Презентация - "Презентация по рассказу Л.Н. Толстого "После бала""
- Презентации / Другие презентации
- 2
- 03.10.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по рассказу Л.Н. Толстого "После бала""
Урок литературы учителя литературы
МБОУ «СОШ» №93 г.Новокузнецка
Кемеровской обл.
Тенековой Н. Е.
"Все дело в среде или
в случае?" (по рассказу Л.Толстого «После бала»)
Среда обитания –
окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека
Нравственный выбор
Добро и зло
Милосердие
равнодушие
зависимость
От самого человека
От случая
От среды
совесть
закон
?
Н. Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого
Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, в доме установилась глубокая тишина, всё вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни
История создания
Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться
. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».
Род, жанр, творческий метод
«После бала»
прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала) и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа. В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не менялось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество JI.H. Толстого, связан с реализмом в русской литературе.
Тематика
Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания.
Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.
Основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельую жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой.). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.
Время, изображенное в рассказе
События происходят в 70-ые годы ХIХ века, герой вспоминает о своей молодости и о том, что происходило в 40-ые годы, когда царствовал Николай I (Николай - Палкин)
Действия совершаются на балу у губернского предводителя и сцена наказания беглого солдата на плацу.
Иван Васильевич — пожилой
и мудрый человек, готовый поделиться
с молодёжью жизненным опытом.
21век
(эпоха, в которой
живёт читатель)
40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)
70-е годы, время Николая 1
(Палкина)
(современная автору эпоха)
Перекличка эпох в рассказе «После бала»
Бал
Балы в России стали проводиться по указу Петра 1 с 1718 года.
Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шахматы и шашки. Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской.
Бал
Бал - настоящая находка
Для юных франтов и для дам,
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет отец её на бал.
Ф. Кони
Иван Васильевич
НА БАЛУ
МОЛОДОЙ
ВЕСЕЛЫЙ
БОЙКИЙ
БОГАТЫЙ
КРАСАВЕЦ
СЧАСТЛИВЫЙ
ВОСТОРЖЕННЫЙ
ВЛЮБЛЕННЫЙ
Иван Васильевич
НА БАЛУ
МОЛОДОЙ
ВЕСЕЛЫЙ
БОЙКИЙ
БОГАТЫЙ
КРАСАВЕЦ
СЧАСТЛИВЫЙ
ВОСТОРЖЕННЫЙ
ВЛЮБЛЕННЫЙ
в годах
уважаемый человек
думающий
искренний
правдивый
активный
совестливый
страдающий
Композиция рассказа
Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика
вступление
на балу
после бала
заключение
Компози́ция — это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.. Композиция – целостная система определенных способов, форм художественного изображения, обусловленная содержанием произведения.
Антите́за — это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли. Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.
Лексической основой антитезы является присутствие антонимов.
Много чёрных людей, в чёрных мундирах. Татарин - оголённый по пояс, спина его – что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное. Полковник Б: высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой. Иван Васильевич: было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска.
Солдат
«Солдат- бранное слово в устах нашего народа, солдат- существо, движимое одними телесными страданиями.
Солдат – существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека.
Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, - быть не битым по произволу каждого.
Вот кто защитник нашего Отечества.»
Из публицистических сочинений Л.Толстого.
Это 40-е годы XIX века, время царствования Николая I («Николая Палкина», как его прозвали). Крепостное право тогда еще не отменили, в рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина.
Солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй»: под барабанную дробь несчастного тащили между рядов солдат и каждый был обязан ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.
В православном календаре 2022 года 6 марта - день особый, Прощеное воскресенье. Позади Масленица или Масленая неделя, впереди семинедельный Великий пост (7 марта - 23 апреля), и Прощеное оскресенье как рубеж между ними. Праздник, которому поэты и писатели посвящают стихи и книги, праздник, называемый просто и одновременно глубоко - "Прощеное воскресенье".
События рассказа разворачиваются в Прощеное воскресенье и Чистый понедельник. На протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать фраза «Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы татарина: Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан.
Соотнести значение слов
Плац
Экзекуция
Шпицрутены
Самодержавие
прутья, которыми били наказываемых.
единодержа́вие форма правления, в которой верховная власть над государством сосредоточена в руках одного человека.
площадь для воинских строевых занятий, военных упражнений.
телесное наказание, исполнение
Выводы.
Во времена Толстого многие люди думали так: среда, общество несовершенны, в них нет условий для личного самовоспитания, и надо изменить жизнь, общественные отношения, затем приступать к личному самоусовершенствованию.
Толстой был с этим решительно не согласен. Он полагал, что никто не снимает с человека ответственности за собственные мысли, чувства, желания, поступки, что в глубине души человек всегда точно знает, хорошо или дурно он ведет себя, и не надо ждать, когда создадутся условия для самовоспитания, нужно готовить их сейчас; причем готовить личным примером, то есть стремлением стать лучше, чище, нравственнее в каждую следующую минуту по сравнению с предыдущей.
Решающий момент в намерении переделать себя может наступить всегда, в любой час. Вот такому случаю, который помог герою решиться начать собственное воспитание, и посвящен рассказ ״После бала״.
контраст
в системе
образов
в композиции рассказа
в языковых средствах
в описаниях
Автор подчеркивает
Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.
Контраст - приём, заключающийся в резко выраженном противопоставлении отдельных художественных форм ради усиления их художественной выразительности и выразительности произведения в целом
Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра.