Презентация - "Презентация по изобразительном искусству на тему "Золотая хохлома" (5 класс)"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 08.12.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по изобразительном искусству на тему "Золотая хохлома" (5 класс)"
Не могу налюбоваться, взглядом долгим оторваться
От причудливых узоров и фантазии просторов.
Ты душою глубока и торжественно легка.
В твоих кудрях золотых солнечный играет блик,
Травник весело кружится, гордая сидит Жар-птица,
Песни счастья нам поет, красны ягоды клюет.
Что за дивная посуда? Роспись льется - просто чудо.
Здесь цветы, луга, поля - все чем славится земля,
И березовый листок,
и пшеницы колосок….
Сказка
Откуда же появилось это удивительное искусство? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным – давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области..
Центры хохломы
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник»
Фабрика «Хохломской художник»
Этапы подготовки изделия к росписи.
Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева.
Затем на токарном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия — резные ковши и ложки, поставцы и чашки — основа для росписи, называются «бельё».
Технология промысла
Изделие надо подготовить под роспись.
Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем специальным составом – грунтом (жидкий раствор глины).
Грунтованное изделие сушат в печи, затем шлифуют.
После этого кружку несколько раз обмазывают олифой, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая пленка. К этой пленке легко пристает полуда – измельченный серебренный порошок. В старину полудой служило олово, а сейчас – алюминий.
Втирание полуды называется лужением.
Луженая кружка похожа на серебряную.
И только сейчас к ней может
прикоснуться кисть мастера .
За работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
Когда художник закончит свою работу, за дело возьмутся другие мастера. Изделие вручную покроют несколькими слоями лака (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «закаливания». Под воздействием температуры, что было серебряным, становится золотым.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
Особенность «фоновой» росписи в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или чёрный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Фоновое письмо