Презентация - "Презентация к уроку информатики "Алгоритмы с ветвлением""

- Презентации / Другие презентации
- 0
- 27.01.25
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация к уроку информатики "Алгоритмы с ветвлением""
Вся наша жизнь – это алгоритм сложной структуры.
Надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!
На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному, направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти»
Цель урока:
- закрепление и совершенствование изученных способов записи разветвляющихся алгоритмов в различных формах, с применением вложенных условий
Человек живет по расписанию.
Можно сказать, расписание – это алгоритм для человека, его программный код, подлежащий выполнению
Алгоритм — это последовательность
действий для исполнителя, записанная на формальном языке и приводящая к
заданной цели за конечное время.
Что такое алгоритм?
Что такое ветвление?
Ветвление – это такая структура, в которой осуществляется выбор одного из двух вариантов дальнейших действий в зависимости от некоторых условий.
Попробуйте сформулировать известную
русскую пословицу по ее блок-схеме
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Попробуйте сформулировать известную
русскую пословицу по ее блок-схеме
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Пример 1.
Рассмотрим конкретный пример.
Допустим, в зависимости от возраста пользователя, ему рекомендуется определенный видеоконтент.
При этом выделяют группы:
от 3 до 6 лет,
от 6 до 12,
от 12 до 16,
16+.
Итого 4 диапазона. Как бы мы стали реализовывать задачу, имея в наборе инструментов только конструкцию if-else?
Самый простой ответ – последовательно проверять вхождение введенного числа-возраста в определенный диапазон с помощью следующих друг за другом условных операторов:
Решение на языке Python:
old = int(input()
print('Рекомендовано:')
if 3 <= old < 6:
print('"Заяц в лабиринте"')
if 6 <= old < 12:
print('"Марсианин"')
if 12 <= old < 16:
print('"Загадочный остров"')
if 16 <= old:
print('"Поток сознания"')
Решить проблему избыточности проверок можно, вкладывая условные операторы друг в друга
Решение на языке Python:
old = int(input()
print('Рекомендовано:')
if 3 <= old < 6:
print('"Заяц в лабиринте"')
else:
if 6 <= old < 12:
print('"Марсианин"')
else:
if 12 <= old < 16:
print('"Загадочный остров"')
else:
if 16 <= old:
print('"Поток сознания"')
Теперь зададимся следующим вопросом:
Можно ли как-то оптимизировать код
множественного ветвления и не строить
лестницу из вложенных друг в друга
условных операторов?
Выбор из нескольких альтернатив – это обычное дело, здесь имеет смысл избегать глубокого вложения.
Для этого в Python есть каскадный условный оператор.
Каскадный условный оператор
Если требуется проверить несколько условий, в языке Python используется каскадный условный оператор.
Синтаксис каскадного условного оператора имеет следующий вид:
if условие1:
блок кода
elif условие2:
блок кода
...
else:
блок кода
При исполнении такого условного оператора сначала проверяется условие 1. Если оно явля
old = int(input()
print('Рекомендовано:')
if 3 <= old < 6:
print('"Заяц в лабиринте"')
elif 6 <= old < 12:
print('"Марсианин"')
elif 12 <= old < 16:
print('"Загадочный остров"')
else:
print('"Поток сознания"')
Каскадный условный оператор
Множественное ветвление:
if-elif-else
это такая структура, в которой осуществляется выбор одного из нескольких вариантов дальнейших действий в зависимости от условий.
Ада Лавлейс
Английский математик. Известна прежде всего созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу. Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка», считается первым программистом в истории.
Первый в мире программист - женщина?
В 40-х годах прошлого столетия функционировало сразу несколько компьютеров, которые можно назвать первыми. Однако еще в 1822 году изобретатель Чарльз Бэббидж выпустил счетную машину, которую можно назвать первым компьютером.
Когда был изобретен самый первый компьютер?
Python был разработан в конце 1989г. Гвидо ван Россумом.
Название языка произошло вовсе не от названия семейства пресмыкающихся. Автор назвал язык в честь популярного британского комедийного телешоу 1970-х «Летающий цирк Монти Пайтона».
Язык программирования Python был назван в честь змеи?
Практическое задание.
«Самописный калькулятор»
Напишите программу, которая считывает с клавиатуры два целых числа и знак математической операции. Если этот знак является обозначением одной из четырёх математических операций (+, -, *, /), то выведите результат применения этой операции к введённым ранее числам, в противном случае выведите «Неверная операция». Если пользователь захочет поделить на ноль, выведите текст «На ноль делить нельзя!».
Формат входных данных
На вход программе подаются два целых числа, каждое на отдельной строке, и знак.
Формат выходных данных
Программа должна вывести результат применения операции к введенным числам или соответствующий текст, если операция неверная либо если происходит деление на ноль.
Задание 2.
Пересечение отрезков
На числовой прямой даны два отрезка: [a1; b1] и [a2; b2].
Напишите программу, которая находит их пересечение.
Пересечением двух отрезков может быть:
отрезок;
точка;
пустое множество.
Формат входных данных
На вход программе подаются 4 целых числа , каждое на отдельной строке. Гарантируется, что a1<b1 и a2<b2.
Формат выходных данных
Программа должна вывести на экран границы отрезка, являющегося пересечением, либо общую точку, либо текст «пустое множество».
Задание 3.
YES or NO вот в чем вопрос
Напишите программу, которая принимает на вход число и в зависимости от условий выводит текст «YES», либо «NO».
Условия:
если число нечётное, то вывести «YES»;
если число чётное в диапазоне от 2 до 5 (включительно), то вывести «NO»;
если число чётное в диапазоне от 6 до 20 (включительно), то вывести «YES»;
если число чётное и больше 20, то вывести «NO».
Формат входных данных
На вход программе подаётся натуральное число.
Формат выходных данных
Программа должна вывести текст в соответствии с условием задачи.
Итоги урока:
Оцените, достигли ли вы поставленной в начале урока цели и на сколько?
Оцените свою работу на протяжении всего урока по трёхбалльной системе.
зеленый – отлично,
желтый – удовлетворительно,
красный - плохо.
Домашнее задание:
Задача.(Элжур)
Цветовой микшер 🌶️
Красный, синий и желтый называются основными цветами, потому что их нельзя получить путем смешения других цветов. При смешивании двух основных цветов получается вторичный цвет:
если смешать красный и синий, то получится фиолетовый;
если смешать красный и желтый, то получится оранжевый;
если смешать синий и желтый, то получится зеленый.
Напишите программу, которая считывает названия двух основных цветов для смешивания. Если пользователь вводит что-нибудь помимо названий «красный», «синий» или «желтый», то программа должна вывести сообщение об ошибке. В противном случае программа должна вывести название вторичного цвета, который получится в результате.
Формат входных данных
На вход программе подаются две строки, каждая на отдельной строке.
Формат выходных данных
Программа должна вывести полученный цвет смешения либо сообщение «ошибка цвета», если введён был не цвет.
Примечание. Если смешать красный и красный, то получится красный и т.д.