Презентация - ""Подготовка учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Монолог"."
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 12.09.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему ""Подготовка учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Монолог"."
Подготовка учащихся к устному собеседованию
по русскому языку
в 9 классе.
Монолог.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 19
имени Героя России Панова»
города Смоленска
Яснецова Надежда Александровна
Инструкция по выполнению заданий
Устная часть по русскому языку состоит из четырех заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста Время на подготовку – 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный в задании 1 текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем.. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Типичные ошибки в речи
Логические ошибки
Нарушение последовательности (логики) изложения приводит к появлению логических ошибок.
Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления.
К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании работы:
1) нарушения последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями и предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление одной микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей;
7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).
Речевые ошибки
Среди всех речевых ошибок возникающих в речи можно выделить 4 основных типа:
1. речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова:
1.1. анахронизм – нарушение хронологической (временной) точности речи;
1.2. абсурдность – возникает тогда, когда слово употребляется без учета его значения (страшна не старость, а дряхлость, так что лучше умереть молодым и здоровым);
1.3. алогизм – нарушение логики (наша фирма гарантирует уменьшение веса на 100%);
1.4. неоправданное расширение или сужение значения слова (врачи в любое время оказать помощь ребенку).
2. Речевая недостаточность – возникает, как правило, если говорящий торопится и не следит за речью (интересующих лиц вышлем почтой). Может возникать абсурдность речи (делаем только срочные переломы)
3. Нарушение лексической сочетаемости – способности слов, соединяться друг с другом. Возникает при неправильном употреблении многозначного слова. Нарушением лексической сочетаемости является контаминация – смешение внешне похожих словосочетаний (играть значение/иметь роль, иметь значение, играть роль).
4. Речевая избыточность – её причины многообразны: это попытка уточнить мысль (их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были; машинный парк обновлен новыми машинами). Может порождать чрезмерная примитивность мышления, конкретизация (труп был мертв и не скрывал этого).
Речевая избыточность может принимать форму плеоназма (излишества) – употребление схожих по смыслу слов (в декабре месяце).
Разновидностью плеоназма является тавтология – повтор однокоренных слов (а можно вопрос спросить).
Грамматические ошибки
1. Ошибочное словообразование.
Оно наблюдается, например, в словах будующий, надсмехаться, следущий (правильно: будущий, насмехаться, следующий).
2. Морфологические ошибки:
— неправильное образование формы существительного: не хватает время, модные польта, свежие торта (нужно: не хватает времени, модные пальто, свежие торты);
— неправильное образование формы прилагательного: более красивее, красивше (нужно: более красивый, красивее);
— неправильное образование формы числительного: с шестьсот рублями, в двух тысяча третьем году (нужно: с шестьюстами рублями, в две тысячи третьем году);
— неправильное образование формы местоимения: ихнего отца, ихние дети (нужно: их отца, их дети);
— неправильное образование формы наречия: откудова, отсюдова (нужно: откуда, отсюда);
— неправильное образование формы глагола: они хочут, ложат, ездиют, я ездию ; пиша письмо (нужно: они хотят, кладут, ездят, я езжу; когда я писал письмо);
3. Синтаксические ошибки:
— нарушение согласования: с группой ребят, увлекающимися спортом (нужно: с группой ребят (каких?), увлекающихся спортом);
— нарушение управления: сделать свой кабинет более красивый; показалось о том, что (нужно: сделать свой кабинет более красивым; показалось, что);
— нарушение связи между подлежащим и сказуемым: растут много деревьев (нужно: растёт много деревьев или растут деревья);
— ошибки в построении предложения с однородными членами: Хочу рассказать о значении книг и почему я их люблю. (Нужно: Хочу рассказать о значении книг и о том, почему я их люблю.);
— ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом: Рисуя, мои мысли всегда текли спокойно. (Нужно: Рисуя, я всегда спокойно размышляю. Или: Когда я рисую, мои мысли всегда текут спокойно.);
— ошибки в построении простого и сложного предложения: Мне показалось то, что это сон. Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал. (Нужно: Мне показалось, что это сон. Ты не забудешь никогда о человеке, который столько для тебя сделал.);
— смешение прямой и косвенной речи: Автор сказал, что я не согласен с мнением остальных. (Нужно: Автор сказал, что он не согласен с мнением остальных.);
— нарушение границ предложения: Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны. (Нужно: Он тяжело задумался, поэтому глаза его так печальны.);
— ошибки в выборе и употреблении сочинительного или подчинительного союза: Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный. (Нужно: Мне нравится этот город, потому что он маленький и уютный. Сравните: Мы поссорились из-за того, что каждый настаивал на своём и не хотел уступить.)
Произношение согласных
В произношении согласных действую два основных закона:
1) закон оглушения звонких на конце слова.
2) закон уподобления двух рядом находящихся согласных (ложка [лошка], пробка [пропка])
3) Согласная «Г» может произноситься как «Г» (год), как «К» (враг [врак]), кА «В» (кого [каво]), фрикативная «Г» - она используется только в словах при восклицании междометий (господи, ага, ого, угу)
4) сочетание «чн» в настоящее время может произноситься двояко (сливочный, булочный, беспечный, алчный), а во-вторых как «шн» (конеШно, скуШно, Што), однако подобное произношение до сих пор.
5) В большинстве заимствованных слов при написании используется гласная «Е», а не «Э», однако согласные перед этой буквой произносятся то твердо, то мягко (декан [дэкан], термин [тэрмин], сессия [сэссия]…), основная масса слов требует запоминания. Сочетание «жд» ранее произносилась как мягкая долгая «Ж». Сейчас нормой становится произношение как «шт (дождь [дошть] – поволжский вариант, старомосковский вариант - дощь)».
Сочетание «зж», «жж» необходимо произносить как долгий мягкий «Ж». Сохранение твердости произношения нормой пока не стало (позже).
Удвоенные согласные произносятся либо как один долгий звук (лунный), это свойственно заимствованию.
Орфоэпические ошибки
Нормы произношения гласных:
1. Основной закон в области произношения гласных – это закон редукции – т.е. ослабленного произношения безударных гласных: безударная «О» произносится как «А» - всегда подвергает редукции (молоко – (малако). Однако редукция «О» отсутствует в заимствованных словах для различения этого слова в потоке речи (баобаб, какао, боа) – это объективная необходимость.
2. После мягких согласных буквы «А», «Е», «Я» произносятся как звук «И» с оттенком «Э», это иканье (часы (чисы), венец (винец). Сохранение в этих позициях звуков соответствующих буквам, а произношение в этих же позиций «Э» с оттенком «И» является устаревшим.
Содержание говорения как вида речевой деятельности
Должно отвечать определённым требованиям:
апеллировать к личному опыту школьников, к чувствам и эмоциям; быть посильным в задаваемой речевой задаче;
предусматривать наличие собственной точки зрения ученика, стимулировать наблюдения, размышления, самостоятельные выводы и обобщения;
способствовать развитию потребности в саморефлексии, саморазвитии;
приобщать школьников к культурному наследию страны, способствовать социологизации;
характеризоваться избыточностью, что даст возможность реализации индивидуального подхода к обучению устной речи на уроках русского языка.
Спонтанная (неподготовленная) речь
В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь.
В процессе «говорения» учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение) и умение вести как диалог, так и монолог
Спонтанная речь - разновидность устной речи в диалогической форме, отличающейся тем, что участники диалога не готовятся к акту общения, не обдумывают заранее того, что намереваются высказать. (Антипова А.П.).
Спонтанная речь - это наиболее естественное проявление самопроизвольной разговорной речи, характеризующейся неподготовленностью, непринужденностью и непосредственностью общения (Вишневская Г.М.).
Спонтанность речи является целевой характеристикой обучения устной речи
ТЕМЫ ОБЩЕНИЯ – ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Темы, актуальные для говорящего с сфере его личных интересов и межличностных отношений (человек и его личная жизнь, работа, профессия, образование, воспитание, свободное время, увлечения)
Темы социально-культурного характера (человек и общество, человек и наука, человек и искусство)
Темы общегуманитарной проблематики (человек и окружающая среда, духовное развитие человека);
Темы профессиональной направленности (ученик как субъект учебной деятельности)
Задание 3. Монологическое высказывание
Выберите один из предложенных вариантов беседы:
1. Праздник (на основе описания фотографии).
2. Мой поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Монолог
Не забудьте рассказать,
когда проходит праздник;
чему он посвящён;
кто принимает участие в празднике;
опишите присутствующих и их настроение.
Не забудьте описать
место и время проведения праздника;
событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
присутствующих на празднике;
общую атмосферу праздника и настроение участников..
Тема 1. Праздник
1. Опишите фотографию.
Повествование
Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
Не забудьте рассказать,
куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию);
с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);
как Вы готовились к походу (экскурсии);
почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).
Рассуждение
Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Что значит следовать моде?
Для Вас важно следовать моде и почему?
Следовать моде можно только в одежде?
Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Задание 3. Монологическое высказывание
*
Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 8.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 14.
Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 8 и более баллов.
Базовые умения работы с текстом в 5 классе
1. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
2. Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):
• устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
• формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
• передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно- научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
• Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:
• составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
• представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.
3. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов.
Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.
Монолог. 6-й класс
1. Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование. Выступать с научным сообщением.
2. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
3. Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка.
4. Соблюдать в устной речи правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов.
Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически чёткого представления о функционально-смысловой типологии речи, без умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, логико-семантическими, структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного ФСТР.
Т.Б. Трошева
Функциональные типы речи – это коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, которые выражаются определенными языковыми средствами.
Признаки функционально-смысловых типов речи
Функция
(поэтому функциональный
тип речи)
Значение
(отсюда — смысловой
тип речи);
структура и языковые
средства
тексты,
в которых
отражается
реальная
действительность
тексты —
мысли
человека
о реальной
действительности
описание
повествование
рассуждение
предполагают
соотношение
с миром предметов
предполагают
соотношение
с миром суждений
Целеустановка автора
изобразить мир одномоментно,
перечислив характерные
признаки
отразить мир в динамике
предъявить информацию
и аргументировать её
описание
повествование
рассуждение
Монолог-описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику
предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем
перечисления их качеств, признаков, особенностей.
Монолог-сообщение (повествование, рассказ) – информация о развивающихся
действиях и состояниях; структура монолога – повествования представлена
следующей последовательностью: зачин – основная часть – вывод (заключение).
Монолог-рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими
отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими
умозаключение.
Профессор Нечаева О.А.
Тренировочные упражнения
Зачал Авдюшка говорить, что́, мол,
ребята, ну, как домовой придет?..
И не успел он, Авдей-от, проговорить,
как вдруг кто-то над головами у нас
и заходил; но а лежали-то мы внизу,
а заходил он наверху, у колеса.
Слышим мы: ходит, доски под ним
так и гнутся, так и трещат; вот
прошел он через наши головы;
вода вдруг по колесу как зашумит,
зашумит; застучит, застучит колесо,
завертится; но а за́ставки у
дворца-то спущены. Дивимся мы:
кто ж это их поднял, что вода пошла;
однако колесо повертелось,
повертелось да и стало.
Тургенев И.С. «Бежин луг»
Славный был малый, смею вас
уверить, только немножко странен.
Вот, например, в дождик, в холод
Целый день на охоте; все иззябнут,
устанут – а ему ничего. А другой раз
сидит у себя в комнате, ветер пахнёт,
он вздрогнет и побледнеет; а при мне
ходил на кабана один на один;
бывало, по целым часам слова не
добьёшься, зато уж иногда, как
начнёт рассказывать, так животики
надорвёшь со смеха...
Да-с, с большими странностями.
Лермонтов М.Ю. «Герой
нашего времени»
Я открыл глаза: утро зачиналось.
Еще нигде не румянилась заря, но
уже забелелось на востоке. Всё стало
видно, хотя смутно видно, кругом.
Бледно-серое небо светлело,
холодело, синело; звезды то мигали
слабым светом, то исчезали;
отсырела земля, запотели листья,
кое-где стали раздаваться живые
звуки, голоса́, и жидкий, ранний
ветерок уже пошел бродить и
порхать над землею.
Тургенев И.С. «Бежин луг»
ОПИСАНИЕ
Описание - функционально-смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе одновременно.
Изображается мир в статике ( к тексту можно задать вопрос
каков объект?)
Основа описания – перечень, перечисление признаков, свойств предмета, явления.
Цель описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Структура описания:
общее представление о предмете;
перечень отличительных признаков предмета;
авторская оценка, вывод, заключение.
Функции описания - создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, перечислением их.
Описание
Лингвостилистические особенности описания
Связь между предложениями обычно параллельная. Вначале – первое предложение или абзац в качестве исходного пункта, остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Они между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически.
Каждое предложение относительно самостоятельно.
Свойственно единство видовременных форм глаголов-сказуемых. Глаголы чаще всего в форме несовершенного вида, чаще прошедшего времени, а для особой наглядности – в форме настоящего времени.
В описании глаголы обозначают не последовательную смену событий, а одновременность происходящего.
Если глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия.
Характерен синтаксический параллелизм.
Частотно употребление именных сказуемых, назывных и безличных предложений.
В описании больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.
Широко используются синонимы, определения, неполные предложения.
Композиционная модель этого типа речи: объект описания — его признаки — общая картина, образ.
Отправная точка — сам предмет или его часть. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки, поэтому связь предложений в описаниях обычно параллельная.
Описание предполагает перечисление признаков (постоянных или однородных), поэтому отличается статичностью.
В текстах-описаниях признаки предмета — это та новая информация, ради которой создается высказывание.
Глаголы употребляются в форме несовершенного вида.
Статические и динамические описания
Описания можно разделить на статические, изображающие предметы в состоянии покоя, и динамические, показывающие предметы, явления природы в движении.
В первых речь носит именной характер: главенствующую роль играют имена существительные, прилагательные;
во вторых на первый план выдвигаются глаголы, которые отражают движение, рисуют динамическую картину.
Упражнения для развития монологической речи (описание фотографии)
Внимательно прочитайте задание и рассмотрите фотографию.
Составьте предложения на предложенную тему.
Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, размер).
Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
Опишите людей, запечатлённых на фотографии, их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.
Составьте описание фотографии по опорным словам.
Задание 3. Монолог
Не забудьте рассказать,
когда проходит праздник;
чему он посвящён;
кто принимает участие в празднике;
опишите присутствующих и их настроение.
Не забудьте описать
место и время проведения праздника;
событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
присутствующих на празднике;
общую атмосферу праздника и настроение участников..
Тема 1. Праздник
1. Опишите фотографию.
Описание. Смысловая модель «целое – части».
5. Чувства и эмоции,
вызванные
изображённым праздником.
2. Чему посвящён?
(детали; признаки; оформление)
1. Место и время проведения праздника
4. Как передана общая атмосфера праздника?
(настроение, состояние героев фотографии;
погода; цветовая палитра праздника)
Внешний вид изображённых на фотографии
(лица, одежда, позы)
ПРАЗДНИК
Фотография – это своеобразный закодированный текст, несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека
Рассматриваем фотографию
Какой момент изображен на фотографии?
Где, по-вашему, сделана эта фотография?
Почему была сделана такая фотография?
Что хотелось фотографу изобразить в первую очередь?
О чем говорит поза, выражение лиц людей, запечатленных на фотографии?
Удалось ли автору снимка передать эмоции, чувства, настроение сфотографированных?
Какие детали на фотоснимке обращают на себя внимание, бросаются в глаза, запоминаются?
Как вы считаете, удачным ли получился снимок?
Пополняем словарный запас
Подберите синонимы к словам:
Фотография
(фотоснимок, фото, фотокарточка)
Сфотографировать
(сделать снимок, снять на фотокарточку, запечатлеть)
Увидеть (заметить, различить, увидать, приметить, заприметить, усмотреть, углядеть, подметить, посмотреть, уловить, осознать, разглядеть, ухватить, подсмотреть, застать, рассмотреть)
Изобразить ( показать, представить, воспроизвести, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, выразить)
Пополняем словарный запас
Выберите глаголы, которые Вы считаете наиболее уместными для передачи действий фотографа: увидеть, наблюдать, выбирать, снять, изобразить, заснять, запечатлеть, сфотать, сфоткать, щёлкнуть, сделать снимок.
Подберите определения, которые помогут Вам охарактеризовать позу (-ы) запечатлённого (-ых) на снимке.
Назовите эмоции, чувства, настроение, которые переданы на фотографии.
Монологическое высказывание.
Беседа по монологу
фотографию.
2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
в каком музее Вы были;
когда и с кем;
что вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше всего.
Задание 2.
Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.
1. Опишите фотографию.
Музей
Каким бывает?
историческим
археологическим
этнографическим
зоологическим
ботаническим
художественным
театральным
музыкальным
литературным
политехническим
сельскохозяйственным.
краеведческим
мемориальным
изобразительных искусств
истории чего-л.
музеем-заповедником
музеем-квартирой
музеем-усадьбой
космонавтики и т.п.
городским
школьным
виртуальным
небольшим
частным
знаменитым
великолепным и т.д.
Что есть в нём?
залы
экспозиционные
выставочные
демонстрационные
павильоны (выставочные)
фонды
реставрационные мастерские
хранилища
экспонаты
коллекции
картины
произведения живописи,
скульптуры, декоративно-
прикладного искусства
уникальные
редкие
ценные
оригиналы (подлинники)
копии
экскурсоводы
реставраторы
хранители
исследователи
учёные
Кто работает?
открыть
создать
посетить
осмотреть
побывать
вместить
пополниться
обогатиться
выставить
купить
предложить
пропагандировать
исследовать
воссоздать
Что можно с ним сделать?
Что может музей?
Повествование
Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.
Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1-2-3-4…)
Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.
Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий.
Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., заключающие текст.
Повествование может быть представлено серией назывных предложений.
Повествовательный текст
Коммуникативная цель – информировать о событии или действиях героя.
Основной вопрос к тексту: «Что произошло с героем?»
Основная мысль – ответ на основной вопрос («С героем произошло следующее...»
План построения повествования:
сообщение о действующем лице;
указание на место и время событий;
рассказ о действиях с указанием их особенностей и последовательности во времени;
указание на итог действий, завершение повествования;
вывод.
5. В тексте имеются слова и словосочетания, показывающие соотношение действий во времени и пространстве (однажды, сначала, только что, как-то зимой (осенью, летом, весной), в праздник, на каникулах, на прогулке, потом, тогда, а в это время и т.п.)
6. В тексте много глаголов, обозначающих конкретные действия.
7. Для текста характерна цепная связь между предложениями.
Схема построения повествовательного текста
Сообщить о действующем лице или лицах.
Охарактеризовать место и время события.
Перечислить действия с указанием их последовательности и особенностей.
Указать на итог действия и завершить повествование.
Сделать вывод.
Схема повествовательного текста
Что произошло?
В каком порядке события сменяли друг друга?
Герой (-и)
1 – ое:
однажды, сначала
2-ое:
вдруг, потом
3-ье:
а в это время, затем, тогда
4-ое:
в конце концов
Действие развивается во времени
Смысловая цельность повествования
Все предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.
Смысловая цельность текста создается единством темы (тематическая цепочка: различные наименования действующего лица или предмета) и сохранением основной мысли (цепочка «нового»: последовательное перечисление действий этого лица).
Коммуникативная цель повествования – информировать об определённой последовательности событий, о том «новом», ради чего создаётся текст.
Работаем с текстом
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи».
Укажите функцию глаголов в данном тексте.
Докажите, что выделенные глаголы помогают понять характер героя и передают авторское отношение к нему.
Анализируем текст
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.
(Л. Толстой)
Найдите в тексте тематическую цепочку.
(Обезьяна)
Подчеркните цепочку «нового».
(Несла, выскочила, хотела поднять, просыпала, бросилась поднимать, просыпала, рассердилась, разметала, убежала)
Как цепочка «нового» помогает понять идею рассказа?
Работаем самостоятельно
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и отпустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро". (Л. Толстой)
1. Докажите, что это повествование.
2. Составьте тематическую цепочку.
3. Составьте схему развития событий в данной притче (цепочка «нового»).
4. Сформулируйте основную мысль притчи.
Отличие повествования от описания
Заяц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремянный закричали во всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа ее под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо.
Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
Какова коммуникативная цель автора? (Охарактеризовать явление, сообщить
о признаках предмета, описать обстановку, изобразить явление, рассказать о
событиях и действиях во времени).
Какие изображены признаки или действия – одномоментные или сменяющиеся,
последовательные?
«Новое» в тексте – это свойства или действия предметов?
Рассказ из глаголов
Очнулась. Взглянула. Обомлела — проспала! Вскочила, стала будить. Буркнул, отвернулся.
Растолкала, подняла. Кинулась разогревать, накрывать, накручиваться…
Позвала. Молчит. Заглянула — накрылся, храпит. Пощекотала. Лягнул.
Рявкнула! Замычал, поднялся, поплёлся… Опоздаю!! Выскочила, помчалась.
Отходит! Догнала, уцепилась, повисла. Доехала. Спрыгнула. Звенит!
Побежала, ворвалась, отпихнула, проскочила. Отлегло!
Поднялась. Уселась. Вскочила, позвонила, напомнила погасить, выключить, причесать, застегнуть, обуть… Бросил. Разложилась, начала работать.
Встали, собрались, пошли.
Подошли, познакомились, отправились. Началась!
Последовали, осмотрели, поинтересовались, рассказали. Восхитились, удивились!
Прошли, увидели, замерли…
Спросили, прошли, побывали, увлеклись, впечатлились, сфотографировали. Понравилось!
Продолжилась, вошли, поразились, выслушали. Не поверили, удостоверились.
Оживились, обсудили.
Завершилась, поблагодарили, распрощались.
Схема построения рассуждения
Тезис
Причины (почему истинен тезис?)
III. Следствия (что следует из основного тезиса, справедливость которого доказали?)
Слово – живое явление.
Оно живет,
движется,
рождается,
играет красками и звучанием,
брызжет радостью или сверкает гневом,
в нем бьется человеческая мысль и чувство…
Поневоле начинаешь думать о некой «магии» слова, о тайнах словесного
воздействия, о непростоте языка и сложных переливах в оттенках значения
каждого слова, в его употреблении и еще о многом, что уместно назвать
емким, давним русским существительным «жизнь».
Алгоритм работы над рассуждением
Формулирую основную мысль моего текста и задаю вопросы к будущему тексту: Почему это так? По какой причине? Отчего это происходит? и т.п.
Создаю текст, объясняющий или доказывающий основную мысль.
Задаю вопрос к выводу:
Что следует из моих рассуждений? Какой отсюда следует вывод? (Следовательно, таким образом, значит)
Рассуждение.
Обратите внимание!
Тезис рассуждения следует формулировать как простое предложение с подлежащим и сказуемым. Тема текста в тезисе отражается в составе подлежащего, а «новое» (что говорится по этой теме) – в составе сказуемого.
Рассуждаем вместе
Эстонский язык очень оригинален. Многие слова начинаются с буквы «ы». А количество падежей и вовсе исчисляется четырнадцатью. Также в эстонском языке нет будущего времени, но зато имеется три варианта прошедшего.
Определите основную мысль текста.
Докажите, что между основной мыслью и доводами существуют причинные связи.
Сколько доводов использовано в данном случае?
Почему, на ваш взгляд, использование нескольких доводов для раскрытия основной мысли делает текст более убедительным?
так как...
Довод 1
Довод 2
Довод 3
Почему это так?
Основная мысль текста
Следовательно,
Вывод
Работаем с текстом
Слово – дело великое…Словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Л. Толстой
Прочитайте текст и определите его основную мысль.
Сформулируйте вопрос, который можно задать от основной мысли к тексту.
Докажите, что между основной мыслью и содержанием текста существует причинная связь.
Определите количество доводов в тексте.
Варианты заданий
Определите, какие из вариантов являются аргументами к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что.
Нужно заниматься самообразованием.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель.
Особое место в самообразовании уделяется деловым играм.
Изменяющиеся условия жизни требуют от человека постоянного совершенствования знаний.
Самообразование помогает расширить кругозор, эрудицию.
Самообразование позволяет узнать новые идеи на их начальном уровне.
Самообразование есть средство самовоспитания, способствующее выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия.
Самообразование по русскому языку нужно не только профессиональному журналисту или преподавателю.
Определите, какие из вариантов НЕ являются аргументами к тезису.
Нужно следовать моде.
1) Модно одетый человек чувствует себя уверенно в любом обществе.
2) Модные журналы учат комбинировать элементы одежды и скрывать недостатки фигуры.
3) Изучение модных тенденций позволяет подбирать то, что идёт именно вам.
4) Мода показывает нам образы и темы, которые каждый может интерпретировать по-своему и выглядеть современным.
5) Следуя массовому вкусу, человек теряет свою индивидуальность.
Определите, какие высказывания являются следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.
Следить за модой смешно, а не следить - глупо.
Б. Шоу
1. Развить чувство стиля возможно.
2. Всё хорошо в меру.
3. Наблюдайте за модой, но не подчиняйтесь ей.
4. Нужно найти ту тонкую грань между модой и индивидуальным стилем, которая позволит чувствовать себя комфортно, уверенно и современно.
Продолжите рассуждение, добавив сначала слова потому что, а затем – поэтому.
Объясните, чем варианты отличаются друг от друга.
У школьной формы есть свои достоинства.
Вариант ответа:
(Потому что) Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
(Потому что) Форма помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива.
(Потому что) Она убирает социальные различия между бедными и богатыми.
Следовательно, неплохо было бы ввести её в школу как обязательную форму одежды.
Пособие предназначено для эффективной подготовки к устной части основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе.
Работая с пособием, учащиеся научатся:
грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты;
выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи;
излагать материал на основе личного жизненного опыта;
представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге;
Пособие рекомендовано учащимся 8-9-х классов, учителям и методистам и может быть использовано на уроках и для самостоятельной подготовки.
Литература
1. ФИПИ. Демонстрационный вариант устного
собеседования по русскому языку 2019 г.
2. Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения устного собеседования по русскому
языку выпускников основной школы 2019 г.
3. Кодификатор элементов содержания и требований к
уровню подготовки обучающихся 2019.
4. Г.Т. Егораева ОГЭ. Русский язык. Тренажер. Устное
собеседование по русскому языку для выпускников
основной школы – М. Издательство «Экзамен», 2018
5. И.П. Цыбулько, Т.Н. Малышева: ОГЭ-2019. Русский
язык. Устное собеседование. Типовые варианты. 36
вариантов – М.2018