Презентация - "Презентация по литературе.Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 20.09.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе.Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка""
Какие события легли в основу «Капитанской дочки»?
А. С. Пушкин работал над «Капитанской дочкой» с 1833 по 1836 год. В основе произведения – крупное событие из истории России второй половины XVIII века: восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773–1774 гг.
Пушкина увлекла мысль изучить развитие пугачевского движения – один из ключевых моментов русской истории – еще в 1832 г., когда он знакомился с эпохой царствования Петра I. В двадцатом томе «Полного собрания законов Российской империи» он обнаружил множество материалов, связанных с восстанием: Манифест Екатерины II, ее именные указы, а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств для плененных мятежников Пугачева и его товарищей.
Но только в 1833 г. Пушкин более тщательно знакомится с этим периодом истории: он изучает архивные документы, посещает те места, где происходило восстание (Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды); собирает сведения о Пугачеве и его сподвижниках у живых свидетелей.
История создания романа
А. С. Пушкин начал работать над произведением в 1833 году. Постепенно роман Пушкина с документальной основой перерастал в художественную повесть, где основные действия происходили на фоне пугачевского бунта.
Из-за цензуры А. С. Пушкину пришлось множество раз переписывать свой роман. Первоначально автор хотел, чтобы в центре повествования находилась противоречивая личность – дворянин, который по собственному желанию перешел на сторону Пугачёва; однако позже А. С. Пушкин приходит к созданию двух образов-антиподов, подчеркивая при этом положительные качества Гринева и отрицательные черты Швабрина. На протяжении работы над историческим романом менялись имена главных героев, у которых были реальные прототипы.
Для автора произведения был важен образ Емельяна Пугачева. А. С. Пушкин показывает его не столько как лицо историческое, сколько личность со всеми ее особенностями характера. Если говорить кратко, самое главное для автора: показать Пугачева не только как предводителя восстания, но и как обычного человека.
Лишь в октябре 1836 года А. С. Пушкин закончил работать над последней редакцией повести.
Жанр «Капитанской дочки»
«Капитанская дочка» – исторический роман, который в основном соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером Скоттом, автором наиболее авторитетных образцов исторических сочинений XIX века:
в центре авторского внимания – эпоха, показанная через судьбу главного героя и определяющая различные перипетии его жизни;
главные герои – вымышленные персонажи (Гринев);
в произведении присутствуют и исторические, реально существующие лица, но по отношению к любовной интриге они второстепенны (Екатерина II, Пугачев);
центральной в сюжете является любовная линия, которая развивается на фоне исторических событий (любовный треугольник: Гринев – Маша – Швабрин).
Своеобразие композиции«Капитанской дочки»
Композиция «Капитанской дочки» своеобразна. В ней можно условно выделить 2 части:
1)историческая повесть о Пугачевском восстании и
2)семейно-бытовой роман.
Обе части композиционно неразрывны друг от друга: «пугачевщина» обусловила судьбы Гринева и Маши Мироновой.
«Не любовь, но события восстания стали школой воспитания 17-летнего офицера; он возмужал, многое узнал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу в беспримерных обстоятельствах, оказался способным отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. Оттого эти два года жизни надолго запомнились ему, оттого он счел себя обязанным рассказать о пережитом и, прежде всего, о своих «странных» приятельских отношениях с Пугачевым. Закономерно и Пугачев занял в романе центральное место.
Основная тема произведения.
Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе
Основная тема романа – тема народного восстания. В романе ставятся и вопросы внутренней политики, и проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством, и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым.
Пушкин поднимает проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести.
Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева?
Рассказчик выступает в двух лицах. Мы видим Гринева в молодости и в старости. Между ними не только временная, но и нравственная дистанция. В молодости героя отличает непосредственность в восприятии окружающего мира, субъективность в оценке событий. 50-летний Гринев-мемуарист старается быть объективным, делая сообщения и выводы с высоты прожитых лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий: мемуарист Гринев – истинный дворянин (принадлежал к старой дворянской семье, где слово «честь» и «служба» не разделяются), он убежденный противник насильственных потрясений, но в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Емельяне Пугачеве.
Насколько объективно автор показывает в романе своего героя – Пугачева?
На первый план выступает образ Пугачева как народного героя. Пугачев кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой.
Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью («Сметливость его и тонкость чутья меня изумляли»), широтой натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай», «А разве нет удачи удалому?»), способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой («Картечь хватили в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди».
Но автор не идеализирует Пугачева. Показывая сцены жестокой расправы пугачевцев по указанию своего предводителя над теми, кто не признал его государем и никогда бы не согласился служить ему, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия. Самое страшное, по мысли автора, – это то, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой и почти ни у кого не вызывают естественной человеческой реакции – жалости, сочувствуя и милосердия. Жестокость порождает жестокость, но оправдать ее невозможно никакими высокими идеями.
С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крестьянского восстания?
Пушкин широко использует фольклорные изобразительные средства. Речь Пугачева насыщена народными поговорками и образными иносказаниями: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее», «Закурим, запоем и ворота запрем».
Сказка старой калмычки об орле и вороне объясняет жизненную позицию народного героя-самозванца: не может человек орлиной натуры жить по законам ворона.
А с помощью эпиграфа к главе «Приступ» и бурлацкой песни, в которых появляется мотив виселицы, автор показывает трагическую предрешенность судьбы Пугачева.
В чем привлекательность образа Маши Мироновой?
Маша простая, незаметная девушка, но в ней столько чисто женского обаяния и моральной чистоты, она обладает чуткостью сердца, которая помогает ей разбираться в людях. В любви Маши нет жеманства, она очень искренна. У нее есть нравственные устои: героиня не может строить свое счастье на несчастье других. Любовь ее бескорыстна. Обрушившееся на Машу горе (казнь родителей) не сломало ее: она оказалась способной проявить сопротивление домогательствам Швабрина, остаться верной своему возлюбленному и защитить свое счастье.
Смысл названия романа
«Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой – «Капитанская дочка», - писал Г. П. Макагоненко .
«Капитанская дочка» оказалась своего рода завещанием Пушкина. Открывая читателю выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами социального развития России и судьбы русского народа.
Определение и выбор темы
1.Становление личности Петра Гринева.
2.Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина).
3.Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
4.Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».
5. Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2.Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина).
Сравнительная характеристика создается на основе сравнения (сопоставления или противопоставления) людей, литературных героев, предметов, явлений.
ПРАВИЛО 1
Сопоставлять или противопоставлять можно только при условии ОБЩЕГО ОСНОВАНИЯ.
Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика
Особая композиция
Материал сочинения может быть расположен по способу
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ;
ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ
Правило 2
Сопоставляются поведение героев в одной и той же или сходной ситуации, их отношение к одному и тому же событию, лицу, предмету и т.д., что позволяет показать сходство и различие героев.
Параллельное сравнение
Сначала дается характеристика одного из действующих лиц, а затем характеристика другого. В конце делается обобщение.
Последовательное сравнение
Честь – это поэзия долга.
А. Виньи
Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь,
Чтоб пострадала честь.
П. Корнель
Честность есть прямая линия:
она ближе к истине,нежели кривые.
К.Н. Батюшков
Эпиграф
Структура плана
Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться –
Начерти на карте план
( песенка Алисы).
ПЛАН
I.Введение
II.Основная часть
III.Заключение
I. Вступление.
Основные проблемы повести. Обоснование места Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.
Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).
II. Основная часть.
Гринев и Швабрин – герои-антиподы.
1) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
2) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
3) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
4) Отношение автора к своим героям.
III. Заключение.
Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.
План
Вводные слова (“наоборот”, “напротив”) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (“так как”, “доказательством этого служит”, “это подтверждает”, “вот отчего”), а также вводных слов (“значит”, “таким образом”, “итак”, “наконец”), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (“если... то другой...”), и др.
Речевые клише
В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин писал: “Откуда взялись эти благоразумные молодые люди, которым плюют в глаза, а они утираются, вместо того, чтобы защитить свою честь?” Этим словам А.С.Пушкина уже более 170 лет. Как вы думаете, устарели они или нет? Как в современном обществе защищать свою честь и достоинство?
Алексей Иванович Швабрин
Возраст — молодой человек, не старше 30 лет.
Род занятий — боевой офицер.
Семья — не женат.
Происхождение — родом из знатного дворянского семейства.
Воспитание и образование— характерное для дворянских семейств.
Внешность — невысокий молодой мужчина, смуглый, с некрасивым, но выразительным лицом.
Положительные черты — умный, прекрасно образованный.
Отрицательные черты — подлый, расчётливый, мстительный, эгоистичный, трусливый, способный на предательство.
Цитатный материал
«…невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым…» гл.3
«…Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние…» гл.4
«Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца…» гл.3
«…к Ивану Игнатьичу, кривому гарнизонному поручику, о котором Швабрин выдумал, будто бы он был в непозволительной связи с Василисой Егоровной, что не имело и тени правдоподобия; но Швабрин о том не беспокоился…» гл.4
«…но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне». Гл.4
Пётр Андреевич Гринёв
Возраст — 16 лет.
Род занятий — офицер в чине прапорщика.
Семья — отец Андрей Петрович Гринёв, мать Авдотья Васильевна.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из знатного дворянского семейства.
Воспитание — основано на свободе, вседозволенности.
Образование — характерное для детей из дворянских семей.
Внешность — привлекательный 16-летний юноша.
Положительные черты — добрый, порядочный, жалостливый, романтичный, простодушный, поначалу беспечный, затем – ответственный, мужественный, миролюбивый, благородный, честный.
Отрицательные черты — беспечный, горячий, самолюбивый.
Цитатный материал
«Я природный дворянин…» Глава 8
«Отец мой Андрей Петрович Гринёв в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». Глава 1
«Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве…» Глава 1
«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась». Глава 1
«…слыша, что у батюшки триста душ крестьян, «легко ли! — сказала она, — ведь есть же на свете богатые люди!..» Глава 3
«Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника…» Глава 1