Презентация - "Презентация к технологической карте урока по теме: "Стилистический анализ текста (на основе: Д.С. Лихачѐв «Письма о добром и прекрасном» – письмо 24 «Будем счастливыми»)""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 06.04.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация к технологической карте урока по теме: "Стилистический анализ текста (на основе: Д.С. Лихачѐв «Письма о добром и прекрасном» – письмо 24 «Будем счастливыми»)""
Стилистический анализ текста
Урок русского языка в 10 (11) классе
Мешкова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ 24» города Чебоксары
1
/14
(на основе: Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» – письмо 24 «Будем счастливыми»)
Тема урока:
Стилистический анализ текста
Цели урока:
повысить уровень знаний о стилистическом анализе текста
углубить знания о публицистическом стиле речи
совершенствовать умения применять знания на практике
/14
2
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906−1999)
советский и российский литературовед
историк-медиевист (европейское Средневековье)
лингвист
филолог
культуролог
искусствовед
доктор филологических наук, профессор
Председатель правления Российского фонда культуры
/14
3
https://Краткая биография Д.С. Лихачёва (ютуб)
https://Краткая биография (яндекс)
Будем счастливыми
1. Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи – всё то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни. 2. Всё это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. 3. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». 4. Ведь мы говорим «от всей души» или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». 5. Вот так! 6. Всё, что сделано с душой, идёт от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура». 7. Чем больше человек окружён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем ему интереснее жить: жизнь приобретает для него содержательность. 8. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». 9. Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.
10. Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. 11. Люди, не имеющие всего этого – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких низменных «скоропортящихся» наслаждениях.
/14
4
Д.С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Письмо 24 (ответ на письмо школьника)
Определение темы и основной мысли текста
Ключевые слова
вещи, материальны, человек (люди), «духовная культура» (бездуховность), душа, жизнь, счастливый (несчастный), любить (любимый) и др.
Тема текста
«духовная культура», смысл человеческого счастья
/14
5
Определение поднимаемых автором проблем
и его позиции
Поднимаемые проблемы
1) духовность человека (что есть «духовная культура», для чего она нужна?)
2) человеческое счастье (в чем заключается счастье человека?)
Позиция автора
Всё что сделано с душой, идёт от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура»
Люди счастливые – люди, имеющие привязанности, любящие глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющие жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей
/14
6
Определение стиля речи
Функция
Передача общественно-значимой информации
Формирование идей, взглядов
Сфера применения
Средства массовой информации
Жанр текста
Письмо ,но очерк
так как ярко проявляется публицистический аспект
Характеристика высказывания
призывность, страстность, логичность
полемичность, доходчивость
/14
7
Анализ языковых средств: лексика текста
Общественно-политические термины
человек, люди
жизнь, дело
идеалы
культура
духовный
жертвовать
другое
Морально-этические, культурные понятия
духовная культура
внутренний мир
душа, любовь
музыка искусство
бездуховность
счастье
нравственные
эстетические
другое
Лексические повторы
старые
душа – с душой – от души – для души
духовная культура
жертвовать
/14
8
Анализ языковых средств:
экспрессивно окрашенная лексика
/14
9
Слова и СС, окрашенные эмоцией одобрения
совершенно прав, любя, «сделано с душой»
интереснее жить, жизнь приобретает содержательность
будем счастливыми и другие в предл.11.
Слова и СС, окрашенные эмоцией неодобрения или осуждения
(10, 12 предл.)
«бездуховность;
механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить
живущие скучной жизнью
растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких низменных «скоропортящихся» наслаждениях («скоропортящиеся» наслаждения как неологизм)
Анализ языковых средств: лексика текста
Контекстуальные синонимы
быть счастливым – иметь привязанности, любить глубоко, жертвовать
бездуховность – ничего не чувствовать, неспособность любить и жертвовать
Антонимы, в т.ч. контекстуальные
ничего не чувствующий – имеющий привязанности
неспособный любить, жертвовать собой – любящий глубоко и умеющий жертвовать
счастливые – несчастные
/14
10
Синтаксис текста
Сложные предложения (2, 3, 6, 7, 8)
Побудительное предложение (11)
Восклицательное предложение (6)
Однородные члены предложения (3, 6, 8, 9, 10, 11, 12).
Предложение –обращение (1)
/14
11
Стилистический анализ текста
восприятие и осмысление текста
определение темы, основной мысли, выявление проблем, обозначенных автором
определение стиля и типа текста
(ответ может быть дан и в конце анализа текста)
анализ языковых средств (лексика, синтаксис)
/14
12
Дмитрий Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Всего в книге 47 писем.
Каждое заслуживает искреннего внимания и чтения
«В читателях моих я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто»
/14
13
https://Письма о добром и прекрасном