Презентация - "Презентация " Золотая Хохлома""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 12.06.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация " Золотая Хохлома""
Работу выполнила: ученица 2А класса Кочетова Ксения Евгеньевна
Наставник: Учитель начальных классов
Распаева Гульслу Эздаевна
Тема проекта
«Золотая хохлома»
Введение.
Россия издавна славится искусством мастеров народных художественных промыслов. В нашей стране создают известные во всем мире: городецкие узоры, гжельский фарфор, жостовские подносы, хохломские деревянные изделия и многое другое.
Цель проекта:
Изучить историю возникновения.
Задачи:
Изучить литературу о народных промыслах и декоративной росписи;
найти и изучить основные особенности и отличительные черты черты хохломской росписи.
История народно промысла «Хохлома»
Хохлома — это старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Нижегородской губернии и по сей день, является самым известным видом русской народной живописи. Искусствоведы считают что истоки орнаментики хохломской росписи с ее своеобразным сочетанием красок, следует искать в древнерусской декоративной культуре 15-16 веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в оформлении книг. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Само изделие покрывают специальным составом и три — четыре раза обрабатывают в печи. После этого и появляется этот восхитительный медово — золотой цвет, благодаря легкая деревянная посуда кажется массивной.
Технология изготовления хохломы.
Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтесывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазывают льняным маслом, затем специальным грунтом , в состав которого входит глина. Изделия сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая пленка, к которой легко пристает измельченной порошок металла — полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебренный. И только теперь за работу берется красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака — олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под пленкой закаленного лака все, что было в росписи серебренным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной»,
«серебренной» и, наконец «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.
Виды хохломской росписи
В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственно отношение к цвету неба и небесным явлением; его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли «жарким». В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии. Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании киноварью воздействовал с большой красочной силой.
Особенности хохломского орнамента складывались благодаря формам точеной деревянной посуды. Расписывая чашку или блюдце, художник четко выделял их дно, помещая в центр розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам. На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закругленными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно.
В хохломской росписи сложились два вида письма «фоновое» и «верховое».
При «верховом» письме мастер наносит рисунок черной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь выделяют три типа орнамента:
«травка», роспись «под листок» или «под ягодку».
«Травка» - главный мотив хохломской росписи. «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это пожалуй наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону.
Письмо, в котором помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделия хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляника, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединенные по три или пять, и ягоды расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее — вишня, клубника, крыжовник, виноград. Это роспись обладает большими декоративными возможностями.
Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего черной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти
«налепливаются» ягоды и мелкие цветы. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина».
Роспись «кудрина» напоминает ковер. Особенностью ее является то,
что главную роль играет не кистевой мозок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или черный цвет. Других красок в этом виде письма не используют.
Литература
1)https://ru.wikipedia.org/wiki/Хохлома 2)http://www.doklad-plus.ru/izo/hohloma.html 3)https://posudaa.ru/istoriya/zolotoj-hohlomy