Презентация - "Презентация "Тема гармонии и красоты в стихотворениях М.Ю. Лермонтова""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 05.12.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "Тема гармонии и красоты в стихотворениях М.Ю. Лермонтова""
Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта.
Главный мотив произведения — одинокий человек, который не может обрести покой.
История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился на Кавказ после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.
Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского собрата по перу по-своему: он ввёл новые образы, добавил строки и внёс изменения в ритмическую организацию.
Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».
Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.
Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары.
Жанр – элегия.
Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле.
Таким образом, в нём можно определить две темы: «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.
В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.
В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.
В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листка своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.
Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она высокомерно говорит, что пришелец видел много, но всё это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой её «сынам».
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.
Ключевую роль играют олицетворения: «с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».
Метафора: «качаются райские птицы», «По небу я ветви раскинула», «корни мои умывает холодное море».
Эпитеты дополняют образы: «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».
Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции.
В некоторых стихах внутреннее состояние героев передаётся при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».
В каком году М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Листок»?
А) 1830 Б) 1835 В) 1837 Г) 1841
2. Из какой литературы заимствован главный мотив произведения?
А) Из немецкой Б) Из польской В) Из французской Г) Из русской
3. О каком листке идет речь?
А) О кленовом Б) О березовом В) О дубовом Г) О Ясеневом
4. Почему чинара не согласилась принять листок?
А) Он слишком много говори Б) Он был из другого края
В) Он был пыльный и желтый
5. «Ветка родимая» – это:
А) Метафора Б) Эпитет В) Олицетворение Г) Сравнение
«На севере диком стоит одиноко…» – вольный перевод стихотворения немецкого поэта-романтика Генриха Гейне. Однако, М.Ю. Лермонтов сумел воплотить в нём и свои переживания.
История создания
М.Ю. Лермонтов был не только поэтом, но и переводчиком. Он не часто заимствовал материал из произведений зарубежных коллег, но стихотворение «На севере диком» – исключение.
В 1841 г. М. Лермонтов перевёл произведение Генриха Гейне, которое переводили и другие русские поэты. В русской литературе оно известно теперь как «На севере диком стоит одиноко…» и воспринимается как оригинальное творение Михаила Юрьевича.
В анализируемом стихотворении М.Ю. Лермонтов раскрыл тему одиночества и мечты о встрече с родственной душой. Человеческие переживания поэт воплотил в образах природы – сосны и пальмы. Главный герой стихотворения – сосна. С этим деревом читатель знакомится с первых строк. Сосна дремлет, стоя одна на холодной голой вершине. Она утешает себя сновидением.
Стихи второго четверостишия воспроизводят сон сосны. Он уносит северную жительницу в тёплые края, где «живёт» пальма. Она тоже одинока. Если сосна страдает от холода, то пальма – от палящего солнца и «утеса горючего». Сосна чувствует, что прекрасное южное дерево – это родственная душа, к которой ей, увы, не добраться. Остаётся только наслаждаться короткими сновидениями.
Под аллегорическим образом скрывается человек, который не может найти тех, кто избавил бы его от одиночества. Можно утверждать и то, что северное дерево отображает внутреннее состояние лирического героя. Пальма – человек, близкий сосне (другому человеку) по духу.
Композиционно стихотворение по смыслу делится на две части: описание дремлющей сосны и рассказ о её сне. Формально произведение делится на две строфы, что соответствует смысловой организации.
Жанр произведения – лирическое стихотворение, прекрасный образец пейзажной лирики. Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный амфибрахий
Средства выразительности
Чтобы раскрыть тему и создать аллегорические образы, автор использовал художественные средства. Главную роль играют эпитеты, посредством которых передаётся внутреннее состояние героев, условия их «жизни»: «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма». Также в тексте есть метафоры-олицетворения – «… сосна дремлет… снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растёт» и сравнение – «одета, как ризой».
История создания:
Стихотворение «Три пальмы» было написано в 1838 году, а опубликовано спустя год – в 1839 – в «Отечественных записках». Причиной этого промедления явилась нерадивость редакторов данного издания.
В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из «Подражания Корану» А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов ставит в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.
Всё произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются библейские мотивы.
Образ трёх пальм в стихотворении является архетипом трёх составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.
Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом.
Место действия,
где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.
Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.
Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.
Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать своё предназначение губительны для человеческой души.
Жанр
По жанру произведение является балладой. Здесь есть тайна, напряжённый, драматический сюжет, вмешательство роковых сил в судьбу героев.
Композиция
У этого произведения кольцевая композиция, которая строится на приёме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. Всего строф 10.
В первой строфе поэт описывает райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мёртвой пустыни.
В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни.
Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.
Сюжет
Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы”. Пальмы не желают жить “без пользы”. Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!”. И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студёной водой” из ручья, а затем, чтобы не замёрзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!”.
Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога.
В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова.
Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.
Средства выразительности
В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:
эпитеты
ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой;
метафоры
пылающая грудь, гордо кивая махровой главою;
сравнения
песок крутился столбом, караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок»;
олицетворения
щедро поит ручей, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей.
При описании рубки пальм использована аллитерация звука “р”.