Презентация - "Презентация к уроку по повести Н.В.Гоголя "Шинель" (8 класс)"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 05.02.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация к уроку по повести Н.В.Гоголя "Шинель" (8 класс)"
Урок литературы в 8 классе
« Есть люди, по жизни никем не замеченные…»
(По повести Н.В.Гоголя «Шинель»).
Учитель русского языка
и литературы МБОУ «Средняя школа № 13 им.С.В.Залетина» г Щекино
Ажищева А.В.
2. Тип и вид урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели урока:
- образовательные: познакомить с повестью Н.В.Гоголя «Шинель»;
-проследить раскрытие темы «маленького человека» в русской литературе; сформировать систему понятия "маленький человек" в русской литературе
- расширить знания учеников за счет обучения анализу текста;
- научить детей новым способам нахождения знания путем сопоставления текста и иллюстраций к произведению
- воспитательные: воспитание у учащихся нравственных качеств и эстетического вкуса, формирование понятия о значимости личности независимо от её социального положения, воспитание любви и уважения к личности человека;
- развивающие - развитие у учащихся критического, эмоционально-образного и аналитического мышления, навыков монологической речи, навыков работы с критической литературой, умения вести полемику, работать в группе.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с историей создания повести;
- проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;
- раскрыть образ главного героя произведения, выявив, как в нем сочетается комическое и трагическое начало;
- прояснить авторское отношение к герою;
- продолжить работу по усвоению таких теоретических понятий, как сатирическая повесть, «говорящая фамилия», художественная деталь;
- проанализировать роль образа шинели в сюжете повести;
- раскрыть значение образа шинели в изображении внутреннего мира главного героя.
4.Планируемые результаты:
- предметные: формирование умений и навыков работы с художественным текстом, умения выразительно читать, анализировать, выделять ключевые слова, средства выразительности, применять знания и умения анализа литературного произведения
- метапредметные: способность строить рассуждение, обосновывать свою
точку зрения; уметь сотрудничать;
- личностные: стремление к овладению учебными действиями, речевому совершенствованию
Методы и технологии обучения:
- частично-поисковый метод;
- технология развития критического мышления, проблемного и дифференцированного обучения, - ИКТ-технология.
5.Ресурсы урока: учебник, ИКТ, портрет Н.В.Гоголя;
видеофрагменты фильма «Шинель»; иллюстрации; презентация.
Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну...
Антон Павлович Чехов
… Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.
«Ма́ленький челове́к» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века.
Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
Повесть “Шинель” - “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”, по мнению Герцена.
Замысел повести “Шинель” родился не сразу.
В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье…
Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову.
Проблемный вопрос:
«В чём разница между ситуацией с потерей ружья и ситуацией в повести Гоголя?»
• Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть?
• Насколько неожиданным для вас оказался ее финал?
• Какие вопросы возникали во время чтения?
Какое отношение у читателя вызывает этот персонаж?
Сопоставьте свою точку зрения с мнением известного актера и режиссера Алексея Баталова: «Гоголь заставляет нас полюбить героя, которого полюбить нельзя»
Самостоятельная работа в парах
- Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек? - Каково отношение к нему сослуживцев?
- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?
«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетала простая муха».
Сравнение с мухой писатель повторяет дважды. Второй раз мы встречаем его в конце жизнеописания Акакия Акакиевича :
«Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя и внимание естествоиспытателя, не пропускавшего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп».
Сочувствие к маленькому человеку ощущается в “Шинели” уже в самом характере повествования. За ним – скрытая теплота авторского сопереживания.
Когда сочувствие автора становится особенно явным?
Сцена разговора с Петровичем
Кстати,
Кукрыни́ксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили народные художники СССР : Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов
Работа в группах
Аполлон Григорьев писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…»
Согласны ли вы с ним?
Все встало с ног на голову: форма и содержание, внешнее и внутреннее поменялись местами. Ценность человека определяется по внешним данным – одежде, чину, дому… Но иначе быть и не может: такова суть государственного устройства.
И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека! Мы скорбим не только о Башмачкине, о его личной смерти. Не только о несостоявшейся личности. Мы скорбим о гибели самого звания человека, когда людей делят на «маленьких» и «значительных».
Кульминация - высшая точка реальной жизни Акакия Акакиевича
Кульминация повести – воровство шинели.
Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек.
Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая пушкинские традиции, Н.В. Гоголь «милость к падшим призывал». Чтобы понять русскую литературу, нужно помнить писательское признание Ф.М. Достоевского: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя…»
Вспоминаются строчки из Библии:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», «возлюби ближнего как самого себя».
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока
- Зачем же нужно это напоминание?
… Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.
Домашнее задание (на выбор)
- Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).
- В персонажах Гоголя мы, к сожалению, узнаём и себя, современное общество. О чём заставляет нас задуматься автор «Шинели»? (письменный ответ на вопрос).
- Сочинение-миниатюра «Всегда ли мы добры к людям?»