Презентация - "Презентация к курсам «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 12.02.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация к курсам «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»"
Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки учащихся по учебному предмету «Музыка».
Подготовила:
учитель музыки
Хвостова С.И.
В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями стандарта. Это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».
В соответствии с нормативными требованиями для оценивания уровня подготовки учащихся по музыке рекомендуется использовать следующие методические пособия:
1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / [Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова, А. А. Вахрушев и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
2. Сергеева Г.П. Музыка. Тесты 1 - 4 кл. (см. приложение к журналу «Начальная школа», 2002 - 2004).
3. Сергеева Г.П. Задания в творческих тетрадях по музыке для 5,6 и 7 классов.
4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
5. Кондратюк И.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Необходимым условием эффективности системы оценивания результатов образовательной деятельности является оптимальное сочетание:
коллективных (групповых) и индивидуальных форм оценивания;
количественных и качественных показателей успешности образовательной деятельности;
статичных (итоговых) и динамичных (процессуальных) методик оценивания;
внутреннего (личностного) и внешнего (социально-репре-зентативного) аспектов образовательного портфолио ученика.
Специфика оценки определяется тем, что музыка изучается как живое искусство в его неразрывной связи с жизнью. Поэтому оцениванию подлежат:
опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству;
опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.;
соответствующие планируемым результатам знания;
способы деятельности выпускников школы.
Полнота оценки планируемых результатов по музыке обеспечивается тем, что итоговая оценка выпускника складывается из накопленной оценки различных учебных достижений и результатов выполнения итоговой работы. Оценивание результатов общего образования по музыке каждого ученика носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного года. При этом учитывается степень активности учащегося не только в коллективно-творческой деятельности на уроке, но и в сфере внеклассной, внеаудиторной работы
Накопленная оценка отражает динамику индивидуальных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, позволяет наглядно увидеть нарастающую успешность музыкально-творческой деятельности, объём и глубину знания музыки и сведений о музыке.
Особое внимание уделяется оценке сформированности умения выполнять учебные и художественно-практические задачи, самостоятельно действовать при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни (например, выбор песни или музыкального произведения для поздравления членов семьи, сверстников в СМИ; «Музыкальное поздравление», т. е. самостоятельное исполнение вокального или инструментального произведения для друзей, в кругу семьи).
Задания разного уровня позволяют оценить не только результативность освоения выпускником курса музыки в общеобразовательной школе, но и эффективность решения учителем ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Следует иметь в виду, что невыполнение учащимися дополнительных заданий повышенного уровня не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.
УУД на музыкальных занятиях классифицируются на:
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
информационные
Личностные
Осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества, усвоение социальных функций музыки в жизни человека, общества;
Познавательные
Осознание музыки как «искусства интонируемого смысла» по Б.В.Асафьеву, усвоение особенностей музыкального жанра, стилей, языка как средств создания музыкального образа, структурирование и обобщение знаний о различных явлениях музыкального искусства, умение осознанно строить речевое высказывание-размышление о музыке в форме монолога и диалога, оценка восприятия и исполнения музыкального произведения и др.
Регулятивные
Опора в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт, работа над исполнением сочинения на основе исполнительского плана, оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания и др.
Коммуникативные
Учет позиций одноклассников, умение вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений, сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов и др.
Информационные
Умение работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, умение извлекать необходимую для уроков музыки, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.
В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов.
Однако специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки музыки более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах.
Возможности использования сети Интернет при подготовке к урокам музыки заключаются в следующем:
свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;
изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям педагога.
Вот некоторые сайты, где можно найти интересный и нужный материал для уроков.
http://www.erta.de/ Европейская ассоциация педагогов-блокфлейтистов
http://www.windkanal.de/ Журнал, посвященный блокфлейте (на нем. языке). Доступны полнотекстовые версии.
http://www.blockfloete-online.de/
http://www.blockfloete-online.de/Radio/Recorder-Radio.htm On-line радио
http://www.blockfloeten-museum.de/ музей блокфлейт
http://www.nordwind-musik.de/
http://www.musikbibliothek.de/ Музыкальная библиотека.
http://www.blockfloeten-akademie.de/
http://www.jbx.ru/music/music.htm - мировые мюзиклы в mp3 (25 GB)
http://retromusic.2u.ru/ - mp3 каталог русской ретро-музыки и песен
http://www.tonnel.ru/?l=music
http://www.fidel.ru/mp3
http://www.cdmp3.ru
http://parkov1.narod.ru/
http://music.stuy.edu/macourse/music/ - 25 классических произведений в форматах mp3, wav, midi
http://www.mininova.org/sub/58 - пиринговая система. Огромный архив классической музыки
http://www.mfiles.co.uk/mp3-classical.htm - есть электронные версии классических произведений (Мусоргский. Картинки с выставки. Прогулка)
http://www.math.rsu.ru/orfey/musarch.ru.html - небольшой архив русской классики. Есть Аренский, Танеев,
Бортнянский, Фомин, Варламов, Гурилев, Алябьев.
http://www.karadar.it - большой архив классической музыки.
В процессе использования ИКТ в музыкальном образовании и воспитании школьников формируется информационная компетентность учителя музыки, педагога-музыканта дополнительного образования – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства. В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации: технические средства: компьютерная техника и средства связи; программные средства, которые могут быть различного назначения.
Методическими возможностями информационных технологий считают:
усиление мотивации обучения (посредством игр, средств мультимедиа);
формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации;
развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного);
формирование культуры учебной деятельности;
формирование информационной культуры;
экономию учебного времени.
Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасцинации (принцип привлекательности).
Мультимедийные пособия
Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки.
Современным этапом аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплексов «Музыка» которые могут быть выполнены в формате мультимедийных проектов.
Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки. фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.
Синтезированный зрительный ряд – это портреты композиторов, исполнителей, и исполнительных коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки; нотная графика;
Дикторский текст - комментирующий различные явления музыкальной культуры.
Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных художественных образов
Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функции контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
Использование ИКТ на уроках музыки может быть в виде докладов, проектов с компьютерной презентацией в программе Power Point, PhStori, Photoshop Movie Maker Nero и т.д. Цель использования таких форм – создать комфортное условие обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой. Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся. Почти на каждом уроке возможен просмотр различных видео фильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок-операми. Путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства.
На уроках музыки в основной школе рекомендуется использовать следующие технологии.
Технология развития процессов восприятия (слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации)
Технологии арттерапевтического воздействия музыки ( стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах (свирель), развитие координации движений под музыку)
Технологии развития ассоциативно-образного мышления (интеграция музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, кино, театром. )
Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры (выявления личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, качества формирования УУД, степени эмоционального восприятия явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию; осознанного отношения к изучаемым произведениям через систему усвоения основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка; и т.д.)
Информационно-коммуникационные технологии (необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др.)
Технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам (УМК) (Преподавание музыки с использованием учебников и творческих тетрадей для учащихся, рекомендованных и допущенных к внедрению в практику работы школ Министерством образования и науки РФ)
Обобщающие уроки (уроки-концерты, уроки-соревнования, уроки-викторины, игры «Угадай мелодию» и т.д.)
Комбинированные уроки (уроках-путешествиях, уроках-играх по музыкальной азбуке используются звуковые музыкальные кроссворды, эмблемы, награждения учеников по различным номинациям, например, «знаток музыки», «лучший музыкант» певец и т. д.)
Проблемное обучение (основывается на организации самостоятельного мышления учащихся.)