Презентация - "Презентация по истории России по теме: Культура России в первой половине XVIII веке (10-11 класс)"
- Презентации / Другие презентации
- 4
- 30.01.23
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по истории России по теме: Культура России в первой половине XVIII веке (10-11 класс)"
Культура первой половины 18 века
Для XVIII в. характерны дальнейшее обмирщение культуры (в течение столетия светское направление в культуре стало ведущим), проникновение европейского влияния, вмешательство государственной власти в духовно-культурную атмосферу, разрыв с традиционной народной культурой.
Сразу же по возвращении Петра I из Европы, где он был в составе Великого посольства в 1697-1698 гг., в жизнь древней столицы были привнесены невиданные ранее новшества. Началось брадобритие, что потрясло современников, ибо борода считалась признаком солидности и добропорядочности. От бритья бород освобождалось в городах лишь духовенство.
Царским указом было велено счет лет производить не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а начало года вести не с 1 сентября, а с 1 января. Новый год должны были встречать как праздник. И первые шесть дней января 1700 г. в Москве происходили торжества: палили из пушек, устраивали фейерверки, а ворота каждого двора украшали сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками.
1. Образование
Взамен трудночитаемого церковно-славянского был введен гражданский печатный шрифт. Числа перестали обозначаться буквами — их заменили арабские цифры.
Масштабная модернизация страны, а также длительная Северная война выявили потребность в отечественных специалистах в различных областях знания.
Впервые проблемы образования становятся частью государственной политики. В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне открыта Школа математических и навигацких наук — первая в России светская (не церковная) школа. Наряду с дворянскими недорослями в нее принимали детей служилых людей. Были открыты Артиллерийская, Инженерная и Медицинская школы, гарнизонные училища.
При Анне Иоанновне для обучения дворян был создан Шляхетский корпус (1731 г.). Указом Петра I в 1724 г. учреждена Академия наук (открылась в 1725 г. уже после смерти императора).
2. Литература
В литературе развивается жанр «гистория», to есть история, повесть. Героем произведений, написанных в этом жанре, становится успешный молодой человек, который всегда добивается задуманного.
Выдающийся публицист, сторонник и пропагандист петровских реформ священник Феофан Прокопович является автором произведений «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей», «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии».
Сторонник петровских реформ и абсолютной власти Иван Посошков в книге «О скудости и богатстве» отстаивал необходимость развития промышленности, торговли, разработки природных ископаемых.
4. Живопись
В живописи ведущим жанром в XVIII в. становится портрет. Художники А.Т. Матвеев и И.Н. Никитин стремились передать внутренний мир своих героев, их неповторимость.
Появился новый для России вид изобразительного искусства — гравюра. Крупнейшими в России мастерами гравюры петровского времени были А.Ф.Зубов («Панорама Санкт-Петербурга» и др.) и И.Ф. Зубов («Вид Измайлова» и др.).
5. Архитектура
Отстраивался Петербург (с 1712 г. — столица Российского государства).
Облик Петербурга определили постройки Д. Трезини (Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра, дворец А.Д. Меншикова и др.)
и Б.Ф. Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе и др.).
Образ эпохи
Старший сын царя Петра I царевич Алексей Петрович был полной противоположностью отцу и помощником Петра в реформировании России не являлся. Конфликт, в котором проявились, с одной стороны, отношения между двумя и наследником, назревал годами и в конце концов в 1716 г. вылился в тайное бегство Алексея за границу, где царевич намеревался получить убежище и защиту. По возвращении Алексей отрекся от прав на престол в пользу своего младшего сводного брата Петра.
Началось следствие по «делу царевича Алексея». Алексей был подвергнут допросам и под пытками сознался, во всех предъявленных ему обвинениях. Не считая себя вправе лично выносить приговор сыну. Петр передал дело на рассмотрение гражданских и духовных судей.
24 июня 1718 г. был вынесен смертный приговор. Но в ночь на 26 июня 1718 г. царевич скончался в Петропавловской крепости. Согласно одной из версий, Алексеи умер о г физических пыток или морального потрясения. По другой-версии, он был задушен.
Художник Н.Н Ге обратился к внутреннему состоянию своих героев. Внешнее их спокойствие обманчиво Петр, уверенный в предательстве Алексея, ждет от него искреннего раскаяния. Однако царевич, потупив взор, упрямо молчит. Петр не решится на крайние меры. О чем они могли молчаливо беседовать друг с другом? В любом случае их конфликт семейный стал конфликтом государственным.
H.H. Ге Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе, 1871 (Третьяковская галерея)
Замысел этой картины возник у В.И. Сурикова в дождливое и холодное лето 1883 г. Все его семейство вынуждено было постоянно сидеть дома в подмосковной деревне, где Суриковы намеревались отдохнуть. И однажды, оглядев домочадцев, Суриков вдруг представил, что вот так, безысходно, сидел когда-то в крестьянской избе в далеком сибирском городке Березов «полудержавный властелин» Александр Данилович Меншиков.
Сподвижник Петра I, участник Северной войны, первый губернатор Петербурга... Звания и регалии Светлейшего заняли бы в их перечислении целый лист. Пик его могущества пришелся уже на послепетровское время. При Екатерине I он влиял на Верховный Тайный совет, при Петре II являлся его главным наставником и мыслил женить государя на своей дочери Марии. Но в борьбе за власть проиграл Долгоруким и был с семьей отправлен в ссылку, лишенный всего, чего добился прежде. Теперь уже навсегда.
Не добрались до Березова теща и жена Меншикова. И вот в тесной сумрачной избе он доживает свой век в окружении детей. Рядом с ним — старшая дочь Мария — бывшая царская невеста. Она смертельно больна, и ее фигура и бледность лица делают очевидным это состояние. На других детей падает свет из окна, как бы отделяя их от двух других персонажей. Свет — надежда выбраться из ссылки.
Самого Меншикова Суриков изобразил по-прежнему сильным и несломленным человеком. Государственному деятелю, привыкшему мыслить масштабами всей России, тесно не помещение, а ситуация, в которой он оказался. Намеренно нарушая правила перспективы, художник подчеркивает огромность Меншикова низким потолком избушки. Художник М.В. Нестеров считал, что «Меншиков из всех суриковских драм — наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим».
В представлении художника В.А. Серова (1865-1911) Петр I — «страшный человек». Нескладность и несоразмерность фигуры Великого преобразователя Серов намеренно подчеркивает одновременно с указанием на внутреннюю силу и непоколебимость воли царя. Три фигуры его сподвижников, почти «сдуваемые» встречным ветром, противопоставлены не знающему сомнений Петру I. В гавани стоят корабли — символы реформаторской деятельности Петра.
К столетию воцарения Петра по указу императрицы Екатерины II в Петербурге был воздвигнут памятник основателю города. Работа была поручена знаменитому французскому скульптору Этьену Морису Фальконе, который приехал из Парижа в Петербург вместе со своей ученицей Мари Анн Колло и резчиком Фонтаном.
На берегу Невы близ Адмиралтейства выбрали место для памятника. Из многочисленных эскизов головы Петра был утвержден выполненный Мари Анн Колло. В награду Екатерина сделала ее членом Российской академии художеств.
В 12 верстах от Петербурга подобрали огромную скалу для постамента (в своем первоначальном виде камень весил 2000 тонн). В нее когда-то ударила молния, и ее называли «Гром-камень». Старики рассказывали, что прежде и сам Петр с этой скалы не раз осматривал окрестности. Предстояло доставить огромный камень в столицу. Четыре месяца по 20-40 шагов в день поставленную могучими рычагами на желоба скалу катили к берегу.
Одновременно шло строительство специального длинного и широкого, с низкими бортами судна. Чтобы погрузить на него скалу, судно сначала затопили, а затем уже вместе с «Гром-камнем» поднимали, откачивая воду. 26 сентября 1770 г. камень был установлен на Сенатской площади. По этому случаю Екатерина приказала выбить медаль, на одной стороне которой был изображен «Гром-камень», на другой — надпись: «Дерзновению подобно»
По мере превращения каменотесами скалы в постамент Фальконе трудился над эскизом коня. Ежедневно из государевой конюшни наездник выводил лошадей и взлетал верхом на скалу, а Фальконе лихорадочно делал зарисовки.
Наконец модель памятника была готова и одобрена императрицей. Вся скульптура должна была опираться лишь на задние ноги коня. Но чтобы обеспечить ее надежность, скульптор придумал третью опору. Ею стал змей, которого конь попирает ногами. Теперь надлежало отлить саму статую.
Недалеко от постамента была построена громадная печь. Лучшие литейщики из разных стран были выписаны в Россию, но ни один из них не был Фальконе утвержден. Неожиданно нашелся русский мастер — крестьянский сын Емельян Хайлов. Начались трудные и опасные работы. Когда потек расплавленный металл, лопнула одна труба, и огненная жидкость стремительным потоком хлынула наружу.
Всех объял ужас, Фальконе был ранен и потерял сознание. И только Хайлов не растерялся. Он сорвал свою одежду, намочил ее, прижал к трубе и залепил глиной. Сам он весь обгорел, потерял глаз, но памятник сумел спасти.
7 августа 1782 г., в день, когда 100 лет назад Петр I вступил на престол, состоялось открытие памятника. Под грохот пушек на Петропавловской и Адмиралтейской крепостях, на военных кораблях на Неве и стрельбу из ружей перед присутствующими возникла фигура Петра Великого — медного всадника на вздыбленном коне. На постаменте памятника выделялась надпись: «Петру Первому— Екатерина Вторая».