Презентация - "Презентация по литературе. "Обобщение методического опыта. Методика анализа эпизода художественного текста""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 08.09.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе. "Обобщение методического опыта. Методика анализа эпизода художественного текста""
Методика анализа эпизода художественного текста
Учитель русского языка и литературы
Лиманская В.В.
МБОУ «СОШ № 5 с кадетскими классами имени Губина А.Т.» г. Ессентуки Ставропольского края
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОПЫТА
2022 год
Схема анализа художественного текста
Содержание эпизода.
Связь эпизода с предыдущими фрагментами.
Композиция. Роль данного эпизода среди других эпизодов, то есть завязка это, кульминация или развязка?
Как действуют герои в этом эпизоде?
Художественные приемы. Лингвостилистический анализ текста.
Какое значение в развитии сюжета, идеи произведения имеет этот эпизод?
Словарно-орфографическая работа
А)Эволюция драматического таланта, развитие капиталистических отношений, домостроевские традиции, патриархальная простота нравов, конфликт драмы, социальная тема, в кульминационной сцене, парадоксальная широта современного человека.
Б) Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого – чего – нибудь.
Парадоксальный – являющийся парадоксом, совершенно невероятный.
Патриархальный – сторонник, защитник старого.
Домострой – старый русский свод житейских правил о суровом семейном быте.
Ремарка – пояснение автора к тексту.
Лейтмотив – основная тема произведения.
Искушение – соблазн, желание чего-нибудь запретного.
Формы словарной работы
Фронтальная. Самостоятельная работа со словарем
Выступления подготовленных учащихся. Индивидуальная самостоятельная работа
Работа по теории литературы
Индивидуальные выступления подготовленных учащихся
Репродуктивный метод
Работа по теории литературы
Вопросы к классу:
Что такое эпизод?
Можно ли считать эпизод законченным целым?
Что такое сюжет? Какую роль играет эпизод в развитии сюжета?
Важна ли связь рассматриваемого эпизода с другими эпизодами и сценами?
1. Кому принадлежат слова:
«Ах, боюсь я, всего боюсь. Зачем они это делают?»
а) Ларисе
б) Харите Игнатьевне
в) Ефросинье Потаповне.
2. О ком эти слова:
« Он человек глупый, господа»
а) о Паратове
б) о Кнурове
в) о Робинзоне
г) о Карандышеве.
3. О каком предмете идет речь:
« На грех и из палки выстрелишь»?
5. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза?
а) Паратову
б) Карандышеву
в) Огудаловой
г) Кнурову.
6.Что взял с собой Карандышев, бросаясь в погоню за Ларисой?
а) нож
б) саблю
в) пистолет.
7. Вставьте пропущенные слова или закончите фразы:
а) « Она умеет отличать золото от …».
б) « Я гораздо более виноват, чем вы …».
в) « Господа, я сам пью и предлагаю выпить за …».
г) « Или тебе радоваться, мама, или …».
4. У кого не было паспорта, чтобы
уехать в Париж
а) у Кнурова
б) у Робинзона
в) у Карандышева
г) у Ларисы.
Тест
Фронтальная беседа
(или комментированное чтение)
Когда была создана драма?
Каков идейный замысел пьесы?
Каково значение сцены « Обед у Карандышева» в раскрытии этого замысла?
Какой замысел осуществляет Паратов?
Понимает ли это Карандышев?
Как он ( Карандышев) пытается демонстрировать свою власть над Ларисой?
Мы начинаем сострадать Карандышеву? Когда?
Паратов и Вожеватов потешаются над женихом Ларисы. Только ли его мучат они при этом? Волнуют ли кого-либо ее терзания?
Каково значение сцены пения. Что поет Лариса, ради чего?
Как же иллюстрирует последняя сцена III действия замысел драматурга?
Какие еще художественные особенности помогают раскрыть внутренний мир героев?
Какое значение в развитии сюжета и в раскрытии замысла драматурга имеет эта сцена?
Текст романса
« Не искушай меня без нужды»
Е. Баратынский
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей.
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь.
И не хочу предаться вновь
Раз обманувшим сновиденьям.
Монолог Карандышева
«И все это преднамеренно, умышленно … Жестоко, бесчеловечно жестоко… Да разве людей казнят за то, что они смешны… Смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!»