Презентация - "Презентация "Место повести Н.В.Гоголя "Портрет" в цикле "Петербургские повести""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 27.11.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "Место повести Н.В.Гоголя "Портрет" в цикле "Петербургские повести""
История создания повести «Портрет»
В 1832 году Н. В. Гоголю пришла идея создания «Портрета», в 1833 году писатель начал работать над произведением, а уже в 1834 году его закончил. Впервые повесть была опубликована в составе сборника «Арабески» в 1835 году. После многочисленных негативных критических статей Н. В. Гоголь решает изменить свою повесть: сюжет, имя главного героя, стиль изложения, многие диалоги. Переработка занимает у писателя год: с 1841 по 1842 годы. Отредактированное произведение было опубликовано в известном журнале «Современник» с примечанием о том, что данная повесть не является первоначальной.
Повесть «Портрет» входит в состав цикла «Петербургские повести». Всего в данный цикл входит 5 гоголевских повестей: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего» и «Шинель».
Местом действия в «Портрете», как и во всех других «Петербургских повестях», является Петербург. Петербург во всем цикле становится городом, где реальное сливается с фантастическим.
Все 5 повестей объединены общим идейным замыслом. Н.В. Гоголю было важно продемонстрировать обманчивость внешней привлекательности светской жизни, за которой на самом деле скрывается пустота и ничтожность. В повести «Портрет» показано, что стремление Чарткова быть частью светского общества приводит его к нравственной деградации. В повести жителям Коломны дается характеристика «пепельные», что соотносится со свойственным всем «Петербургским повестям» образом Петербурга как города мертвых. В «Портрете» особое внимание уделяется проблеме власти денег: стремясь обрести как можно больше денег и золота, Чартков предает себя и свое творчество, губит в себе самые лучшие качества.
Во всех «Петербургских повестях» полно раскрывается тема «маленького человека». Таким «маленьким человеком» в «Портрете» можно считать бедного художника Чарткова, который, угнетенный своим нищенским положением, фактически предает самого себя, подаваясь искушениям денег и власти, которые так ценились в обществе.
Как и в других «Петербургских повестях», в «Портрете» поднимается проблема добра и зла. Показывая влияние портрета ростовщика на его обладателей и раскрывая личности подавшихся и не подавшихся искушениям дьявольского портрета, Н.В. Гоголь выражает мысль о том, что борьба добра и зла вечна, что зло способно оказать влияние на подобных Чарткову людей, которые даже не будут задумываться об этом, но все же есть подобные создателю портрета люди, способные противостоять злу. Данная мысль о вечной борьбе добра и зла раскрывается во всех «Петербургских повестях».
Повесть «Портрет» занимает важное место во всем цикле, так как к ней поднимаются проблемы, связанные с творчеством и искусством. В данной повести отразились взгляды Н.В. Гоголя относительно сущности творца и искусства в целом. Писатель высказал свою точку зрения, гласящую, что истинный художник и творец в целом не должен думать о материальных богатствах и славе, так как они губительны для истинного искусства, что творец должен работать не ради прибыли, а ради самого искусства. Н.В. Гоголь высказывает мысль о том, что человек искусства с помощью своих произведений может служить как добру, так и злу, поэтому каждый творец должен сохранять душевную чистоту и нести ответственность за свое творчество.
Демонстрируя гибель Чарткова из-за погони за деньгами, славой и светским образом жизни, Н.В. Гоголь поднимает проблему трагической судьбы художника, которая наблюдается и в другой «Петербургской повести»: «Невский проспект», где показана трагедия художника Пискарева. Но в «Портрете» автор показывает, что в гибели таланта художника и его физической смерти виновата не столько обстановка, как это показано в «Невском проспекте», сколько сам Чартков.