Презентация - "Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв."
- Презентации / Другие презентации
- 2
- 18.09.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв."
Софийский собор (1045 - 1050 гг. )
возводился по образцу Софии Киевской по повелению князя Владимира Ярославича, «посаженного» в Новгороде отцом Ярославом Мудрым, но северные зодчие переработали византийские традиции до неузнаваемости.
Несмотря на то что основные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии Новгородской совпадают, храмы производят совершенно различное впечатление. Новгородский храм выглядит строже, суровее и монументальнее. Пять его мощных куполов высоко подняты над зданием (пятиглавию русских храмов). Стены массивны, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской вызывает ощущение необычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской.
София Новгородская София Киевская
В 1187 г. украшением ее фасада стали бронзовые Магдебургские врата немецкой работы, попавшие в Новгород как трофей.
Собор изнутри был расписан фресками, от которых дошли лишь немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков и др.
ОСОБЕННОСТИ ЧЕТЫРЕХСТОЛПНЫХ ОДНОГЛАВЫХ НОВГОРОДСКИХ ХРАМОВ
(вторая половина XIII - середине XIV в.)
кубические по пропорциям здания.
Фасады храмовых зданий украшали маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича.
Барабаны куполов опоясывали рядами арочек и треугольничков.
Апсиды. Первоначально из восточного фасада во всю высоту стены выступали полукруглые апсиды, а сама стена завершалась полукруглыми закомарами. Затем апсиду опустили до половины высоты стены, а от закомар отказались.
Стены церкви завершались тремя фигурными лопастями.
Трехлопастное покрытие, подчеркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюбленный прием новгородских зодчих и стало в XIV - XV вв. истинным символом новгородского стиля храмового строительства.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374)
Храм выделяется уникальным декором и монолитностью архитектурного силуэта.
Расписывал этот храм мастер из Константинополя Феофан Грек.
Феофан Грек приехал в XIV в. в Новгород из Византии уже зрелым, сложившимся мастером, в расцвете творческих сил.
Ансамбль росписей сохранился лишь частично. Над храмовым пространством господствует изображенный в куполе образ Христа Вседержителя. В средней части купола написаны силы небесные - архангелы, херувимы и серафимы, возносящие хвалу Господу. Ниже, в простенках между окнами барабана, размещены ветхозаветные праведники и праотцы.
РОСПИСИ ТРОИЦКОГО ПРИДЕЛА НА ХОРАХ ФЕОФАНА ГРЕКА
Образы Феофана Грека обладают монументальными и обобщенными формами, за которыми ощущаются небывалая мощь, несгибаемая воля и почти осязаемая физическая сила. Крупный масштаб изображений, сближенный неяркий колорит призваны создать космическую картину, где парят фигуры святых и царят божественные законы. Мистический свет становится важнейшим средством художественной выразительности. Мощная экспрессия кисти Феофана сообщает статичным фигурам святых сильнейшее внутреннее напряжение, воспринимаемое как ожидание высшего прозрения.
«Макарий Египетский»
(1378 )
Много общего с творчеством Феофана Грека есть в росписях церквей Успения на Волотове (1363) и Фёдора Стратилата на Ручью (1380-е).
Церковь Успения на Волотовом поле
Архангел Гавриил. Фреска храма Успения на Волотовом поле. Вторая половина XIV в
СВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
Детинец (с XIV в. Детинец стали называть Кремлем) - каменная крепость.
Новгородцы неоднократно строили и перестраивали городские укрепления.
В Кремле были возведены Софийская звонница (1439) и каменная Грановитая (Владычная) палата (1433).
Софийская звонница (1439)
Каменная Грановитая (Владычная) палата (1433)
В интерьере палаты своды держатся на готических нервюрах. Снаружи здание из-за поздних перестроек почти полностью утратило древние формы - уступчатый фронтон, стрельчатые окна, сени, деревянное крыльцо. Владычная палата предназначалась для торжественных приемов, заседаний боярского суда.
Псков первоначально входил в состав новгородских земель.
В XI в. в Пскове особенно широкий размах получило каменное строительство. ОСОБЕННОСТИ ПСКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ:
Псковский храм имел одну главу и был относительно небольшим.
Полуцилиндрическая форма сводов, перекрытых отдельными кровельками (покрытие «на 16 скатов» с повышенным центральным крестом и пониженными углами).
Множество пристроек.
Храмы обладали отдельными каморками и тайниками для хранения ценного имущества, находящимися во внутренних помещениях церквей.
В псковских культовых постройках присутствовали некоторые формы раннемосковской архитектуры (наличие трех апсид и перекрытие по закомарам, использование ступенчатых арок и отсутствие хоров).
Круглые столпы, которые занимают меньше места, чем квадратные.
Свидетельством связи псковской архитектуры с раннемосковским зодчеством выступает
Церковь Василия с Горки
В середине XIV в. Псков стал самостоятельной феодальной республикой.
В XIII - XIV вв. псковичи были вынуждены вести непрерывные войны с немцами, что отразилось и на псковской архитектуре: в тот период зодчество в основном служило целям обороны. Псков являлся крупнейшей крепостью на западной границе русских земель. Помимо укреплений Пскова был построен ряд крепостей.
Крепость в Изборске
В XV - XVI вв. артели псковских мастеров стали известны далеко за пределами города. Их приглашали строить храмы и крепости во многие города Российского государства, включая Москву. Зодчие Пскова славились инженерно-строительным мастерством.
В XVII в. на смену простоте и строгости в псковскую архитектуру под влиянием зодчества Москвы пришли декоративность и нарядность.
В конце XVII в. архитектура Пскова, как и других русских городов, достигла высокого художественного совершенства и стилистического единства.
Феофан Грек
Икона Донская Богоматерь
Икону накануне Куликовской битвы подарили князю Дмитрию Ивановичу донские казаки, почитается как спасительница Руси. Иван Грозный брал ее с собой на Ливонскую войну, а в 1591 г. она, согласно преданию, спасла Москву от татарского набега. При всей изысканности линий, тонкости нюансов света и цвета икона обладает монолитной цельностью. Образ, не лишенный внутреннего драматизма, выражает идею духовной нераздельности Марии и Иисуса.
Живописи Феофана Грека присуще редкостное сочетание страстного темперамента и подлинного монументального размаха. Творчество художника отличали продуманность и четкое построение композиции, благородный колорит икон и, главное, энергичные пробельные мазки, передающие энергию света. Современников поражали глубокий ум и образованность Феофана Грека, обеспечившие ему славу мудреца и философа. Был целый круг художников, которые унаследовали его живописные достижения.
Иоанн Златоуст
Икона «Чудо Георгия о змие» (XV в.)
Фигура всадника искусно вписана в формат доски. Формы сведены к ясно обозримым силуэтам. Динамика композиции подчеркивается тем, что изображение местами выходит на поля. За спокойной неподвижностью фигуры воина чувствуются его уверенность и мощь. Георгий держит перед грудью наперевес громоздкое копье как ратный символ. Такое восприятие персонажа было очень актуально для новгородцев, которым нередко приходилось выходить на бой с врагами.
Икона «Битва новгородцев с суздальцами»
(1460-е)
Сюжет связан с противостоянием Москвы и Новгорода (под суздальцами подразумевают москвичей). В одной композиции совмещаются разновременные события.
В верхнем регистре изображено перенесение иконы Знамения из церкви Спаса на Ильине улице в Новгородский кремль.
Внизу показана битва: ряды новгородцев во главе со святыми, посланцами Богоматери, теснят врага. Замечательны условные приемы иконописи: чтобы передать впечатление огромных полчищ, мастер изображает очень близко друг к другу множество шлемов и копий.
Икона Покрова (начало XVI в.)
Симметричная композиция воспроизводит алтарную часть храма Трехъярусный строй композиции позволяет ясно выразить смысл чудесного явления. В центральной части доминирует фигура Богородицы, распростершей покрывало над всеми людьми, присутствующими в храме, как символ защиты перед Господом. Простота изображения сочетается с праздничным звучанием цветов, причем ведущая роль принадлежит излюблен ному новгородцами красному.
СРАВНЕНИЕ
ПСКОВСКОЙ И НОВГОРОДСКОЙ
ИКОНОПИСИ
В псковских иконах преобладают сочетания темно-зеленого, белого и светло-коричневого цветов.
Псковские иконы лишены новгородской яркости, более сдержаны по цвету.
Стремление псковских мастеров к симметричной композиции с напряженной динамикой.
Сложившись на рубеже XIII - XIV вв., псковская школа иконописи выработала свой стиль, соединивший архаичную простоту с повышенной экспрессией
Характерным примером псковской школы иконописи может служить икона «Сошествие во ад» Она создана в конце XIV - первой половине XV в. на основе легенды, повествующей о том, что после распятия и воскресения Христос сошел в преисподнюю, откуда им были выведены прародители, пророки и праотцы.
Икона
«Сошествие во ад»
(конец XIV - первая половина XV в.)
В основу иконы легла легенда, повествующая о том, что после распятия и воскресения Христос сошел в преисподнюю, откуда им были выведены прародители, пророки и праотцы.
Икона «Избранные святые:
Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий»
(конец XV - начало XVI в.)
Презентация составлена по учебнику
История изобразительного искусства. В 2-х т. Сокольникова Н.М.
Презентацию выполнил
преподаватель ДШИ
Голикова Д.Н. п.Солнечный, ХМАО
Ссылки на сайты :
Фото https://www.flickr.com
http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=609
http://cvetamira.ru/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo
http://mirznanii.com/a/128941/iskusstvo-vladimiro-suzdalskogo-knyazhestva