Презентация - "Презентация по литературе на тему "Лингвистический анализ стихотворения Бальмонта""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 18.09.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по литературе на тему "Лингвистический анализ стихотворения Бальмонта""
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ стихотворения К. Бальмонта
«Я сбросил её»
Выполнила: Марахина ДарьяАлександровна, учитель русского языка и литературы
«Россия была именно влюблена в Бальмонта…Его читали, декламировали и пели с эстрады»
(Н.А. Тэффи)
К. Д. Бальмонт
«Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе».
(Александр Блок)
Цель лингвистического анализа - тщательный разбор стихотворения по языковым уровням, выделение словесной организации, художественных средств и особенностей языка писателя.
«…Я буду лобзать в забытьи…»
Словарь Ушакова. – ЛОБЗАТЬ, лобзаю, лобзаешь, несов., кого-что (книжн., поэт. устар.). Целовать. Лобзай меня: твои лобзанья мне слаще мирра и вина. Пушкин.
Книжная лексика
Лексический уровень
Эпитеты:
«…Колдунья прекрасная!.../А радовать страшной мечтою…/С проклятой твоей красотою!…/Обломок погибшего зданья!...»;
Метафоры:
«…Обломок погибшего зданья…»;
Сравнения:
«…Придешь, но придешь – как виденье!...»;
Лексический уровень
Лексемы образа колдуньи в 1 ч.: «придет как видение», «Создание тьмы и огня», у колдуньи «Румяные губы», «Кровавые губы вампира!», «враг»
Лексемы образа колдуньи во 2 ч.: «привидение», «тень наслажденья» , «искаженный комок», «Обломок погибшего зданья», «друг»
Лексический уровень
Лексемы со значением сна, другой реальности – «страшною мечтою», «виденье», «в забытьи», «тень»
Лексемы противопоставления «живой» – «мертвый» – «живой», (лирический герой) , «чувствовал тяжесть» и «вампир» (девушка), «обломок погибшего зданья»
Морфологический уровень
Глаголы:
Глаголы, отражающие мысли и ощущения лг: чувствовать, лобзать
Глаголы, отражающие действия «девушки – вампира»: придешь, лежи
Глаголы, отражающие взаимодействие между лг и девушкой: сбросил ее, мучить не будешь меня, а радовать, больше не будешь врагом
Морфологический уровень
Существительные:
С лексическим значением противопоставления: «тьма и огнь», «враг и друг»
Прилагательные:
С лексическим значением противопоставления: «Румяные губы» – «кровавые губы»,
Сравнения: «колдунья прекрасная» - «я страшнее»
Описание образа колдуньи: «прекрасная», «с проклятой красотой»
Инверсия:
«Румяные губы твои/Кровавые губы вампира…/Лежи искаженным комком…»;
Риторическое обращение:
«Колдунья прекрасная! Ты придешь, но придешь - как виденье!»
Анжамбеман
«…Колдунья прекрасная! Ты
Придешь, но придешь – как виденье!…».
Синтаксический уровень
Употребления смены шрифта:
«Так помни, мой друг: Д о с в и д а н ь я!».
Многоточие:
«…Обломок погибшего зданья. Ты больше не будешь врагом... …».
Тире:
«…Придешь, но придешь – как виденье!...»
Восклицательный знак:
«Колдунья прекрасная! Ты придешь, но придешь – как виденье!/
Так помни, мой друг: Д о с в и д а н ь я!».
Графостилистические средства
Спасибо за внимание!
Мир должен быть оправдан,
Чтоб можно было жить.
Бальмонт
«Горящие здания»
Лирика современной души
1899 - Осень
Литература
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. – М.: «Академический проспект», 2003.
Биография К.Д. Бальмонта. Электронный ресурс: https://obrazovaka.ru/balmont-konstantin.html (дата обращения 17.03.22)
Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. Учебное пособие. М.: Флинта, 2016. 520с.
Болотова Л. В. Метафорическое моделирование действительности в художественной картине мира К. Д. Бальмонта // «Человек, текст, язык в системе социогуманитарного знания», Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. И. Л. Чижова. Нижний Тагил 2018 – 93 с.
Толковый словарь Ушакова. Электронный ресурс: https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения 18.03.22)