Презентация - "Современные педагогические технологии в учебно - воспитательном процессе по иностранному языку"
- Презентации / Презентации по Педагогике
- 0
- 13.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Современные педагогические технологии в учебно - воспитательном процессе по иностранному языку"
Образовательная деятельность = наука + искусство Стандарты Интуиция. Опыт Нормы. Правила. Здравый смысл Законы, закономерности. Озарение Наука Искусство
ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ - ИДЕЯ полной УПРАВЛЯЕМОСТИ учебно-воспитательным процессом, его ПРОЕКТИРОВАНИЕ и возможность АНАЛИЗА путем поэтапного воспроизведения.
В.П. Беспалько: «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством». Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией все заканчивается.
Технология (от греч. techne -искусство, мастерство и logos -учение) - способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. ЦЕЛЬ - получение конкретной продукции.
С.А. Смирнов: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Понятие «технология» как синоним понятий «методика» или «форма» организации обучения; как синоним конкретной педагогической системы; как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Определения ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ: М.В. Кларин: «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей»; В.М. Монахов: «упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата»; Е.Д. Николаева: «наука о способах воздействия преподавателя на студента в процессе обучения».
С. Сполдинг: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ включает: целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом, установление целей заново, как только становится известной новая информация об эффективности системы».
П.И. Пидкасистый: Технология выполняет роль «педагогического инструментария в управлении учебной деятельностью». Педагогическая технология - проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике, т.е. мысленный аналог реальности.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА: постановка диагностических целей обучения, возможность воспроизведения обучающего цикла, обратная связь, объективный контроль знаний .
ТЕХНОЛОГИЯ наукосообразная образовательная деятельность устойчивость результатов ; предельная формализация; интерсубъективность – относительная независимость от субъекта; набор необходимых и достаточных условий, при которых этот образовательный процесс может состояться; технология обучения пользователей.
ПРИЗНАКИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Детальное описание образовательных целей Поэтапное проектирование и описание способов достижения заданных целей - результатов Системное применение психолого-педагогических и технических средств представления. восприятия и переработки учебной и социокультурной информации Системное использование обратной связи для корректировки и оценки эффективности образовательного процесса Оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий Воспроизводимость процесса вне зависимости от уровня мастерства педагога
ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: авторитарные технологии; дидакто-центрические технологии; личностно-ориентированные технологии: гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания.
Традиционные образовательные технологии – технологии, ориентированные прежде всего на сообщение знаний и описание способов действий, передаваемых обучающимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения. Предполагается, что педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. К ним могут быть отнесены лекции, семинары, лабораторные работы репродуктивного типа и т.п. 1 1 1 1
Информационные образовательные технологии – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих работу с информацией и включающих в себя обработку, хранение, передачу и отображение информации и неразрывно связанных с применением вычислительной техники, коммуникативных сетей пр. В настоящее время под этим термином в основном понимается как самостоятельное использование компьютерной техники, так и насыщение ею учебного процесса. 1 1
Инновационные образовательные технологии – технологии, ориентирующие педагога на создание таких форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную познавательную активность обучающегося (не может не делаться) и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач. К ним преимущественно относятся технологии активного деятельностного типа (игровые процедуры, дискуссии, выездные занятия, стажировки с исполнением должности, анализ конкретных ситуаций, нетрадиционные лекции, тренинги и т.п.) 1
Базируясь на принципах необходимого и достаточного разнообразия и преемственности начальной нормой соотношения ОТ определили в 33% каждую (традиционные, инновационные, информационные). Данная норма фиксирует: - наличие типов ОТ как отражение теоретических и практических достижений в стране и мире; - необходимость реализовывать принцип разнообразия в учебной и педагогической деятельности; - требования общества и потребности личности
Соотношение типов образовательных технологий в зависимости от уровней образования Уровни образовательной системы Школа СПО ВУЗ Типы образовательных технологий началь-ная непол-ная средняя средняя техни-ческое гумани-тарное техни-ческое гумани-тарное 1 2 3 4 5 6 7 8 Традиционное 45 32 20 20 20 15 18 Инновационное 45 42 40 45 50 43 50 Информационное 10 26 40 35 30 42 32
Сравнительные характеристики двух типов педагогических парадигм № С - С ПАРАДИГМА С- О ПАРАДИГМА 1 Готовность педагога изменить свою позицию Преподнесение педагогом готовых истин 2 Стимулирование обратной связи Работа без обратной связи 3 Ориентация педагога на понимание Ориентация педагога на сообщение, передачу информации 4 Учет индивидуальных особенностей обучающихся Ориентация на среднего студента 5 Преобладание самооценки и оценки со стороны группы Оценочные действия закреплены за педагогом Компетентностная П. Традиционная П.
Общие правила проектирования образовательного процесса Конкретные этапы действий преподавателя по проектированию занятия:
ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ «целью является введение мастером своих учеников в процесс познания, в поиск знания, а не передача информации от владеющего ею к незнающему». «в отличие от традиционного урока знания в мастерских не даются, а выстраиваются».
педагогическая ИГРА как технология: четко поставленная ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ и соответствующий ей ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
ПРИЗНАКИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ: связь с определенной учебной целью; возможность повторить, в любое время прервать или начать заново; открытость, т.е. конец игры не определен точно; следование эксплицитным правилам, которые могут быть изменены игроками; удовлетворение от участия, отсутствие «последствий» для играющих.
«ИГРЫ С ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ» ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, направленные на систематизацию языкового (грамматического, лексического) материала. (для занятий на начальном этапе, а также для тренировки отдельных структур на продвинутом этапе).
«ИГРЫ НА ЯЗЫКЕ» применяются для закрепления умений аудирования, чтения, говорения и письма; имеют определенную открытость (учащиеся имеют возможность самостоятельно влиять на ход игры); имеют коммуникативные признаки.
РОЛЕВАЯ ИГРА - промежуточный этап между управляемым и свободным применением языка; вид учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.
ТИПОЛОГИЯ РОЛЕВЫХ ИГР: контролируемая ролевая игра; умеренно контролируемая ролевая игра; свободная ролевая игра.
МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР: отбор диагностично поставленных целей; исследование проблемы; изучение отражаемой в игре действительности; мотивация на игру; отбор исходного содержания и его трансформация в игровую деятельность; проектирование системы игровых заданий; организация предварительной работы; разъяснение игры, ее правил, системы очков; проведение игры; оценка игровой деятельности; сравнение игровых стратегий с действительностью.