Презентация - "Презентация на тему : "Изобразительное искусство и экология; природа в картинах великих русских художников""
- Презентации / Другие презентации
- 1
- 05.02.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация на тему : "Изобразительное искусство и экология; природа в картинах великих русских художников""
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Пирамида»
Тема: «Изобразительное искусство и экология; природа в картинах великих русских художников»
Творческое объединение: «Экоотряд»
Педагог дополнительного образования:
Иванова Кристина Камоевна
Цель: отображение зависимости окружающей среды от сформированности личностных качеств человека, отображенных в картинах русских художников.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с картинами русских художников, раскрывающих тему взаимодействия человека с природой.
Развивающие:
-развивать познавательные интересы, коммуникативные способности; умение работать в коллективе;
-научить анализировать существующие и планировать будущие результаты.
Воспитательные:
-прививать обучающимся интерес к изобразительному искусству и экологии, воспитывать потребность в бережном отношении к природе;
-воспитать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, позиции;
- развить навыки самоконтроля, самоанализа.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф.И. Тютчев
Природа в картинах великих русских художников
Картины русских художников о природе — драгоценный ларец в мировой сокровищнице живописи. Россия дала планете плеяду великих пейзажистов. Всемирно известны имена Ивана Ивановича Шишкина, Исаака Ильича Левитана, Ивана Константиновича Айвазовского, Архипа Ивановича Куинджи, Виктора Михайловича Васнецова и многих других мастеров, запечатлевших в своих произведениях бескрайние просторы и укромные уголки Родины. Эти картины великих русских художников отображают природу через призму творческого взгляда, передавая чувства и настроение.
Сюжет картины «Дубовая роща»
Идея написания картины “Дубовая роща” появилась у художника еще в самом начале его творчества, когда он был еще молодым гимназистом , но реализовал он ее только спустя 30 лет.
На картине изображен обычный солнечный летний день в сосновом лесу. Величественные, великолепные, вековые дубы своими кронами закрывают небо, а раскидистые ветви касаются друг друга, переплетаясь между собой. Небольшие растения с белыми цветами на переднем плане выглядят хрупко и изящно, контрастируя с мощью вековых деревьев.
Рядом со столетними дубами художник изобразил молоденькие деревья, нашедшие укрытие под старинными кронами. Эти молодые деревца перекликаются с нежными белыми цветочками, создавая гармоничный сюжет. Пройдет совсем немного времени и эта молодая поросль подрастет, наберется мощи и станет такой же величественной и пышной, как и старшие братья-дубы.
Сюжет картины «На севере диком…»
иллюстрация, созданная к стихотворению Михаила Юрьевича Лермонтова «Сосна». В центре произведения — огромное таинственное дерево. Его могучие ветви склонились под тяжестью снега. Но эта податливость не уменьшает жизненной стойкости сосны — ствол прям, корни, вросшие в скалу, цепки. Зияющее черное ущелье внизу и мрачная небесная бездна сверху окружают это единственное живое существо в мире цепенеющего холода и непроглядной ночи.
Картина отображает одиночество и холод внутренней опустошенности, ощущение глубокой грусти, одиночества. Известно, что в это время, художник глубоко переживал непростые чувства, связанные с потерей жены и сыновей, а также с переездом дочери. Эти обстоятельства и отразились на общем эмоциональном фоне картины.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт.
М.Ю. Лермонтов
Сюжет картины «Золотая осень»
«Золотая осень» стала самой известной, хотя она не характерна для творчества автора. Как правило, он выбирал более мягкие и нежные краски, а эта работа — воплощение яркости и полноты чувств.
Перемена настроения в живописной манере объясняется новым сердечным увлечением художника. В тот период он повстречал Анну Турчанинову, которая приехала с дочерьми в свое поместье Горка в Тверской губернии. Там и были написаны этюды к картине — изображенный уголок природы находился в шаговой доступности от усадьбы.
Работа была завершена уже в Москве и представлена публике на 24-й выставке передвижников. Вскоре Павел Третьяков (1832-1898) приобрел ее для галереи за 700 рублей.
Сюжет картины «Девятый вал»
основан на поверье моряков об одной, самой мощной волне, которая отличается огромными размерами и непреодолимой силой. Правдоподобно изобразить движение света, воздуха и воды мастеру помог личный опыт мореплавателя.
Путешествуя по Европе в 1844 году, он едва не стал жертвой кораблекрушения в Бискайском заливе. На пути из Англии в Испанию судно с молодым маринистом на борту попало в сильнейший шторм. Капитан был вынужден пожертвовать мачтами.
С большим трудом и крупными повреждениями корабль достиг берега. Правда, европейские газеты поспешили сообщить о гибели Ивана Айвазовского. Но художник выжил. Более того, страх погибнуть не подавил в нём способности воспринять и сохранить в памяти живую сцену разъярённого моря. В 1850 году Айвазовский перенёс на холст увиденную стихию. Картине «Девятый вал» он посвятил 11 дней.
«Плакала Саша, как лес вырубали» — Отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Саша»
Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные грозды калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились —
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон побежал,
В темную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожнее птица…
Обобщение и систематизация знаний.
Человек и природа.
Эта тема никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили многие писатели и художники прошлых веков и современности. Экологические идеи проникали на протяжении веков и в художественную литературу и в изобразительное искусство. Сегодня мы стоим на пороге возможной экологической катастрофы. Все ли потеряно или мы еще можем изменить ситуацию? Что нам для этого необходимо?