Презентация - "Презентация "Из истории создания детских театров: 20-е годы XX века""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 12.06.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "Из истории создания детских театров: 20-е годы XX века""
«Театр - школа жизни. Его воспитательное значение гораздо шире, чем действие книги...
Школа учит «словами», театр учит образами»
В дореволюционной России не было профессиональных театров для детей.
Иногда театры ставили для детей, на утренниках произведения классической драматургии, оперы и балета; ещё реже ставились специальные детские постановки (например, «Синяя птица» Метерлинка в Московском Художественном театре, премьера состоялась 30 сентября 1908 года).
В январе 1918 года был создан театральный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР - TEO Наркомпроса. В состав ТЕО входили историко-теоретическая, репертуарная, режиссерская, педагогическая секции.
В 1918 при театральном отделе Наркомпроса было образовано Бюро детских театров, в дальнейшем - Совет по устройству детских праздников и детских театров.
«В целях содействия эстетическому развитию детей и юношества, при Театральном отделе Комиссариата Народного Просвещения образованы постоянные Бюро и Совет детского театра и детских празднеств» — сообщал журнал «Искусство».
На страницах первого советского журнала по эстетическому воспитанию детей «Игра» была опубликована программа деятельности Театрально-педагогической секции Наркомпроса, намеченная А. В. Луначарским.
Один из пунктов этой программы сформулирован так: «Не менее важной проблемой является, в особенности для больших городов, а может быть — путем миграции соответственных групп — и для всей провинции, вопрос о создании специального театра для детей, где законченными художниками-артистами давались бы в прекрасной форме детские пьесы, рассчитанные в особенности на наиболее нежные возрасты, для которых мало доступна даже наиболее приспособленная часть репертуара для нормальных театров».
«Почин в этом отношении сделан Театральным отделом путем основания детского театра в Петрограде, начавшего свою работу с несомненным успехом»- так завершался один из абзацев.
Петроградский детский театр — первый в Советской России профессиональный театр для детей.
15 июня 1918 года- официальное открытие театра, хотя до этого уже с месяц играл по школам города. «Чтобы облегчить доступ на спектакли детям всех районов Петрограда и его пригородов», как сообщалось в хронике той же «Игры», решено было «не прикреплять этот театр к какому-либо определенному помещению, и придать ему характер передвижного».
В репертуаре театра не было многоактных пьес, а только две концертные программы, составленные из инсценированных сказок Андерсена и басен Крылова, из балетных номеров, детских песенок и пантомим.
Спектакли давались не только на сценах театральных помещений, но и на открытом воздухе — на полянах, в садах, на детских площадках, «природная декорация» дополнялась лишь самыми необходимыми деталями сценического оформления.
Петроградский детский театр просуществовал всего два-три месяца. Объявив с 28 июля 1918 года перерыв «для подготовительных работ к зимнему сезону», он так и не открылся вновь.
4 октября 1918 года - открытие «Бесплатного театра для детей пролетариата и крестьян имени вождя рабочее-крестьянской революции В. И. Ленина» в Саратове.
Премьерой театра стал спектакль «Синяя птица» по одноименной пьесе М. Метерлинка.
Из газеты «Саратовские известия» от 3 октября 1918 года: «Саратов может гордиться созданием такого театра, ибо это первый бесплатный театр в России».
Инициатор создания театра — начальник отдела искусств при Саратовском Губисполкоме Д. И. Бассалыго.
Из документа с подписью Бассалыго: «Это будет первый театр всей Советской России, ставящий перед собой задачу дать детям бедняков разумное и красивое развлечение и воспитание, что будет чрезвычайно содействовать развитию их и приобщению к нашим коммунистическим идеям...»
Театр играл для детей три раза в неделю. Спектакли начинались в половине шестого и привлекали огромное количество зрителей, стекавшихся за два-три часа до начала и каждый раз бравших штурмом помещение театра.
Репертуар театра складывался главным образом из классики: 16 октября 1918 года была показана премьера «Хижина дяди Тома», через месяц мольеровский «Скупой», затем «Ревизор» и «Женитьба Бальзаминова». Вряд ли репертуар этот отражал какие-либо определенные художественно-педагогические установки театра: скорее, можно думать, что труппа выбирала для показа детям то, что казалось наиболее подходящим из запаса ранее игранного.
Вскоре театр имени Ленина перестал быть детским. Даже пресса, так благосклонно встретившая рождение театра, заговорила о разрыве между его репертуаром и возрастом зрителей.
Шел 1919 год, гражданская война была в самом разгаре. Все больше людей уходило на фронт. Приказ выехать в город Хвалынск «с культурно-просветительными целями» получил и Театр имени Ленина.
С 1919 года театр обслуживал Красную Армию и был переименован в Красноармейский театр им. В.И. Ленина.
6 ноября 1918 года —в Москве открылся постоянный театр для детей-Детский театр Моссовета.
В 1920 году вышло постановление Наркомпроса о реорганизации первого Детского театра Моссовета в первый Государственный детский театр, открывшийся 4 июля 1920 г. показом спектакля «Маугли».
Руководила театром директория, а возглавлял ее народный комиссар просвещения А. В. Луначарский.
Весной1921 г. создается еще один театр — Московский театр для детей (ныне Центральный детский театр).
5 марта 1936 года – открылся Центральный детский театр (постановление Совнаркома Союза ССр и ЦК ВКП(б) от 27 февраля 1936 года о преобразовании Московский театр для детей).
Наталия Сац проработала художественным руководителем и директором Московского театра для детей с 1921 по 1937 год и поставила семнадцать спектаклей.
6 февраля 1919 года пьесой Н. С. Гумилева «Дерево превращений» в постановке К. К. Тверского, в декорациях В. М. Ходасевич, с музыкой Ю. А. Шапорина открылся Детский сектор Театра-студии в Петрограде.
Судя по рецензии, подписанной буквами
«А. Л.-н» («Жизнь искусства», 1919,
8 февраля), спектакль успеха у детей
не имел.
Выпущенная месяцем позже, вторая постановка «Саламинский бой» С. Э. Радлова и А. И. Пиотровского (декорации Ю. М. Бонди, музыка Ю. А. Шапорина), в которой балаганная буффонада сочеталась с приемами античного театра, не помогла детскому сектору завоевать популярность.
Летом 1919 года Театр-студия был реорганизован и прекратил работу для детей.
25 июля 1920 года- в городе Екатеринодаре был организован Екатеринодарский детский театр.
Председателем его директората стал С.Я. Маршак, его сподвижниками по труппе - один из лучших учеников Балакирева и Римского-Корсакова композитор В. Золотарев, кубанский художник Я. Гарбуз, игравший позже у Мейерхольда и во МХАТе актер Д. Орлов.
Самуил Яковлевич и Е. И. Васильева стали основными авторами-драматургами этого театра.
Маршак перекладывал в стихи русские народные и сказки Оскара Уайльда, сам сочинял пьесы.
И хотя денег на декорации и костюмы не хватало, а актеры едва не падали в обморок от голода, спектакли рождались один за другим: «Сказка про козла», «Петрушка», «Горе-злосчастье», «Волшебная палочка», «Финист Ясный Сокол», «Сказка про лентяя», «Опасная привычка».
«Я пришел к детской литературе через театр»
Именно в Екатеринодаре Самуил Яковлевич написал и впервые поставил сказку «Кошкин дом». Ее премьера, как и многие другие в театре для детей и юношества, собрала до пятисот зрителей!
Спектакли стали настолько популярными, что поэт решил создать клуб «Детский городок». В нем учили подростков играть на сцене, проводили уроки музыки, литературы, рисования и даже преподавали столярное мастерство.
Это был первый театр, который начал работать над созданием собственного репертуара.
Краснодарский театр для детей и юношества оставил на память о себе целую книгу — сборник пьес «Театр для детей», выпущенный в 1922 году Краснодарским издательством. На титульном листе стоят имена Е. Васильевой и С. Маршака.
Окончилась гражданская война, и те, кто были заброшены в Краснодар обстоятельствами времени, один за другим потянулись, домой.
Весной 1922 года покинули театр Д. Орлов и А. Богданова; они переехали в Москву.
А в сентябре перебрались в Петроград Е. Васильева и С. Маршак.
В 1924 году коллектив Краснодарского театра для детей и юношества окончательно распался.
Позже Самуил Яковлевич напишет шуточную оду о жизни Городка.
Вот отрывок из этой оды:
Городок, наш Городок,
Каменное зданье.
Здесь дают в короткий срок
Детям воспитанье.
Заправляет Городком
Лебедь, рак да щука, —
Леман, Свирский с Маршаком,
Вот такая штука!..
Пишет пьесы нам Маршак
Весте с Черубиной.
В старину играли так
Лишь на пианино…
Есть Богданова у нас
Для ролей, где плачут.
Ей поплакать целый час
Ничего не значит.
Кто смешит детей без слов,
Кто наш главный «душка»?
Разумеется, Орлов —
Весельчак-Петрушка…
Городок, наш Городок.
Ты хоть краснодарский,
Но тебя, наш Городок,
Знает Луначарский.
зима 1920/21 года – создание театра для детей в Екатеринбурге.
Инициатива принадлежала Областному отделу народного образования в лице заведующей подотделом искусств Р. А. Волгиной.
Активное участие в работе принимали актеры Городского драматического театра Л. И. Франк, Н. А. Маевский, старый педагог Н. В. Клементьев, художник С. Н. Елтышев и группа артистической молодежи. В ее составе были В. А. Зандберг, ставшая впоследствии актрисой Ленинградского тюза, будущий кинорежиссер Г. А. Александров.
За первый год театр поставил одноактные пьесы «Горный дух и мальчик» Анны Валенберг и «Отчего вечно зелены хвойные деревья» П. Горлова по сказке Ф. Хольбрук.
В балетном дивертисменте участвовали ученицы детской художественной студии при Оперном театре, руководимой Давыдовой.
За недолгое свое существование — всего один сезон — Екатеринбургский театр успел выпустить -еще одну пьесу—инсценировку) повести Марка Твена «Принц и нищий», сделанную Г. А. Александровым, в постановке Л. И. Франк.
Первые детские театры были недолговечны, и это не удивительно: страна переживала трудные годы гражданской войны и разрухи.
Не только найти подходящее помещение, но даже осветить и отопить его было делом бесконечно сложным.
Не было ни теса, ни гвоздей, ни холста для декораций. И ни на что не было денег.
Большинство коллективов работало бесплатно, заработки актеры искали на стороне.
Приходится удивляться не тому, что эти молодые театральные организмы скоро погибали, а тому, с какой настойчивостью они возникали вновь и вновь.
Относительная неудача первых опытов не только не приостановила дальнейших попыток, но как бы узаконила их необходимость.
февраль 1922 года - сказкой Ершова «Конёк-Горбунок» (инсценировка П. Горлова) открылся Театр юных зрителей в Ленинграде.
Этот спектакль долгие годы был своего рода визитной карточкой театра, а Конёк-Горбунок — его эмблемой.
С 1922 по 1962 год театр занимал помещение бывшего Тенишевского училища на Моховой улице в Ленинграде
Создателем театра и его художественным руководителем на протяжении 4 десятилетий был А. А. Брянцев.
Творческие принципы Брянцева во многом определили пути развития советского театра для детей.
Брянцев выступал за подлинное, большое искусство для детей, требовал относиться с уважением к их интересам и запросам и создавать спектакли, соответствующие определённому возрасту.
Брянцев подчёркивал воспитательную сущность детского театра; ещё в 1921 он писал: «Здесь должны объединиться художники сцены, умеющие мыслить как педагоги, с педагогами, способными чувствовать как художники»
Даже в самые трудные для страны периоды ТЮЗ не прекращал работу.
Во время Великой отечественной войны спектакли игрались ежедневно – несмотря на то, что многие работники театра ушли на фронт или отправились выступать на передовых позициях в составе бригад.
В 1942 году ТЮЗ был эвакуирован из блокадного Ленинграда в уральский город Березники. Местного театра там не было, поэтому труппа ставила спектакли как для детей, так и для взрослых.
Летом 1944 года театр вновь вернулся в своё здание на Моховой улице.
В 1962 году театр переехал в современное, специально спроектированное для него, здание (архитектор А.В.Жук) )
С 1980 года театр носит имя своего основателя А.А. Брянцева
С 1924 г. появляются театры для детей и в других союзных республиках нашей страны (ТЮЗы в Киеве, Тбилиси, Баку, Ереване и др.).
К 1930 было уже 20 детских театров, играющих как на русском, так и на других языках народов СССР.
Сеть их с каждым годом расширялась.