мгновение?
Философские и социальные проблемы:
Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе»?
Случайно ли «природа» и «Родина» – однокоренные слова?
Человек – хозяин природы или её часть?
Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей?
Может ли общение с природой обогатить человека?
Почему общение с природой важно для человека?
Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа И.С.Тургенева«Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы Ф.И Тютчев, который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать - это не вина их, а беда. Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее.
Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя князь Андрей, дает ему надежду обновления, вселяет силы:
Связи человека и природы, бережному и сострадательному отношению к ней посвящен рассказ К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». Ваня Малявин приносит к ветеринару зайца с рваным ухом и обожженными лапами, который вывел его деда из страшного лесного пожара. Заяц «плачет», «стонет» и «вздыхает», совсем как человек, однако ветеринар остается равнодушен и вместо помощи дает мальчику циничный совет «зажарить его с луком». Дед и внук всеми силами стараются помочь зайцу, они даже несут его в город, где, как говорят, живет детский врач Корш, который не откажет им в помощи. Доктор Корш, несмотря на то, что «всю жизнь лечил людей, а не зайцев», в отличие от ветеринара проявляет душевную чуткость и благородство и помогает выходить необычного пациента. «Что ребенок, что заяц - все одно», - говорит дед, и нельзя не согласиться с ним, ведь животные так же, как человек, могут испытывать страх или мучиться от боли. Дед Ларион благодарен зайцу за спасение, но испытывает чувство вины за то, что однажды чуть было не застрелил на охоте зайчонка с рваным ухом, который потом его вывел из лесного пожара.
Л. Андреев «Кусака»
М. М. Пришвин «Лесной хозяин»
К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Квакша», «Теплый хлеб»
В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»
Наука и человек.
Рассуждение о науке. Рассуждения о ценности научного поиска, о собственных предпочтениях и интересах в области науки.
Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
Почему человек постоянно стремится заглянуть в будущее?
Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?
Какая угроза способна объединить человечество?
О чём Вас заставляет задуматься научная фантастика?
Какое достижение научно-технического прогресса Вы считаете самым важным и почему?
Мешает ли прогресс взаимопониманию между поколениями?
Возможно ли остановить стремление человека к техническому прогрессу?
Ответственность человека науки
Значение научных открытий
Влияние новых технологий на человека