Презентация - "Платон. Обоснование идеализма"
- Презентации / Презентации по Философии
- 1
- 16.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Платон. Обоснование идеализма"
Платон Обоснование идеализма МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Платон Обоснование идеализма Эйдос как гипостазированная универсалия Эйдос как умопостигаемая сущность Вечность (бессмертие) души Эйдос как идеальный прообраз чувственных вещей Онтологическая аргументация Гносеологическая аргументация Критика сенсуализма Познание как припоминание Аксиологическая аргументация Корни платоновского идеализма Сократ: «Познай самого себя» Пифагорейцы: числа как первоначала бытия Онтология, гносеология и аксиология Платона Мир вещей и мир идей Психологические предпосылки идеализма Концепция эйдоса и обоснование идеализма Концепция эйдоса Обоснование идеализма
Платон Обоснование идеализма Апология Сократа Менон Федон Пир Государство Теэтет Парменид Тимей Платон (428/427-348/347) Основные сочинения
Корни платоновского идеализма Сократ и пифагорейцы Пифагор (VI в. до н.э.) Платон (428/427-348/347) Сократ (469-399)
Корни платоновского идеализма Сократ Сократ (469-399) Познай самого себя (γνώσι σεαυτον) Надпись на стене храма Аполлона в Дельфах, традиционно приписываемая одному из «семи мудрецов» древности.
Корни платоновского идеализма Сократ Сократ представляет собою не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также и всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в нём в форме философской мысли. Гегель. «Лекции по истории философии».
Корни платоновского идеализма Сократ Человек как фокус философского интереса («Познай самого себя») Определение понятий как способ постижения сущности вещей Сократический метод: майевтика (повивальное искусство) Добродетель как знание блага Сократ (469-399)
Корни платоновского идеализма Сократ Платон. «Апология Сократа». Не самое ли это позорное невежество – думать, что знаешь то, чего не знаешь? Сократ (469-399)
Корни платоновского идеализма Пифагорейцы Пифагор (VI в. до н.э.) Архит (IV в. до н.э.) Филолай (V в. до н.э.)
Корни платоновского идеализма Пифагорейцы Числа как первоначала Мировая гармония Метемпсихоз (переселение душ) Пифагор (VI в. до н.э.)
Онтология Платона Мир вещей и мир идей Гераклитов мир вечного становления Парменидов мир неизменного бытия Мир вещей Мир идей
Онтология Платона Психологические предпосылки идеализма Относительная самостоятельность идеального образа, проявляющаяся в нашей способности представлять и мыслить объект в его отсутствие, видоизменяя его в мысли соответственно нашим целям.
Концепция эйдоса и обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Чувственно воспринимаемы Умопостигаемы Онтологические Ущербны Совершенны Аксиологические Единичны Универсальны Гносеологические
Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Белизна Теплота белая тёплая белый Снег Лебедь белый Облако белое День тёплый Вода тёплая Комната тёплая Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения). Гипостазирование (греч. υπόστσις, сущность) – наделение самостоятельным существованием абстрактных сущностей (признаков, классов).
всегда бывает бывает бывает причастен белым белым белым причастна причастен сама по себе причастна сама по себе причастно причастен Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Снег Лебедь Облако белизне белизне белизне День Вода Комната теплоте теплоте теплоте Белизна Теплота белая тёплая
Онтологические Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы. Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во времени, так и онтологически. Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Преходящи, изменчивы Вечны, неизменны Множественны, единичны Лишь имеют свойства Едины, универсальны Тождественны своим свойствам Суть комплексы акциденций Суть сущности Сложны, делимы Просты, неделимы
Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы. Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во времени, так и онтологически. Всё это и значит, что общее (идеи) обладает онтологическим приоритетом сравнительно с чувственно воспринимаемыми (материальными) единичными вещами. Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Преходящи, изменчивы Вечны, неизменны Множественны, единичны Лишь имеют свойства Едины, универсальны Тождественны своим свойствам Суть комплексы акциденций Суть сущности Просты, неделимы Сложны, делимы
Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Идеализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) идеального по отношению к материальному. Материализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) материального по отношению к идеальному.
Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Белый снег можно видеть, тепло воды – воспринимать посредством осязания, но белизну как таковую, теплоту как таковую воспринять чувствами нельзя – идеи белизны и теплоты можно только мыслить. Но откуда и как появляются у нас эти мысли?
Гносеологическое обоснование идеализма Критика сенсуализма 178049'51" 180000'34" 179059'57" 180009'45" 179052'16" Сумма углов Треугольник Математическое знание, как и любое знание общего, невозможно ни получить из единичных чувственных восприятий, ни обосновать с их помощью.
Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Так обстоит дело потому, что действительными объектами этого знания являются не чувственно воспринимаемые вещи, а умопостигаемые сущности.
Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание Настоящее (т.е. достоверное) знание есть знание общего (о единичном можно иметь лишь мнение). Общее знание нельзя получить из единичных «знаний», поскольку полная индукция невозможна (исключая тривиальные случаи), а неполная индукция позволяет делать лишь вероятностные выводы. Так как чувствами воспринимаются лишь единичные вещи, настоящее знание не может основываться на чувственном восприятии.
Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному восприятию непосредственно и не могут быть получены из него опосредованно – путём вывода, остаётся допустить, что мы знаем их до всякого чувственного восприятия, т.е. ещё до рождения.
Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие души Но тогда и носитель этого знания – душа – должна была существовать до рождения нашего тела и, значит, будет существовать и после его смерти. А если какие-то идеи нам неизвестны, то это лишь потому, что они забыты. С этой точки зрения, всякое познание идей есть не что иное, как припоминание.
Гносеологические Сущности предшествуют акциденциям и логически, и онтологически. Мысль о простом и неизменном логически первична. Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Изменчивы, преходящи Неизменны, вечны Множественны, единичны Лишь имеют свойства Едины, универсальны Тождественны своим свойствам Суть комплексы акциденций Суть сущности Сложны Просты Вечное и общее вообще доступны лишь мышлению.
Мысль о простом и неизменном логически первична. Сущности предшествуют акциденциям и логически, и онтологически. Вечное и общее вообще доступны лишь мышлению. Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Изменчивы, преходящи Неизменны, вечны Множественны, единичны Лишь имеют свойства Едины, универсальны Тождественны своим свойствам Суть комплексы акциденций Суть сущности Сложны Просты Поскольку, таким образом, знание идей предшествует знанию вещей (а не наоборот), то и объекты такого знания, т.е. идеи, должны предшествовать объектам чувственного восприятия, т.е. вещам.
Существенный признак необходимо, при всех условиях, принадлежит предмету, выражая его коренную природу; без него данный предмет существовать не может (или не может быть самим собой). Несущественный признак может принадлежать, а при некоторых условиях может и не принадлежать данному предмету. Собственный признак присущ всем предметам данного класса, но не входит в число существенных признаков, а только выводится из них. Несобственный признак не может быть выведен из существенного признака, хотя и может быть присущ всем предметам данного класса. Отделимый несобственный признак не выводится из существенного признака и присущ только некоторым предметам данного класса. Неотделимый несобственный признак не выводится из существенного признака, но присущ всем предметам данного класса. Классификация признаков Признак – это всё то, чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга.
белое Облако белый Лебедь тёплая Комната тёплая Вода тёплый День белый Снег Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая
тёплая Комната тёплая Вода тёплый День белый Снег Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Снег белый в том смысле, что неверно, что снег не белый; более того, белизна считается неотделимым признаком снега.
тёплая Комната тёплая Вода тёплый День белый Лебедь Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Лебедь белый в том смысле, что неверно, что этот лебедь не белый (хотя белизна, вообще говоря, не является неотделимым признаком лебедя).
тёплая Комната тёплая Вода тёплый День белое Облако Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Облако белое в том смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие).
тёплый День белое Облако Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Облако белое в том смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие). День тёплый для осени, но, по сравнению с летним днём, он не такой уж тёплый; день тёплый для Москвы, но для уроженца Каира он совсем не тёплый.
тёплая Вода белое Облако Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Облако белое в том смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие). Вода тёплая для осени, но, по сравнению с летом, она не тёплая; вода тёплая для реки, но для ванны она недостаточно тёплая.
тёплая Комната белое Облако Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Облако белое в том смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие). Комната тёплая по сравнению с лестничной клеткой, но, по сравнению с сауной, она вовсе не тёплая; комната тёплая для танцев, но просто сидеть в ней холодно.
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Между этими признаками (белизна снега и теплота воды) имеется, по-видимому, существенная разница. При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что разница эта не столь уж велика: снег, например, может оказаться не таким уж белым. И даже заменив несобственный признак снега (белизну) собственным (холодностью) или существенным (снежностью), мы тоже обнаружим, что снег порой не такой уж холодный и не такой уж «снежный». В этом смысле одна только Снежность всегда и без всяких оговорок «снежная», подобно тому как только Белизна всегда белая и только Теплота всегда тёплая.
Аксиологические Вещи Идеи Аргументы Множественны, единичны Уникальны, универсальны Суть комплексы акциденций Несовершенны (ущербны) Суть сущности Совершенны Подражают образцу Служат образцом Преходящи, изменчивы Вечны, неизменны Вечное, неизменное, уникальное, общее, самосущее, совершенное, образцовое имеет бóльшую ценность, чем преходящее, изменчивое, повторяющееся, единичное, зависимое, ущербное, подражательное. Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Вещи вообще представляют собой лишь неполные и несовершенные воплощения идей. Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
Концепция эйдоса и обоснование идеализма Гносеологическая аргументация Составное, преходящее, множественное, зависимое, случайное вторично онтологически. Простое, вечное, единое, самосущее, необходимое первично онтологически. Онтологическая аргументация Аксиологическая аргументация Идеи Вещи Простое, вневременное, общее, неизменное, сущностное первично логически (и онтологически). Сложное, временное, частное, изменчивое, акцидентальное вторично логически (и онтологически). Вечное, самосущее, совершенное, образцовое первично аксиологически (равно как логически и онтологически). Преходящее, зависимое, ущербное, подражательное вторично аксиологически (равно как логически и онтологически.
Концепция эйдоса и обоснование идеализма Эйдос (греч. είδος, лат. forma, этимологически тождественно рус. вид) – термин древнегреческой философии, в дофилософском употреблении обозначавший «(внешний) вид», «образ»; у Платона – трансцендентная умопостигаемая сущность (1), гипостазированная универсалия (2), существующая отдельно от единичных вещей, но являющаяся их идеальным прообразом (образцом) (3), единственный объект достоверного (научного) знания; синоним термина «идея» (греч. ιδέα).