Презентация - "Античный атомизм. Обоснование материализма"
- Презентации / Презентации по Философии
- 0
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Античный атомизм. Обоснование материализма"
Античный атомизм Обоснование материализма МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com
Античный атомизм Обоснование материализма Понятие атома Атомы и пустота Атомы и составные тела Атомизм физический и атомизм логический Гносеология атомизма Восприятие и мышление Природа и механизм чувственного восприятия Необходимость и случайность Принцип детерминизма Особенности атомизма Эпикура Философские трудности атомизма Единичное и общее Вещь и мысль
Античный атомизм Обоснование материализма Левкипп (500? - 440?) Демокрит (ок. 460-370) Эпикур (341-271) Тит Лукреций Кар (ок. 99-55) Ранние атомисты (V-IV в. до н.э.) Эпикурейцы (IV-I в. до н.э.)
Понятие атома Атомы и пустота Аристотель. «О возникновении и уничтожении». Некоторые из древних [элеаты] полагали, будто бытие по необходимости едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, движение же невозможно, если нет отдельно существующей пустоты, и, с другой стороны, нет многого, если нет того, что разделяет.
Понятие атома Атомы и пустота Левкипп же полагал, что он обладает учениями, которые, будучи согласны с чувственным восприятием, не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности сущего. Аристотель. «О возникновении и уничтожении».
Понятие атома Атомы и пустота Согласившись в этом с показаниями чувственных явлений, а с философами, принимавшими единое [элеатами], – в том, что не может быть движения без пустоты, он говорит, что пустота – небытие и что небытие существует нисколько не менее, чем бытие. Аристотель. «О возникновении и уничтожении».
Понятие атома Атомы и пустота Ибо сущее в собственном смысле – абсолютно полное бытие. Таковое же не едино, но таковых сущих бесконечно много по числу, и они невидимы вследствие малости своих объёмов. Аристотель. «О возникновении и уничтожении».
Понятие атома Атомы и составные тела Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же – некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз… Клавдий Гален об атомистах
Понятие атома Атомы и составные тела … или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и, таким образом, они производят и все прочие [сложные] тела, и наши тела, и их состояния и ощущения. Клавдий Гален об атомистах
Понятие атома Атомы и составные тела Первотела не могут подвергаться изменениям, в существование которых верят все люди на основании чувственного опыта… Клавдий Гален об атомистах
Понятие атома Атомы и составные тела … так, например, ни один из атомов не нагревается, не охлаждается, равным образом не делается ни сухим, ни влажным и тем более не становится ни белым, ни чёрным и вообще не принимает никакого иного качества вследствие [полного] отсутствия изменения [в атоме]. Клавдий Гален об атомистах
Понятие атома Атомы и составные тела Все прочие вещи состоят из неделимых тел, бесконечных по количеству и формам, и отличаются друг от друга составом, а также положением и порядком этих [неделимых]. Аристотель. «О возникновении и уничтожении».
Понятие атома Атомы и составные тела Α отличается от Ν формой (ςχημα), ΑΝ от ΝΑ – порядком (τάξις), Ζ от Ν – положением (θέσις) или поворотом (τροπή). Α Ζ Ν Α Α Ν Ν Ν Аристотель. «Метафизика». Из одних и тех же букв возникают трагедия и комедия.
Понятие атома Атомизм физический и атомизм логический Левкипп и Демокрит считают причиной неделимости первотелец не только непроницаемость их, но также малость и отсутствие частей. Эпикур же, живший позже, уже не считает их не имеющими частей, а говорит, что они неделимы только вследствие непроницаемости.
Гносеология атомизма Восприятие и мышление [Демокрит] говорит, что есть два вида познания, из коих познание посредством логического рассуждения он называет законным и приписывает ему достоверность в суждении об истине, познание же посредством ощущений он называет тёмным и отрицает пригодность его для распознания истины. Секст Эмпирик. «Против учёных».
Гносеология атомизма Восприятие и мышление А именно он говорит: «[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – тёплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота». Секст Эмпирик. «Против учёных».
Гносеология атомизма Природа и механизм чувственного восприятия От поверхностей тел исходит непрерывное истечение, незаметное лишь потому, что умаление возмещается пополнением. Такое истечение долго сохраняет положение и порядок атомов твёрдого тела… Надобно полагать, что именно оттого, что в нас входит нечто извне, мы способны и видеть [формы], и мыслить их. Эпикур. Письмо к Геродоту.
Необходимость и случайность Принцип детерминизма Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости. Аэций об атомистах Никаких изображений Аэция не сохранилось Детерминизм (лат. determino, определяю) – учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей.
Необходимость и случайность Особенности атомизма Эпикура … Уносясь в пустоте, в направлении книзу отвесном, Собственным весом тела изначальные в некое время В месте неведомом нам начинают слегка отклоняться, Так что едва и назвать отклонением это возможно. Если ж, как капли дождя, они вниз продолжали бы падать, Не отклоняясь ничуть в пустоте необъятной, То никаких бы ни встреч, ни толчков у начал не рождалось, И ничего никогда породить не могла бы природа. Тит Лукреций Кар. «О природе вещей».
Необходимость и случайность Особенности атомизма Эпикура Если ж движения все непрерывную цепь образуют И возникают одно из другого в известном порядке, И коль не могут путём отклонения первоначала Вызвать движений иных, разрушающих рока законы, Чтобы причина не шла за причиною испоконь века, Как у созданий живых на земле не подвластная року, Как и откуда, скажи, появилась свободная воля? Тит Лукреций Кар. «О природе вещей».
Философские трудности атомизма Единичное и общее Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости. Как объяснить наличие общих свойств у вещей, состоящих из разных атомов и существующих независимо друг от друга? Но если для возникновения каждой вещи имеется своя причина, как объяснить возникновение схожих вещей?
Философские трудности атомизма Единичное и общее Так как существование общего в вещах несомненно, надо или признать это случайным совпадением или допустить начало, не сводимое к атомам (т.е. отказаться от принципа детерминизма), (т.е. отказаться от самого принципа атомизма).
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Философские трудности атомизма Единичное и общее
Философские трудности атомизма Вещь и мысль 2 х 2 = 4 10 х 10 = 100 Дважды два – четыре Two times two equals four 二次二是四 2 ∙ 2 = 4
Философские трудности атомизма Вещь и мысль Мышление оперирует с особыми объектами, которые называются знаками. Как материальный предмет, знак состоит из атомов, но содержащаяся в нём информация относится к другому предмету, который состоит из других атомов. Знак – это предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета и используемый для хранения, переработки и передачи информации.
Философские трудности атомизма Вещь и мысль ни атомы обозначающего предмета (знака), ни атомы обозначаемого предмета, (тогда она не была бы информацией о другом предмете), (тогда она не могла бы содержаться в знаке). Информация не может рассматриваться как состоящая из атомов, так как этими атомами не могут быть