Презентация - "Философия образования: основные этапы развития"
- Презентации / Презентации по Педагогике
- 0
- 13.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Философия образования: основные этапы развития"
Философия образования - широкая научная область, получившая развитие за рубежом, главным образом в США, Великобритании и Канаде. Дата организационного оформления филосо фии образования - 1941 год, когда было образовано Американское общество философии образо вания. В 1965 году такое же общество появилось в Великобритании, а в августе 1990 г. на международной конференции по демократизации образования была организована ассоциация под названием "Междуна родная сеть философов образования". .
Термин «философия образования» характеризуется смысловой многозначностью, определяемой аспектами исследования, задачами анализа и статусом данной проблемной области, что позволяет выделять а) философию образования как научную педагогику или теорию образования (научно-педагогический аспект); б) философию образования как методологию педагогической науки (методолого-педагогический аспект); в) философию образования как осмысление процесса образования и его соответствия родовой сущности человека (рефлексивно-философский аспект); г) философию образования как инструмент анализа педагогической действительности (инструментально-педагогический аспект).
первом этапе (40-50-е гг.) философия образования сводилась к идеологическому освящению существовавшей в советской школе практики общего и профессионального обучения и воспитания. На втором —рационализаторском — этапе рубежа 50-60-х гг. стали вестись педагогические поиски по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в направлении повышения его эффективности посредством рационализации обучения. На третьем — кибернетическом — этапе в 1960-е годы философия образования столкнулась с необходимостью введения в практику таких в целом технократических форм, как алгоритмизация и программирование обучения, его оптимизация и управление.
На четвертом — проблемном — этапе в 1970-е годы философия образования стала обосновывать такой, выходящий за сугубо технократические рамки, подход,.как проблемное обучение, стимулировавший познавательную активность учащихся. Критическая рефлексия проблемного обучения велась с позиций личностно-деятельностного подхода в психологии и системно-деятельностного в философии. На пятом этапе в 1980-е годы философия образования активно разрабатывала диалогическую, а также культурологическую парадигмы. На шестом — экологическом — этапе на рубеже 1980-90-х годов философия образования рассматривает свою проблематику в контексте взаимодействия различных развивающих сред: от семейной через школьную и вузовскую до социально-психологической, профессионально-деятельностной и информационно-социогенной.
На первом этапе на рубеже 1940-50-х годов, хотя проблематика философии образования еще не выделилась в самостоятельную область, все же отдельные элементы ее содержались внутри теоретических работ по философии, психологии, педагогике. На втором этапе на рубеже 1950-60-х годов начинают осознанно ставиться задачи философско-образовательного содержания. На третьем этапе на рубеже 1960-70-х годов разрабатываются образовательные программы, имеющие философское обоснование и улавливающие различные аспекты философско-образовательной проблематики.
На четвертом этапе на рубеже 1980-90-х годов осознанно формулируется философско-образовательная проблематика, происходит рефлексия и смена парадигм в ее разработке, обсуждаются типы методологической работы как концептуальные схемы проектирования образовательной практики. На пятом — современном — этапе в 1990-е годы и далее философия образования конституируется в особую область знания, ведется систематическое изучение ее методологических, теоретических и социальных оснований. На шестом этапе она сосредоточилась на проблемах взаимодействия социокультурного и социотехнического аспектов в рамках 'гуманистической педагогики, рефлексивной психологии и понимающей социологии.
Основными мировыми тенденциями развития философии образования являются следующие: смена социокультурных парадигм образования, связанных с кризисом классической модели и системы образования, разработка педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке; создание экспериментальных и альтернативных школ; демократизация образования, создание системы непрерывного образования; гуманизация, гуманитаризация и компьютеризация образования; свободный выбор программ обучения и образования; создание на основе самостоятельности школ и вузов школьного сообщества.
Тенденции развития современного образования и определяют основные задачи философии образования: 1). Осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы; 2). Осмысление путей и способов разрешения данного кризиса. 3). Философия образования обсуждает предельные основания образования и педагогики: место и смысл образования в культуре, понимание человека и идеала образованности, смысл и особенности педагогической деятельности.
Контрольные вопросы 1. Что такое философия? Чем она отличается от науки? 2. Назовите основные тенденции развития современного образования. 3. Что такое философия образования? 4. Каковы основные задачи философии образования? 5. Раскройте значение понятия “философская антропология”. 6. Что означает антропологический подход к образовательной деятельности?
7. Чем обусловлен антропологический ренессанс в современной культуре? 8. Назовите основные принципы антропологического подхода. Раскройте смысл наиболее значимых из них. 9. Раскройте значение понятия “образование”. 10. Раскройте значение понятия “социокультурный тип образования”. Чем определяется социокультурный тип образования того или иного общества? 11. Раскройте понятие “идеал образованности”. Приведите примеры, раскрывающие связь идеала образованности с социальными потребностями. 12. Каковы, на ваш взгляд, основные черты современного идеала образованности?
13. Раскройте содержание понятия “образовательная парадигма”. 14. Как вы понимаете тезис о смене основной образовательной парадигмы в современную эпоху? Чем обусловлена эта смена? 15. Каковы особенности античного типа образования? 16. Каковы особенности схоластического типа образования? 17. Каковы цели, содержание и методы классического типа образования? 18. Каковы цели образования на современном этапе? Чем они определяются? 19. Назовите основные требования к философской культуре педагога. Поясните наиболее значимые из них. 20. Какова, на ваш взгляд, практическая значимость философского знания для педагога-практика?
Тест по содержанию курса 1. Предмет философии – это А) окружающий мир, Б) природа, В) отношение человека к миру. 2. Определение философии как науки о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления характерно для А) К.Маркса, Б) Н,А,Бердяева, В) Ф.Ницше. 3. Философию как искусство познания определял А) К.Маркс, Б) Н,А,Бердяев, В) Ф.Ницше.
. Рефлексией культуры, выраженной в теоретической форме, называют А) философию, Б) искусство, В) науку. 5. Основная задача философии образования – это А) разработка технологий образовательной деятельности, Б) измерение результатов образовательной деятельности, В) осмысление тенденций развития образования. 6. Какая из названных тенденций является нетипичной для современного образования А) кризис классического типа образования, Б) идейно-мировоззренческий и ценностный вакуум, В) возврат к отечественным традициям в сфере образования.
7. Социокультурный тип образования – это А) исторический тип образования, Б) тип конкретного образовательного учреждения, В) характеристика, отражающая направленность образовательного учреждения. 8. Современный идеал образованности – это А) жизнеспособная личность, Б) человек универсальный, В) знающий профессионал. 9. Сциентистская модель образования сформировалась в эпоху А) античности, Б) Просвещения, В) Средневековья.
10. Сциентистская модель образования ориентирована на А) науку, Б) искусство, В) религию. 11. С позиций классического типа образования, качество образования – это А) уровень усвоения знаний, умений и навыков, Б) культура личности, В) личностное развитие. 12. С позиций антропологического подхода, главная цель и ценность образовательной деятельности – это А) общество, Б) человек, В) личность.
13. Утверждение “Смысл жизни человека – в служении обществу” характерно для А) социоцентризма, Б) теоцентризма, В) антропоцентризма. 14. Утверждение “Человек – вот мера всех вещей” характерно для А) социоцентризма, Б) теоцентризма, В) антропоцентризма.
15. Какой из принципов не характерен для антропологического подхода А) принцип целостности, Б) принцип свободы, В) принцип детерминизма, Г) принцип многообразия. 16. Понятие “парадигма” ввел в философию науки А) Т.Кун, Б) К.Маркс, В) К.Поппер.
17. Главный признак информационного общества – это А) компьютеризация, Б) доступность информации для каждого члена общества, В) роботизация и автоматизация всех сфер производства. 18. Схоластический тип образования был характерен для А) античности, Б) Средневековья, В) Нового времени.
Литература I. 1. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Флинта, 1999. 2. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Изд.корпорация “Логос”, 2000. 3. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. – М.: Урао, 1999. 4. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства.//Вопросы философии, 1996, № 10, с.46-57. 5. Кумбс Ф.Г. Кризис образования. - М., 1970.
6. Смирнова Н.В. Философия и образование: проблемы философской культуры педагога. - М., 1997. 7. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М., 1992. 8. Философия, культура и образование (материалы “круглого стола”) // Вопросы философии, 1999, №3, с.3-54. 9. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы “круглого стола”).- Вопросы философии, 1995, №11.
II. 1. Вялых В.А., Стрелец Ю.Ш. Антропологические исследования как фундамент смыслоориентированного образования. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998. 2. Григорян В.Т. Философская антропология. - М., 1992. 3. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. - М., 1997. 4. Панарин А.С. Философия политики. - М.: Новая школа, 1996. 5. Проблема человека в западной философии.- М., 1988. 6. Рачков П.А. Человек в зеркале философии. // Вестник МГУ. Философия. 1998, №3.
III. 1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. 2. Дюркгейм Э. Социология образования. – М.: ИНТОР, 1996. 3. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977. 4. Смирнова Н.В. Социокультурная динамика образовательного процесса. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. 5. Смирнова Н.В. Трансформация российской социальности: Образование для жизнеспособных поколений. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. 6. Смирнова Н.В. Образовательный процесс как форма воспроизводства социальности. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. 7. Смирнова Н.В. Философия и образование: проблемы философской культуры педагога. - М., 1997.
IV. 1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. – М.: Урао, 1999. 2. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Флинта, 1999. 3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Изд.корпорация “Логос”, 2000. 4. Смирнова Н.В. Социокультурная динамика образовательного процесса. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. 5. Смирнова Н.В. Трансформация российской социальности: Образование для жизнеспособных поколений. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. 6. Смирнова Н.В. Образовательный процесс как форма воспроизводства социальности. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. 7. Смирнова Н.В. Философия и образование: проблемы философской культуры педагога. - М., 1997.