Презентация - "Презентация на тему "Запад и Восток в древности""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 23.07.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация на тему "Запад и Восток в древности""
Возникновениепонятий«Восток»и«Запад»связанос
расширениемгеографическогокругозорапервобытныхидревних людей.
Расселение Homo sapiens,происходившеевтечениемногих тысячелетий, приводило к освоению все новых и новых территорий. Во времена «неолитической революции», начавшейся примерно
между предков
10–12тысячлетназад,усиливаетсяобменпродуктами земледельцамиискотоводами,чтовынуждаетнаших выходить за рамки племенной территории.
ВпервыеразделениеокружающегомиранаЗападиВосток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян.
В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия – Греция, захваченная турками-османами. Характерной чертой взаимодействия двух регионов является взаимопроникновение. Достаточно вспомнить великие финикийскую и греческую колонизации, времена эллинизма, огромные масштабы Римской державы.
Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству».
В настоящее время этим условным термином принято обозначать
совокупностьочень
далеких условиямобластей,оседлых
погеографическимихозяйственным икочевыхнародов.Обществ,только
выходящих из состояния первобытности и более продвинутых народов, уже переступивших порог цивилизации.
Вторую часть истории древности традиционно составляет история Древней Греции и Древнего Рима или времена античности и
«классической древности». Такое разделение истории древнего мира на две части, с одной стороны, отражает специфику развития Древнего Востока и античных стран, а, с другой стороны, выражает общие черты древних сословно-классовых обществ.
Пространственные рамки истории Древнего Востока в востоковедении, складывающемся фактически в XIX веке, непрерывно менялись.
ПервоначальноинтересученыхбылприкованкстранамБлижнего Востока, что связано, в первую очередь, с авторитетом Библии, из которой черпали первые сведения об истории древних государств и народов. В науке даже сложилось такое понятие, как «классический Восток», рамки которого ограничивались ареалом Средиземного моря. Именно Ближний Восток являлся родиной древних цивилизаций. Сюда входили территории Северо-ВосточнойАфрики(ДревнийЕгипет)изначительнаячасть ПереднейАзии,охватывающаяМалуюАзию,Месопотамию,области Восточного Средиземноморья, Армянское нагорье, Аравийский полуостров.
В 20-е годы ХХ века с интенсификацией исследований по древней истории Индии и Китая, стала очевидной близость социально- экономического и культурного развития на огромных пространствах Азии и Африки. Это привело к расширению географических рамок Древнего Востока.
Территория,называемаяныне Древним Востоком, простирается с запада навостокотсовременногоТуниса,где располагалсядревнийКарфаген,до современных Китая, Японии, Индонезии; а с юга на север – от современной Эфиопии доКавказскихгориЮжныхберегов Аральского моря.
В этой обширной географической зоне существовалимногочисленные государства,оставившиеяркийследв историичеловечества:Великая Египетскаядержава,несколькокрупных государств на территории Месопотамии (в томчислеВавилонскоеиогромная Ассирийская держава), Хеттское царство, государствоУрарту,Мидияимировая Персидскаямонархия(всоставкоторой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока), державы Маурьев и Гуптов в Индостане, империи Цинь и Хань в Китае и многие другие.
Воздействие географического фактора на основные сферы жизнедеятельности древневосточных обществ.
По природным условиям разные территории Древнего Востока имеют свои особенности,хотяимприсущииобщиечерты.Восновномэторайоны субтропического климата с очень жарким сухим летом, мягкой зимой. Бассейны рек с ихплодороднымиаллювиальнымидолинамиперемежаютсяспустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами. Именно здесь в период поздней первобытности в предгорьях и степях возникают очаги неолитической революции: Загрос,Палестина,восточнаячастьМалойАзииидр.Здесьимелисьвсе предпосылкидляпереходаотприсваивающейэкономикик производящей (произрастали дикорастущие зерновые злаки, имелись породы животных, пригодных для одомашнивания. Это привело к образованию раннеземледельческих культур, ставших подлинными предтечами древневосточных цивилизаций.
Создание экономики, основанной на земледелии и скотоводстве, явилось водоразделом в истории человечества. В 30-е годы ХХ века известный английский археологиисторикГ.Чайлдпредложилназватьпереходкземледелиюи скотоводству «неолитической революцией», что отражало качественный скачок в развитии экономики, а затем и всех других сторон жизни людей.
Земледелие, основанное на культивировании высокопродуктивных сортов злаков (ячмень, пшеница, кукуруза, рис и т.д.) и разведение различных пород скота привело к устойчивости в обеспечении продуктами, способствовало росту населения и улучшению бытовых условий.
Следствиями появления производящей экономики стали переход к оседлому образу жизни, развитие специализированного ремесла (керамика, ткачество, строительство прочных домов и т.д.), к большим успехам в интеллектуальной сфере.
Но для успешного развертывания неолитической революции нужна благоприятная природная ситуация, значительная плотность населения и другие факторы.
Именно в общинах земледельцев скотоводов создается значительный устойчивый продукт и накапливаются материальные и духовные ценности. Раннеземледельческие общества стали исходным пластом первых цивилизаций, хотя лишь отдельные из них самостоятельно прошли этот путь.
Основной объем информации по неолитическим культурам доставляет Ближний Восток. Здесь, по меньшей мере, сложилось четыре значительных центра производящей экономики – Иордано-Палестинский, Мало-Азийский, Северо-Месопотамский и Египетский. В этих районах появляются крупные поселения (Иерихон, Чатал-Хююк и др.), что открывает большие возможности для длительной социальной и культурной эволюции.
Земледельческий труд способствовал упрочению такой формы социальной организации как община.
Для общины как формы социальной организации характерны зависимость от внешних природных условий, господство коллективной собственности (прежде всего на добытый продукт), равнообеспечивающий принцип распределения, первобытный эгалитаризм,сочетающийсясмеритократическимпринципомуправления, господство мистико-мифологического сознания на уровне первобытных верований.
В процессе расселения общин из первоначальных центров земледелия и скотоводства в предгорных районах Ближнего и Среднего Востока произошли события, имевшие решающее значение для истории всего человечества. Между VI и III тыс. до нашей эры были освоены долины трех великих рек Африки и Азии: Нила, Нижнего Евфрата и Инда, сюда же можно отнести укрощение рек Каруна и Керхе в Эламе (юго-западной части Ирана). Избыточное население в предгорьях вынуждено было отходить на равнины, периодически заливавшимися водами рек.
Понадобился упорный труд многих поколений, чтобы решить задачу рационального использования разливов рек для целей земледелия. Эта крупнейшая победа привела к следующему важнейшему рубежу в истории человечества – цивилизации, как более высокой ступени развития общества. В первую очередь это произошло в долине Нила и Евфрата, где выше продуктивность труда и темпы социального развития.
Хронологические рамки истории древневосточных обществ
Особенности и неравномерность развития различных обществ Востока, привели к разному определению хронологических рамок древней истории отдельных регионов.
Древняя история Ближнего Востока начинается во второй половине IV тыс. до нашей эры и заканчивается 30-ми годами IV века до нашей эры, т.е. временем Восточного похода Александра Македонского.
С 323 г. до 30 г. до нашей эры длится история эллинистических государств, образовавшихся после распада мировой державы Александра. Причем период эллинизма изучается в курсе истории античности.
Историю Индии мы изучаем с середины III тыс. до нашей эры по V век нашей эры.
История древнего Китая занимает время с конца III тыс. до нашей эры до III века нашей эры.
Точно так же, для каждой страны применяется своя периодизация, наиболее точно и адекватно отражающая качественные сдвиги в основных сферах жизни данного общества – социально-экономическом строе, духовной культуре, его политической и государственной организации.
В странах Древнего Востока постепенно сформировалось три основных сословия
и три класса (сложное переплетение сословного и классового деления общества).
Определяющей была сословная принадлежность, которая четко зафиксирована обычаем и древнейшими законодательствами. Так, например, законы Хаммурапи, делят жителей Вавилонии на три большие группы, отличавшиеся друг от друга юридическим статусом.
Первое (полноправное) сословие – авилумы, свободные члены общин, в наибольшей степени защищавшиеся законом. В классовом отношении «авилумы» неоднородны и не составляли одного класса. Сюда входили крупные земельные собственники и рабовладельцы, жречество, торговцы, воины, крестьяне- общинники, ремесленники.
Второе (неполноправное)сословие – мушкенумы. Среди мушкенумов тоже не былоравенства.Частьизнихфактическипринадлежалакгосподствующему классу,являясьусловнымивладельцамиземлиирабов,занимаявысокие должностивхрамовомигосударственномаппарате.Другиеявлялись непосредственнымипроизводителями,получавшимизасвойтруднадельный участок земли или паек и подвергавшимися эксплуатации.
Третье (бесправное) сословие (рабы) - вардум.
Появляется также прослойка людей, не имеющих средств производства и подвергающихся принуждению. Хотя они формально сохраняют свободу, но фактически это подневольные работники, близкие к рабам.
Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является длительное существование общин.
Древневосточная территориальная соседская община демонстрирует удивительную устойчивость, связанную, прежде всего с необходимостью совместного труда, особенно в ирригационных обществах. Община утратила родовой характер и состояла из отдельных домохозяйств, домашних общин или больших семей.
Внутри соседской общины развивалась имущественная дифференциация, выделялись богатая и знатная верхушка, и бедняки – арендаторы чужой земли. В рамках больших семей появляются патриархальные рабы.
Несмотря на это, древневосточная община сохраняет на протяжении тысячелетий коллективистские формы жизни, взаимопомощь и солидарность.
Обязательным условием перехода на более высокий, цивилизационный уровень развития человечества является процесс урбанизации – возникновение и рост городов.
Городастановятсяцентрами
перераспределяетсяосновной
избыточныйпродукт.Городпредстает,
экономики.Здеськонцентрируетсяи
как
административный, военный, торгово-ремесленный и культурно-религиозный центр области и является настоящим форпостом цивилизации. Здесь сосредотачиваются материальные и интеллектуальные ресурсы.
Городу принадлежит огромная роль в устроении цивилизации, но при этом нельзя забывать, что город теснейшим образом связан с сельской периферией и торговыми путями.
Древневосточное государство как особый аппарат власти
Имущественное неравенство и сословно-классовая разобщенность требуют усиления механизмов регулирования жизни общества. Так появляется государство, как особый аппарат власти.
Государство в странах Древнего Востока пройдет долгий путь развития от примитивных номовых государств до огромных мировых империй. Но любое, даже самое неразвитое государство, приходит со своими атрибутами, т.е. непременными общими чертами и функциями, обязательными для всех типов и форм государственности. Теперь власть сосредоточена в руках профессионального слоя чиновников-управителей во главе с вождем.
ДляВостокатипичнойформойгосударственностибыла исключительныхслучаяхнаблюдаютсяэлементыолигархических
монархия.Лишьв
республик(Индия,
финикийские города). Вторым атрибутом власти становится постоянное профессиональное войско, в отличие от родоплеменного ополчения.
Для содержания быстро растущего числа чиновников и воинов требуется значительные средства, которые доставляют налоги – изъятие части избыточного продукта для последующего перераспределения государством.
В стратифицированном обществе решение спорных вопросов и соблюдение общепринятых правилинормповедениянемогутрешатьсянаосновеобычногоправа.Насменуему приходит писанное или царское право, т.е. законы, определяющие жизнь различных слоев сложного общества. Законодательство устанавливает систему норм и запретов, освященных авторитетом государства. Не случайно, что первые судебники в древней Месопотамии были созданы уже в III тыс. до нашей эры.
Культура и религия Древнего Востока Важнейшимдостижениемкультурынародов
ДревнегоВостока
усовершенствование
является
и
изобретение, распространение
различных систем письменности: клинопись, иероглифика, древнейшая алфавитная система. По праву письменность называют вторичным устойчивым признаком цивилизации. Человечество обрело, таким образом, бессмертную коллективную память, способную хранить и передавать практически неограниченный объем информации
На Древнем Востоке появляются первые школы, архивы,библиотеки.Письменностьгарантирует выполнение важнейшей функции любой цивилизации – поддержаниепреемственностиипередача накопленного опыта.
Одним из самых существенных компонентов культуры Востока является религия, представляющая собой особую форму общественного сознания.
На Востоке сложились все мировые религии и философско- этическиеучения,вомногомопределившиесудьбу конкретных цивилизаций: буддизм, индуизм, конфуцианство, зороастризм,христианствоиислам.Религиозно- нравственныеценностиопределяют,впервуюочередь, любуюкультуру,котораявыступаеткакмеханизм, формирующий ту или иную цивилизацию, тот или иной тип
ВЫВОД
Таким образом, в древневосточных цивилизациях стремление к самосохранению и стабильности сочетается с ограниченной динамикой. Новации проявляются во всехобластяхжизни:вэкономике,вгосударственномстроительстве,в усложнении социальной структуры, в раскрытии духовного и интеллектуального потенциала людей, что находило выражение в разработке научных знаний, в технических усовершенствованиях, в развитии монументальной архитектуры, создании мировых религиозных систем и философских учений.
Здесь преобладало бережное сохранение традиционных ценностей, господство канона,совершенствованиеужесуществующихобразцов.Несмотряна относительнуюзамедленностьисторическогопроцесса,страныВостока достигливысокогосоциально-экономического,политического,культурного уровня цивилизации, а передовые центры, особенно, Месопотамия, оказали огромное влияние на соседей. В середине II тыс. до н.э. на Ближнем Востоке установилисьтесныеконтакты,ав I тыс.дон.э.сложиласьсистематесно связанных стран, т.е. было создано определенное единство древневосточного мира.
Запад - это античность.
Древняя Греция (кон.III-II тыс. – 30 г. до н.э.)
КультуруЗападавдревностиопределилидревнегреческиеполисы- новые структурные общины.
Вотличиеотвосточноготипагосударств,гдебылиуправляющиеи управляемые, полисы были гражданскими общинами свободных людей.
Появилось понятие "человек свободный" , которого Восток не знал. Полисы выбирали себе правителей из самых достойных. Само избрание было почетным.
В полисах был изобретен суд присяжных. Это был первый в истории человечества суд не начальства над подчиненным, а суд равных над равными.
Древний Рим (753 г. до РХ – 476 г. от РХ)
Греция сошла с исторической арены как великая античная держава. Ее место занял Рим, который создал великую империю и вторично завоевал весь Ближний Восток. Он стал называться Римским Востоком.
На смену греческой культуре пришла романская, потом - более крепкая и жизнеспособная христианская культура в лице Византии. Рим разделился на западный и восточный.
Во время великого переселения народов - в IV-V веках нашей эры - огромное количество варварских, восточных по структуре племен сдвинулись с места. В основном это были полукочевники. Они стали громить Западную Римскую империю, обходя Византию. При этом Западная Римская империя была уже в состоянии упадка, накануне своего крушения.
К началу средневековья Восток уничтожил Западную Римскую империю, создав множество разрозненных королевств: Франкское, Бургундское, несколько германских, скандинавских и другие.
Средневековая Франкская империя соединит в себе как западные, так и восточные черты.
Источники литературы
Дмитрий Сергеевич Занков. Византия и Западная Европа в VIII-IX вв. //Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 11.10.2022. — URL https://spravochnick.ru/istoriya/vizantiya_i_zapadnaya_evropa_v_viii-ix_vv/ (дата обращения: 30.11.2022).
Леонович Юлия Дмитриевна, Язык и речь в представлениях мыслителей Древнего Китая — URL https://expert-mik.ru/master/yazyk-i-rech-v-predstavleniyah-myslitelej-drevnego-kitaya/ (дата обращения: 30.09.2022).