Школа » Презентации » Другие презентации » Презентация по истории России по теме: Культура Руси XIV-XVI вв. (10-11 класс)

Презентация - "Презентация по истории России по теме: Культура Руси XIV-XVI вв. (10-11 класс)"

0
30.01.23
На нашем сайте презентаций klass-uchebnik.com вы можете бесплатно ознакомиться с полной версией презентации "Презентация по истории России по теме: Культура Руси XIV-XVI вв. (10-11 класс)". Учебное пособие по дисциплине - Презентации / Другие презентации, от атора . Презентации нашего сайта - незаменимый инструмент для школьников, здесь они могут изучать и просматривать слайды презентаций прямо на сайте на вашем устройстве (IPhone, Android, PC) совершенно бесплатно, без необходимости регистрации и отправки СМС. Кроме того, у вас есть возможность скачать презентации на ваше устройство в формате PPT (PPTX).
Презентация по истории России по теме: Культура Руси XIV-XVI вв. (10-11 класс) 📚 Учебники, Презентации и Подготовка к Экзаменам для Школьников на Klass-Uchebnik.com

0
0
0

Поделиться презентацией "Презентация по истории России по теме: Культура Руси XIV-XVI вв. (10-11 класс)" в социальных сетях: 

Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по истории России по теме: Культура Руси XIV-XVI вв. (10-11 класс)"

Культура Руси 14-16 вв.<br>
1 слайд

Культура Руси 14-16 вв.

Особенности:<br>- борьба против монгольского завоевания 13-14 вв.<br>- процесс объединения земель во
2 слайд

Особенности:
- борьба против монгольского завоевания 13-14 вв.
- процесс объединения земель вокруг Москвы 13-15 вв.
- Освобождение Руси от ордынской зависимости, завершение длительного процесса объединения земель и образование единого государства, укрепление центральной власти, внешнеполитические успехи России — все это нашло отражение в русской культуре 16 в.

Литература<br>Сказание о Мамаевом побоище (1380)<br>Сказание о нашествии хана Тохтамыша на Москву (1
3 слайд

Литература
Сказание о Мамаевом побоище (1380)
Сказание о нашествии хана Тохтамыша на Москву (1382)
Боярин Сафоний Рязанец — по одной из версий автор поэтической повести «Задонщина» о победе русских войск в битве за Доном (Куликовской битве). Вторая часть повести воспевает согласованные действия русских князей (в частности, действия засадного полка Боброк-Волынца) во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем.

4 слайд

Уникальным памятником XV в. является повесть «Хожение за три моря», в которой тверской купец Афанаси
5 слайд

Уникальным памятником XV в. является повесть «Хожение за три моря», в которой тверской купец Афанасий Никитин рассказал о своем путешествии в Индию (под тремя морями подразумевались Каспийское, Аравийское и Черное). Наблюдательность и любознательность Афанасия Никитина позволили ему за три года, что он провел в Индии, собрать подробные сведения об этой стране. Поэтому его наблюдения о быте и нравах народов Индии, составившие позднее книгу, вызвали на Руси живой интерес.

6 слайд

Возродилось летописание. Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании перешло к Москве. Поя
7 слайд

Возродилось летописание. Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании перешло к Москве. Появляется летописный свод «Русский хронограф», в котором проводится идея лидерства Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой.

В начале XVI в. в послании Василию III (1505-1533) монах Филофей обосновал идеологическую формулу мо
8 слайд

В начале XVI в. в послании Василию III (1505-1533) монах Филофей обосновал идеологическую формулу московского самодержавия — «Москва — Третий Рим». Москва была названа преемницей Византии, духовным оплотом православия. Государь всея Руси отныне мыслился как преемник византийских императоров.
Важнейшие события, происходившие в стране и за ее пределами, нашли отражение в исторических песнях и сказаниях (о взятии Казани, о гневе Ивана Грозного на сына и др.).
Продолжалось летописание. По инициативе Ивана IV был составлен Лицевой летописный свод — история человечества от сотворения мира, включавшая его собственное царствование (до 60-х гг. XVI в.).

Митрополитом Макарием были собраны Великие Минеи Четьи. Четьи — это церковные рукописные книги, пред
9 слайд

Митрополитом Макарием были собраны Великие Минеи Четьи. Четьи — это церковные рукописные книги, предназначенные для назидательного чтения; Минеи — сборники, в которых сочинения расположены по месяцам, а внутри — по дням).
Макарий задумал составить Минеи Четьи, в которых православный читатель мог найти произведение, именно сегодня рекомендованное к прочтению. В сборники вошли жития и поучения, повести и сказания, монастырские уставы и исторические сочинения.
Объем труда поразил современников: это были 12 (по числу месяцев) томов, более 14 тысяч листов, 28 тысяч страниц большого формата, густо исписанных четким почерком. Для XVI в. этот сборник считался грандиозным, как и само его составление.

10 слайд

11 слайд

XVI век — время расцвета публицистики. Служилый человек И.С. Пересветов в своих работах размышлял о
12 слайд

XVI век — время расцвета публицистики. Служилый человек И.С. Пересветов в своих работах размышлял о смысле и правде жизни, рассуждал о сильной государственной власти, создал образ идеального правителя.
Эта же тема присутствует в переписке царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского — выдающемся литературном памятнике XVI столетия. В письмах Андрею Курбскому Грозный царь выводит свою формулу деспотизма в ответ на обвинения Курбским Ивана IV в опалах и казнях.

При Иване IV в России появилось книгопечатание. В центре Москвы, на улице Никольской, которую много
13 слайд

При Иване IV в России появилось книгопечатание. В центре Москвы, на улице Никольской, которую много веков москвичи называли улицей просвещения, в 1553 г. открылась типография (впоследствии Московский Печатный двор).
В 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили здесь печатную книгу «Апостол». Это первая точно датированная печатная книга в России. За Иваном Федоровым закрепилась известность и слава первого русского книгопечатника. В 1565 г. им был издан «Часослов».

14 слайд

15 слайд

Архитектура<br>В архитектуре в качестве строительного материала вновь используется камень. <br>В теч
16 слайд

Архитектура
В архитектуре в качестве строительного материала вновь используется камень.
В течение XIV-XV вв. менялся облик Москвы. При князе Дмитрии Ивановиче были возведены белокаменные кремлевские стены («Москва белокаменная»). При Иване III Кремль был отстроен из красного кирпича. В строительных работах участвовали итальянские зодчие Марко Руффо, Антон и Бон Фрязины, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Новый. Поэтому в новом Кремле переплелись русский стиль и достижения итальянской архитектуры. В представлении людей того времени Москва стала единственным преемником великих городов, влиявших на ход истории, — Рима и Константинополя. Духовному и политическому величию столицы Русского государства должен был соответствовать и новый Кремль — не просто мощная крепость, а символ величия. В 1485 г. началось возведение новых кремлевских стен. В 1495 г. работы завершились.

Московский Кремль стал одним из самых укрепленных фортификационных сооружений в Европе. Новый Кремль
17 слайд

Московский Кремль стал одним из самых укрепленных фортификационных сооружений в Европе. Новый Кремль имел традиционную для всех московских кремлей треугольную форму. Стены протянулись более чем на два километра и имели высоту от 6 до 15 метров (в зависимости от рельефа местности), толщину — от 3 до 5 метров. По верхнему краю стены были поставлены двурогие зубцы двухметровой высоты. Без них сегодня невозможно представить кремлевские стены. Постепенно складывается ансамбль кремлевских соборов

18 слайд

19 слайд

Аристотель Фиораванти возводит новый Успенский собор — главный храм Российского государства. Образцо
20 слайд

Аристотель Фиораванти возводит новый Успенский собор — главный храм Российского государства. Образцом для него стал Успенский собор во Владимире. В 1479 г. собор был освящен. С этого момента все важнейшие государственные дела вершились именно в нем. Собор являлся усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчания на царство великих князей, а позже — коронации царей и императоров. Неподалеку от Успенского собора московские и псковские зодчие построили Благовещенский собор — домовую дворцовую церковь. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари граненым белым камнем отделали возведенную ими Грановитую палату, предназначенную для приема иноземных послов. Алевиз Новый в 1505 г. начал строительство Архангельского собора, который стал усыпальницей русских великих князей. Рядом с Архангельским собором устремилась ввысь колокольня Ивана Великого (достраивалась у же в XVI в.).

Успенский собор Московского кремля<br>
21 слайд

Успенский собор Московского кремля

Благовещенский собор Московского кремля<br>
22 слайд

Благовещенский собор Московского кремля

Грановитая палата<br>
23 слайд

Грановитая палата

Архангельский собор Московского кремля<br>
24 слайд

Архангельский собор Московского кремля

Колокольня Ивана Великого<br>
25 слайд

Колокольня Ивана Великого

Каменная церковь Спаса Преображения на Торговой стороне, более известная как церковь Спаса Преображе
26 слайд

Каменная церковь Спаса Преображения на Торговой стороне, более известная как церковь Спаса Преображения на Ильине улице - всемирно известный памятник архитектуры и монументальной живописи XIV в. Церковь построена в 1374 г. на месте деревянной 1103 г., где хранилась покровительница города - икона "Богоматерь Знамение”.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, 15 в.<br>
27 слайд

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, 15 в.

В Москве в конце XVI в. зодчий Федор Конь возвел стены и башни Белого города (в пределах современног
28 слайд

В Москве в конце XVI в. зодчий Федор Конь возвел стены и башни Белого города (в пределах современного Бульварного кольца).

В 1532 г. в селе Коломенском — подмосковной резиденции великих князей — была построена церковь Возне
29 слайд

В 1532 г. в селе Коломенском — подмосковной резиденции великих князей — была построена церковь Вознесения Господня. Принято считать, что возведение церкви связано с большой радостью в великокняжеской семье. Брак Василия III с Соломонией Сабуровой длился 20 лет и оказался бездетным. И Василий III отважился на невиданный шаг — запросил у церкви развода. В новом браке — с молодой литовской княжной Еленой Глинской надежды Василия III на рождение сына сбылись: 1530 год был ознаменован появлением на свет Ивана IV Васильевича (впоследствии названного Грозным).
Церковь Вознесения в Коломенском стала одним из первых каменных храмов, построенных в шатровом стиле. Шатер — верхняя часть храма — напоминает устремленную ввысь пирамиду, увенчанную небольшой главой. Основанием для шатра служил восьмигранный ярус (восьмерик), который, словно спускаясь на кокошники, прочно устанавливался на четверике — основном объеме храма. С подклета устремляются к земле крытые лестницы — галереи. Расположившись на высоком правом берегу Москвы-реки, белоснежный храм был виден издалека и поражал современников «высотою и красотою и светлостию».

30 слайд

Недалеко от Коломенского в подмосковном селе Дьяково была построена церковь Иоанна Предтечи (середин
31 слайд

Недалеко от Коломенского в подмосковном селе Дьяково была построена церковь Иоанна Предтечи (середина XVI в.).

В честь взятия Казани в Москве на Красной площади зодчие Постник и Барма воздвигли храм Покрова Прес
32 слайд

В честь взятия Казани в Москве на Красной площади зодчие Постник и Барма воздвигли храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покрова что на Рву) . Как и церковь Вознесения в селе Коломенском, Покровский собор (точнее — центральная его башня) построен в шатровом стиле.
Первоначально храм был выполнен в сочетании двух цветов — красного и белого, что придавало его внешнему облику праздничность и нарядность (многоцветным он стал в XVII в.). Более четырех с половиной столетий (а строили храм в 1555-1561 гг.) он напоминает потомкам о славе русского оружия и высоком мастерстве русских зодчих. В конце 1550-х гг. возле собора был похоронен почитаемый москвичами Василий Блаженный, а в 1580-х гг. над его могилой построили церковь, которую ему посвятили. Вскоре это название перешло и на весь храм.

33 слайд

Значительных успехов добились русские литейщики . Образцом литейного искусства служит знаменитая Цар
34 слайд

Значительных успехов добились русские литейщики . Образцом литейного искусства служит знаменитая Царь-пушка , отлитая мастером Андреем Чоховым в 1586 г.
Калибр ее — 89 сантиметров, длина ствола — почти 5,5 метра. На дуле помещен барельеф — конная фигура царя Федора Иоанновича (отсюда и название — Царь-пушка). Весит пушка — 40 тонн.

Живопись<br>Живопись этого периода постепенно отходит от суровых канонов. Лики становятся более мягк
35 слайд

Живопись
Живопись этого периода постепенно отходит от суровых канонов. Лики становятся более мягкими. Ярким представителем иконописи XIV в. является Феофан Грек (росписи стен церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде, храмов в Нижнем Новгороде и Москве). Младшим современником Феофана Грека был русский художник Андрей Рублев — представитель московской школы иконописи.
Вместе с Феофаном Греком Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (еще деревянный), с Даниилом Черным — Успенский собор во Владимире. Кисти Рублева принадлежат росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Самым известным произведением Андрея Рублева стала икона «Троица», проникнутая идеей единения, согласия и любви.

36 слайд

37 слайд

38 слайд

В живописи второй половины XV — начала XVI в. проявился талант художника Дионисия (фрески и иконоста
39 слайд

В живописи второй половины XV — начала XVI в. проявился талант художника Дионисия (фрески и иконостас храма Тождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой). Дионисий работал в Успенском соборе Московского Кремля, в Иосифо-Волоколамском и Пафнутьево-Боровском монастырях.

Образ эпохи<br>Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря под Москвой (впоследствии Троице-
40 слайд

Образ эпохи
Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря под Москвой (впоследствии Троице-Сергиева лавра) — был самым почитаемым православным подвижником. Его жизнь и духовные подвиги вдохновили на написание картин многих художников. Отправляясь на битву с полчищами Мамая, московский князь Дмитрий Иванович получил от преподобного Сергия благословение.
В Житии Сергия Радонежского Епифаний Премудрый повествует о том, что когда-то отроку Варфоломею (мирское имя Сергия Радонежского) тяжело давалось учение. Понять книжную мудрость, познать Священное Писание мальчику было непросто. По легенде, однажды в поле Варфоломею явился ангел, принявший вид монаха. И Варфоломей поведал ему, что всей душой желает научиться грамоте и взывает к Богу о помощи. И тогда из серебряного ковчега — ларца знаний — ангел дал Варфоломею часть просфоры. Просьба мальчика была исполнена. На Руси повелось обращаться к Сергию Радонежскому, желая успехов в учении. Художник М.В. Нестеров считал картину «Видение отроку Варфоломею» главным трудом своей жизни. Он не раз говорил: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей»

41 слайд

42 слайд

Эта картина — одно из самых известных произведений художника-передвижника И.Е. Репина (1844-1930). Г
43 слайд

Эта картина — одно из самых известных произведений художника-передвижника И.Е. Репина (1844-1930). Главные герои сюжета — Иван IV Васильевич Грозный и его сын от Анастасии Романовой — Иван. Именно его царь считал своей опорой и продолжателем династии. Но в тот роковой день мнения отца и сына разошлись и Иван выступил против воли отца.
Вот как произошедшее описал в своей «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзин: «Иоанн в волнении гнева закричал: "Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!" и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннбва. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: "Я убил сына!" и кинулся обнимать, целовать его: удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей: молил Бога о милосердии, сына о прощении»
Этот печальный сюжет, подлинность которого вызывает у ряда современных историков сомнения, Репин решил воплотить на полотне.

44 слайд

В годы правления Ивана IV было положено начало присоединению Сибири к России. Форпостом продвижения
45 слайд

В годы правления Ивана IV было положено начало присоединению Сибири к России. Форпостом продвижения русских в Западную Сибирь служило Среднее Приуралье, фактическими правителями которого являлись купцы Строгановы. Их владения находились по границе с Сибирским ханством. Для защиты своей земли и захвата чужой Строгановы содержали казаков.
Когда правитель Сибирского ханства Кучум решил прекратить выплату дани России и вернуть своему государству независимость, Строгановы направили против него отряд казаков во главе с атаманом Василием Тимофеевичем Алениным, прозванным Ермаком. В 1581 г. недалеко от ханской столицы Кашлыка произошла решающая битва. Кучум с остатком верных ему людей бежал. Сибирское ханство, по существу, перестало существовать. Четыре года Суриков собирал материал, путешествовал по станицам, писал многочисленные этюды.
В 1895 г. работа была завершена. Это совпало с празднованием трехсотлетия покорения Сибири и открытием Транссибирской железной дороги.

События и даты<br>
46 слайд

События и даты

47 слайд

Комментарии (0) к презентации "Презентация по истории России по теме: Культура Руси XIV-XVI вв. (10-11 класс)"