Презентация - "Презентация по литературе на тему "А.И. Куприн "Гранатовый браслет" (11 класс)"
- Презентации / Другие презентации
- 1
- 13.12.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе на тему "А.И. Куприн "Гранатовый браслет" (11 класс)"
Детские годы
1870 год – Род. А. И. Куприн
в г. Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.
1871 год был сложным в биографии Куприна — умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.
Отец – мелкий чиновник, умер, Саше шел 2-й год.
Мать – из старинного княжеского рода.
После смерти мужа бедствовала.
1876 г. – отдан в класс Московского сиротского училища для малолетних.
Детство и отрочество будущего писателя прошло в Москве. В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус.
Осенью 1887 года А.И. Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве, готовившее пехотных офицеров. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе» («Кадеты») и в романе «Юнкера».
Куприн – кадет.1880 г.
Военная карьера
1880 г. – закончил училище.
1880-1887 г. – кадетский корпус.
1987-1890 г. –Александровское военное училище. Затем служил
в 46-м пехотном Днепровском полку, готовился к военной карьере.
В Академию Генштаба не поступил.
1894 г. – поручик Куприн подал в отставку.
Первое напечатанное произведение — рассказ «Последний дебют» в журнале «Русский сатирический листок» (1889 г.)
В 1893—1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна есть несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».
В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. Он был репортером киевских газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре в Сумах, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на Юзовском сталелитейном заводе.
Стиль жизни
Куприн был чрезвычайно колоритной фигурой. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии — от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.
В 1890-е годы опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказ «Лесная глушь», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»), в 1901 году — рассказ «Оборотень».
В 1901 году переехал в Петербург[8], начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).
В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы.
В этом же году писатель поддержал восстание лейтенанта Шмидта в Севастополе, с которым познакомился лично.
Он приехал в Севастополь, активно выступал в поддержку восставших и даже помог скрыться от расправы матросам крейсера «Очаков».
После выхода очерка «События в Севастополе» адмирал Чухнин отдал приказ о выселении его из пределов Севастопольского градоначальства в течение суток, после чего писатель вернулся в Петербург.
В годы между двумя революциями Куприн опубликовал цикл очерков «Листригоны» (1907—1911), рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911) и др., повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1909 году с семьёй поселился в Гатчине. В 1911 году принял участие в коллективном романе «Три буквы» на страницах «Синего журнала» (написал первые главы).
Во время Первой мировой войны открыл в своём доме военный госпиталь и агитировал в газетах граждан брать военные займы. В ноябре 1914 года был мобилизован и направлен в ополчение в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья, вернувшись в Гатчину.
В декабре 1918 года имел личную встречу с В. И. Лениным по вопросу организации новой газеты для крестьян «Земля», который одобрил идею, но проект был «зарублен» председателем Моссовета Л. Б. Каменевым
После поражения Северо-Западной армии находится в Ревеле, с декабря 1919 года — в Гельсингфорсе, где сотрудничал с газетой «Новая русская жизнь», с июля 1920 года — в Париже.
В эмигрантский период он написал романы «Юнкера»(1928-1932) и «Жанета»(1932-1933), нескольких очерков и рассказов и сотрудничал с эмигрантскими газетами «Общее дело», «Русская газета», «Русское время».
В 1937 году по приглашению правительства СССР Куприн вернулся на родину.
После военного парада на Красной площади слег с воспалением легких. Помимо этого доктора диагностировали у него рак пищевода. Сердце Куприна перестало биться 25 августа 1938 года. Местом его упокоения стало Волковское кладбище, там, на Литераторских подмостках, рядом с Иваном Тургеневым, он нашел свой вечный покой.
Расцвет творчества
Писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях.
Куприн познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким.
Свои рассказы Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.
Рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную.
1896 г. – «Молох»
1898г. – «Олеся»
1903 г. – «Белый пудель»
1905 г. – «Поединок»
1911 г. – «Гранатовый браслет»
1909 г.
Было уже
3 тома прозы.
Пушкинская премия
получена.
Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести,
«Олеся».
Она была первым крупным и одним из самых любимых его произведений.
1898 г.
Самый первый памятник писателю был воздвигнут в Крымском поселке Балаклава в 2009 году, он помог спрятаться матросам, участникам Очаковского восстания, от расстрелов в 1905 году. Поэтому поставлен памятник.
История создания
“Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”.
История создания
Сюжет повести основан на реальных событиях. В 1910 году некий Д.Н. Любимов – знакомый Куприна, рассказал писателю историю о том, как чиновник по фамилии Желтиков влюбился в его жену и долго и упорно слал ей любовные письма, а однажды подарил ей гранатовый браслет.
История создания
В семье Любимовых влюблённость Желтикова восприняли с юмором. Они даже завели отдельный альбом, в котором были собраны все письма неудачливого ухажёра, снабжённые забавными рисунками. Однако сам Куприн отнёсся к этой истории со всей серьёзностью и приступил к работе над новым произведением, которая была завершена спустя год.
Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа “случай из жизни” и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни.
Жанр и композиция
Экспозиция, завязка, кульминация, развязка
Рассказ «Гранатовый браслет» - это произведение о самом главном, - о любви, о том, ради чего на свете и во имя чего на свете стоит жить. К.Г Паустовский назвал данный рассказ А.И.Куприна «одним из благоуханных и томительных рассказов о любви».
Композиция
В начале находится экспозиция, в которой нас знакомят с семьёй Шеиных.
За ней следует завязка, когда княгиня Вера получает письмо и браслет от таинственного поклонника.
Композиция
В кульминации нас переносят в жилище Желткова, и от него мы узнаём о его искренней любви.
В развязке мы узнаём о самоубийстве героя, а Вера Шеина находит его предсмертное письмо, что разрешается основной конфликт.
Композиция
В финале сюжетная линия приходит к своему логичному завершению, когда героиня осмысливает произошедшее и примиряется с этим.
Композиция
В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа.
Но когда они идут домой, всё вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище находится в подвале.
Смысл названия
Для Желткова браслет был фамильной реликвией, и вместе с ним он дарил женщине всего себя — свое прошлое, настоящее и будущее, ведь украшение уже сменило несколько поколений владельцев. Оно такое же нетленное, как чувство героя.
Анализ произведения
Как рисует Куприн главную героиню Веру Николаевну Шеину? Какое настроение создает пейзаж в 1 главе?
Анализ произведения
Читаем портрет: «Вера пошла в мать, красивую англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах»
Анализ произведения
Первая глава представляет собой вступление, на долю которого выпала задача подготовить читателя к нужному восприятию последующих событий. Благодаря описанию осеннего пейзажа с его опустевшими дачами и клумбами, ощущаешь неизбежность увядания окружающей природы, увядания мира.
Анализ произведения
Она жена предводителя дворянства, ее титул и положение в обществе объясняют ее внешнюю недоступность, неприступность героини. Вера Николаевна внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная» и с «холодным и гордым лицом»
Анализ произведения
Она тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как жить приходилось выше средств. Она нежно любит свою младшую сестру, ласкова с генералом Аносовым – другом их отца, с чувством «прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу. Куприн рисует осенний пейзаж, «жалко, и грустно, и противно было глядеть…»
Анализ произведения
Но вот погода переменилась: «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняя желтые листья». Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини романа – княгини Веры Николаевны. Душа ее пребывает в состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна, любезна, независима и царственно спокойна».
Анализ произведения
Существенная роль отводится сестре Веры – Анне. В чем отличие сестер друг от друга?
Анализ произведения
В Анне всё напоминает пламя, огонь, сыплющий вокруг себя жгучие искры. Вера больше похожа на мраморную статую, прекрасную, совершенную, но холодную и недоступную.
Почему же Желтков полюбил гордую Веру, а не веселую жизнерадостную Анну?
Вера была романтичной, мечтательной, доброй.
Сравнивая двух сестер, Куприн хотел показать, что не каждая женщина может быть достойна восхищения, обожания и, конечно же, любви.
Анализ произведения
Какие подарки получила Вера Николаевна? Какие чувства я? и ассоциации вызвали у нее эти знаки внимания?
Анализ произведения
Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: прекрасные серьги из грушевидных жемчужин от мужа, маленькую
записную книжку в удивительном переплете от сестры.
Анализ произведения
Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «записную книжку в удивительном переплете» от сестры.
Анализ произведения
Как на фоне дорогих подарков выглядит подарок Желткова?
В чём его ценность?
Какой подарок «выбивался» из «общего ряда»? Почему? Что его отличало?
Получен подарок княгине Вере от незнакомого мужчины-золотой браслет покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. "В плохо отшлифованных гранатах перед огнём лампочки загораются "прелестные густо-красные живые огни".
Анализ произведения
Желтков дарит самое ценное, что у него есть – фамильную драгоценную вещь, которая переходила из поколения к поколению женщинам в их семье. Браслет – это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.
Как отреагировали на подарок Желткова княгиня Вера и ее близкие? Почему?
Анализ произведения
Веру не тронул подарок. Для нее гранатовый браслет предвещает будущую трагедию. "Точно кровь! – подумала с неожиданной тревогой Вера".
Анализ произведения
Как изображает автор Желткова и его любовь? Как Куприн
развивает тему «маленького человека»?
Анализ произведения
Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жилищными удобствами. Но именно такой образ позволяет писателю провести мысль о живой душе, скрытой даже в самом незаметном, ничтожном человеке. Как бы он не был задавлен бедностью, он не перестал быть человеком, сохранившим чувство собственного достоинства.
Анализ произведения
Для него чувство – главная ценность жизни, вернее сама жизнь. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто; ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас» - пишет он в прощальном письме.
Анализ произведения
Мёртвый Желтков приобретает «глубокую важность…как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев» - Пушкина и Наполеона. Так Куприн показывает великий талант любви.
Анализ произведения
Почему он покончил жизнь самоубийством? В чем проявилось благородство Желткова?
Анализ произведения
Трагедия заключается в том, что никто при жизни не понял его чувства.
а) Желтков застрелился потому, что он не видит смысла в жизни без любви. Когда у главного героя отняли его любовь, сама Вера Николаевна запретила ему хоть как-то давать о себе знать, запретила видеть её, у него отняли саму жизнь. Его поступок доказывает истинную силу любви этого человека.
б) Желтков ушёл из жизни для того, чтобы дать Вере Николаевне жить спокойно, чтобы избавить её от хлопот, переживаний, объяснений с мужем, братом.
Вера поняла, что любовь Желткова высока, чиста, не требующая ничего взамен, любовь, которая «заключает весь смысл жизни». Всё это чувствует Вера, когда кладёт в изголовье мертвого Желткова красный цветок – символ вечной любви. В этот момент Вера Николаевна поняла, что та любовь, о которой мечтала она, и мечтает каждая женщина, прошла мимо неё, и больше такой любви в её жизни не будет никогда.
Анализ произведения
Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно сонату Бетховена произведение Бетховена? Какова роль музыки в произведении?
Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: «Да святится имя Твое!» В этих нежных звуках – жизнь, которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Божественная музыка Бетховена и оправдывает, и возвышает, и освещает эту любовь Желткова.
Вывод
«Маленький человек» превращается в Человека.
Образ рыцаря (имя Георгий), но не из романа, а из повседневной, обыденной жизни.
Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это величайшая тайна в мире.
Писатель еще раз доказывает, что простой человек без званий и титулов способен на глубокое искреннее чувство.
Проанализируйте мотивы розы, письма, символику детали (браслет — дар Желткова, серьги — дар Шеина), жеста, цифр. В чём их роль в повести?
Роза — символ не только любви, но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и Желтков (последний — посмертно).
Футляр с серьгами из грушевидных жемчужин:
жемчуг считается самой несчастливой драгоценностью, это - слезы ангелов, к тому же грушевидной формы - формы капли, слезы.