Презентация - "Интерактивные формы работы с детьми и родителями"
- Презентации / Презентации по Педагогике
- 2
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Интерактивные формы работы с детьми и родителями"
Интерактивные формы работы с детьми и родителями Учитель обществознания, истории МОУ СОШ № 1 – Попп Н.В.
Словарь терминов и понятий Интерактивный – содержащий активное действие между чем-либо, кем-либо. Форма – способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением; совокупность приемов и средств произведения (действия и т.д.). Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие) –обозначающий характеристику взаимодействия людей, непосредственной организацией их совместной деятельности.
Наиболее часто используемые интерактивные формы работы Ролевые игры Это тренинговые занятия, в ходе которых имитируются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реального процесса жизнедеятельности людей как носителей определенных социальных функций. Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Условия – те же правила, но временные, вырабатываемые лишь для данной конкретной игровой ситуации. –Независимо от вида игр, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований: - правила должны быть просты; - игра должна охватывать всех (не должно быть таких ситуация, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей); - игра должна быть интересна для всех; - игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников (доступность игры – это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека); - задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех; равенства требует и способ привлечения к выполнению задания. Ролевые игры предполагают определенное поведение в предлагаемых условиях.
Наиболее часто используемые интерактивные формы работы Ролевая игра «Суд над …» Ролевая игра «Суд над …» - это вид имитационной игры. Она проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни общества (проституция, наркомания, хулиганство и т.д.), человеческими пороками (жадность, лень, лживость и т.п.), безнравственными поступками (предательство, воровство).
Ролевая игра требует достаточно длительной и серьезной подготовительной работы, которая состоит в следующем: - выбор инициативой группы, которая выполняет всю организационную работу; - выбор проблемы-негатива (явления, качества), которое предстанет в качестве «обвиняемого»; - формулировка темы предстоящего «судебного разбирательства»; - распределение ролей для проведения процедуры «судебного заседания»: кто ведет судебный процесс, кто письменно фиксирует аргументы, кто «обвиняемый», «прокурор», «адвокат», «свидетели обвинения и защиты», «присяжные заседатели»; - подготовка ролей, поиск необходимой информации в периодической печати и литературе, отбор ярких и убедительных фактов для выступления с учетом специфики выполняемой роли. Сам ход ролевой игры имитирует ход судебного заседания (сценарий см. в книге «Азбука форм воспитательной работы»). После окончания ролевой игры целесообразно провести коллективный ее анализ по вопросам: Что получилось в игре? Почему? Что не получилось? Почему? Согласуется ли Ваше мнение с решением суда? и др. Примерные сценарии ролевых игр других сюжетов можно найти в книге «50 сценариев классных часов». М., 2002 (Байкова Л.А. Технология подготовки и проведения ролевой игры).
Деловые игры Это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений. Проведение деловой игры представляет собой развертывание игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В ходе игры участники анализируют заданные условия и принимают оптимальные решения, выбирают наиболее целесообразный процесс, решают проблемы и т.п. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают: учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные деловые игры.
Драматизация Это инсценирование, разыгрывание по ролям содержания познавательного материала (как на уроках, так и вне их). Требования к драматизации: ролями могут наделяться живые персонажи и любые неживые предметы и феномены из любой области знания, Сценарий драматизации существует, но не является жестким, а служит лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация.
Дискуссия Способ организации совместной коллективной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи и нахождение правильного ответа. Дискуссию можно рассматривать и как метод, позволяющий с помощью логических доводов, воздействовать на мнение, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения. Требования к дискуссии: тема дискуссии объявляется заранее. Участникам необходимо изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказывать свою точку зрения. Дискуссия формирует умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему.
Ток – шоу В переводе с английского языка шоу – смотреть - зрелище (яркое эстрадное представление; нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект), ток – говорить, разговаривать, значит ток-шоу – разговорное представление, разговорное зрелище. По своей сути ток-шоу – это дискуссия с возможно большим числом участников. Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение – включить участников в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самим собой, когда необходимо соотнести свои ценностные установки с суждениями сверстников, других участников, с общепринятыми нравственными требованиями.
Процесс подготовки к ток-шоу включает решение следующих организационных задач: - выявление актуальной нравственной проблемы, Краткая, лаконичная формулировка темы для обсуждения; - выбор ведущего ток-шоу (можно из числа учащихся, родителей или педагогов), который будет направлять ход обсуждения; - определение способа ведения дискуссии: * рассказ человека в маске, «история маски»; * демонстрация фрагмента кино- или видеофильма; * прочтение содержания ситуации из книги, журнальной или газетной статьи; * инсценировка ситуации и т.д.; - выработка правил ведения дискуссии: * порядок и последовательность выступлений определяет ведущий; * любое мнение должно быть аргументировано фактами, примерами (из жизни, литературы, кинофильмов); * каждый имеет право на свое особое мнение;
Процесс подготовки к ток-шоу включает решение следующих организационных задач: * обсуждаются точки зрения, а не личности и т.д.; - оформление помещения, где будет проводиться мероприятие - разработка сценария ток-шоу; - возможна формулировка вопросов для анкетирования, позволяющего предварительно выявить позиции участников по обсуждаемой проблеме; - возможно разделение участников предстоящего обсуждения на две группы (на основе результатов проведенного анкетирования), определение в каждой из них основного оппонента. Если опрос проводился анонимно, то осуществляется выбор серии острых ситуаций (из жизни, литературы и т.д.), которые будут представлены в ходе проведения ток-шоу в виде инсценировок; - составление или подбор 3-4 проблемных вопросов для обсуждения непосредственно на самом ток-шоу, с которыми участники предстоящего мероприятия могут быть ознакомлены заранее (выпуск спецплаката, объявления, устная информация и т.о.); - возможен подбор литературы для самостоятельного прочтения участниками ток-шоу.
При любом варианте проведения ток-шоу следует включать в него следующие структурные компоненты: - вступительное слово ведущего (ведущих), раскрывающего актуальность рассматриваемый проблемы, значимость ее решения; - ознакомление присутствующих с выработанными правилами участия в обсуждении - предложение аудитории основных дискуссионных вопросов; - представление разных точек зрения; - обращение к аудитории с уточняющими, конкретизирующими вопросами с целью внесения ясности в позиции оппонентов; - анализ целей, мотивов поведения «героев» ситуации, выдвижение различных вариантов выхода из конфликта, способов решения проблемы, поиск оптимального нравственного обоснованного решения.
Условия результативности ток-шоу: - наличие у участников реальной потребности в решении конкретной нравственной проблемы. Задача педагога в том, чтобы ее актуализировать, сформулировать и предложить участникам для обсуждения; - создание доверительной, благожелательной атмосферы в процессе обсуждения; - сотрудничество педагога и участников (детей, родителей) при планировании, подготовке, проведении ток-шоу и анализе его результатов; - соответствие рассматриваемой нравственной проблемы уровню актуального развития детей (родителей), их жизненному опыту.
Театр-экспромт Театр-экспромт называется так потому, что в нем на глазах у зрителей может разыграться спектакль неожиданного содержания, с элементами импровизированной игры. Никто из участников до самого представления не знает, кто будет исполнять какие роли, Узнают об этом только на самом мероприятии. Театр-экспромт снимает страх и психологическую скованность воспитанников (их родителей), способствует улучшению психологического климата в коллективе(детском, семейном и др.).
Театр-экспромт Во время подготовки инициативная группа составляет сюжет театрального представления и карточки с обозначением на них всех ролей предстоящего спектакля. При проведении мероприятия карточки раздаются (или распределяются по жребию) присутствующим. Актеры, получившие роль, поочередно приглашаются за кулисы. Сюжет, предложенный для театрального экспромта, должен содержать в себе множество действий и взаимодействий персонажей и зрителей. Могут разыгрываться сказки, детективные истории, легенды, притчи, отрывки фантастических историй, бытовые сюжеты. Составленный заранее текст произносится «за кадром». Слыша текст, актеры выходят на сцену и играют роль. Эта форма может использоваться как элемент мероприятия или иметь самостоятельное значение.
Агитбригада Это самодеятельное клубное объединение, выполняющее специфические функции. ЕЕ назначение – откликаться в агитационной и художественно-агитационной форме на события внутренней, местной и международной жизни. Художественные средства агитбригады – юмор, сатира- весьма остры и требуют от всех участников агитбригады самого осторожного бережного отношения к фактам и характеру их подачи. Выступления агитбригады отличаются динамичностью, оперативностью, мобильностью.
Агитбригада В основе выступления – документальный сценарий. Документ и факт – активные и убедительные средства агитбригады. Требования к агитбригаде: - определить цель предстоящих выступлений; - выбрать темы, актуальные для данного коллектива; - тщательно продумать и осуществить монтаж; - определить драматургический ход, развивающий действие; - программа агитбригады носит характер обозрения, поэтому в ней может быть ряд эпизодов и соответственно ряд конфликтов; - каждый эпизод обязательно должен быть законченным; - нарастание действия выражается в том, что более острые и значительные факты размещены ближе к концу выступления; - необходима лаконичность языка сценария (в небольшой интермедии, куплете, пантомиме надо сказать о многом, и так, чтобы не потерять образное начало);
Агитбригада - самое сложное – решение образа положительного героя, это в сценарии – наиболее уязвимое звено; - программа агитбригады должна иметь точны адрес. Насмешка ради развлечения – недостаток программы, сатира теряет свою остроту и социальную значимость; для передачи сатирического материала используются такие жанры, как интермедии, монологи, сценки, куплеты, частушки, танцы, а также разновидности комического: шутки, комический намек, насмешка, острота; - исполнители в агитбригаде должны быть «многоликими» - темпераментными, задорными, владеющими широким арсеналом сценических приемов, умеющими петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающими отличной дикцией, По количеству – от 10 до 15 человек; - возможно использование музыки, которая несет различную смысловую нагрузку, а также технических средств – кино и видеопроекции, слайдов, световых эффектов и т.д.; - декорации агитбригады должны быть предельно лаконичными и мобильными; - важна и предварительная реклама-оповещение о выступлении агитбригады. «Три кита» агитбригады: накопление фактов (напитка); взрыв творческой интуиции (замысел); реализация замысла.
Коллективно-творческое дело способ организации яркой жизни, наполненной трудом и игрой, проявлениями творчества и радостью, и в то же время это главное воспитательное средство. Инструмент методики. Основные его этапы, формы и способы осуществления:
Подготовка КТД 1.Выбираем какое-либо коллективное творческое дело 2.заслушиваем и обсуждаем все предложенные варианты, чтобы отобрать из них лучший. Выбирается Совет дела 3.Совет дела работает над отобранным вариантом с учетом местных условий, осуществляя руководство над его выполнением.
Практикум «Конструирование КТД». 1 шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг 5 шаг 6 шаг 7 шаг Слова: Предмет. Событие. Учреждение Ассоциации: 1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2, 3 Фраза. Проверка. Ответы на вопросы: Что? Для кого? Когда? Где? Как? Про верка. Микро группа. 8 шаг 9 шаг 10 шаг 11 шаг 12 шаг 13 шаг Доработка «Ходо ки». Дора ботка. «Ходоки». Презентация. Голосование: организатор участник.
ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ НАД СЦЕНАРИЕМ: ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СЦЕНАРИЯ ИДЕЯ - ТЕМА - ЖАНР (РАДИ ЧЕГО?) , ( О ЧЕМ?), (Каким образом?) Все начинается с Экспозиции , которая служит вводом в действие, является своеобразным коротким рассказом о событиях, Экспозиция в сценарии обычно плавно перерастает в завязку. Завязка – это событие, с которого начинается основной конфликт. Очень важно элементом сценарной композиции является кульминация – это высшая точка развивающегося действия, И, наконец, - развязка, т.е. способ разрешения конфликта,
ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН (РЕЖИССЕРСКИЙ) СОСТОИТ ИЗ 2-Х ЧАСТЕЙ: 1-я часть – содержит разработку структуры и содержания узловых блоков действий, игровых площадок, последовательность эпизодов, света, звукоаппаратуры. 2-я часть – представляет собой МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ , состоящий из последовательной записи всех составных элементов вечера с указанием их начала и завершения.
ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН эпизод участники Место провед. реквизит Художественое оформление Звуковое оформление Ответствен. блок 1 Участники 3-4 классы Место провед. Ак.зал Реквизит Ключ,книга,шары Рисунки, шары, Флажки. Песни Шаинского Ответствен.Иванова, Смирнова блок2 участники 7-8 кл. Место провед. Спорт.зстадион шары, Флажки. Звуковоеоформление Песни из кин-мов Ответствен. Петрова Г.Ф. блок3 Участники 10-11кл. Место провед. стадион Реквизит шары шары, Звуковоеоформление Современная музыка Ответствен. Климова Н.Г.
2- часть плана – отражает общие моменты: - оформление помещений; -музыкальное сопровождение; -определение дежурных; -работа буфета, бара; - разработка пригласительных билетов; - афиша; -обеспечение танцев (магнитофон,записи, оркестр,дискотека); - распределение обязанностей; - закрепление участков работы.
МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ: 10.00 – Встреча гостей. 10.20 – Музыкальная трансляция. 10.30 - Выход ведущих. 10.35 – предоставление слова -----------