Презентация - "Системы стихосложения"
- Презентации / Презентации по Русскому языку
- 0
- 13.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Системы стихосложения"
СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ. Происходит от греческого слова «слог», это система равносложного стиха , т.е. - одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура - внутристиховая пауза.Эта система существовала в России в 16-17 веке. Все стихи тогда назывались «вирши». Принцип равносложия был присущ поэзии тех народов, в языках которых ударение закреплено за определенными слогами в слове ( во французском - за последним, в польском - за предпоследнем, в чешском - за первым и т.д.). Но для языков, в которых, как в русском языке, ударения падали на различные по месту их нахождения слоги (так называемое беглое ударение), силлабическая система оказалась малопригодной: подлинной ритмической соизмеримости стихов она создать не могла.
Примеры. Срам честный лице девы вельми украшает,-13 Егда та ничесоже нелепо дерзает. -13 Знамя же срама того знается оттуду, -13 Аще очес не мещет сюду и онуду. -13 (Симеон Полоцкий) Пойду я, младенька, погуляю, 10 Я на свои новые на сени; 10 Посмотрю-ка я далече в чисто поле, 12 Хорошо ли в поле луги зеленеют. 12 Лазоревые цветы расцветают. 11 Зеленеются в чистом поле луги, 11 Лазоревые цветы расцветают. 11 (Песня А. М. Пестова, сб. «Демократическая поэзия 17 века», М.—Л., 1962)
ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы: Ве*сом та ча*ра полто*ра пуда*, Ме*рой-то ча*ра полто*ра ведра*. Литературный тонический стих сложился к ХХ веку.
Виды тонического стиха Дольник - стих, делящийся не на одинаковые стопы, а на схожие фрагменты, с одним ударением в каждом. НастоЯщую нЕжность не спУтаешь - - / - - / - - / - - Ни с чЕм, и онА тихА - / - - / - / Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь - - / - / - - / - - Мне плЕчи и грУдь в мехА - / - - / - / Как видим, интервалы между ударными слогами в дольнике = 1-2 слогам. Если же в колебании мы увидим 1-3 безударных слога между ударными, - перед нами другая форма – тактовик: СпокОйно трУбку докурИл до концА, - / - / - - - / - - / СпокОйно улЫбку стЕр с лицА… - / - - / - / - / Еще более «раскованный» вариант тонического стиха – акцентный стих: в нем между ударениями может стоять до 4 безударных слогов или встречаться нулевые интервалы! БородАтые чУйки с голОдными глазАми - - / - - / - - / - - - / - ХрИпло предлагАют «животрепЕщущих докторОв» / - - - / - - - - / - - - - / Самый раскованный стих тоники – верлибр (франц. «свободный стих»), где нет ни рифмы, ни размера, а ритм создается благодаря паузам и членению на строки. Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы напали на него все страны вселенной, Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда не бывало.
СИЛЛАБО-ТОНИ ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ НИЕ (от греч. слог и ударение) буквально слогоударное стихосложение, одно из названий системы русского классического стиха, введенной реформой Тредиаковского — Ломоносова. Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры.
Пример. Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Ибо все днесь мне её доброты Мыслить умом есть много охоты! В. Тредиаковский -/-/--/-/- ---/--/-/- ---/--/-/- -/-/-/--/-
Силлабо-тонический стих. Силлабо-тоника простая, -|-|-|- Мы все, наверно, пишем в ней -|-|-|-| От стихоплёта-шалопая -|-|-|- До очень грамотных людей. -|-|-|-|
Белый (тонический) стих Время, как вода, вспять, все календари - прочь. Утренней звездой снег в город прилетел наш: он прикрыл дворов голь, выбелил окно мне, чистою строкой лёг, с ветки сорвалсЯ вдруг. Тучей вороньё - в стих, колокол звенит, гол - я люблю напев зим, нотною строкой чтоб. Ты мне нарисуй снег - это наш билет в ночь. Улетим в метель мы, птицею в сугроб - ох.