Презентация - "Презентация "Н.А. Некрасов "Коробейники""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 16.12.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "Н.А. Некрасов "Коробейники""
Коробейниками или офенями называли бродячих мелких торговцев, продававших по деревням мелкую галантерею, книги, бумагу, шелка, лубочные картинки и всякие мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту.
Поэма «Коробейники» была написана в 1861 г. и напечатана в журнале «Современник» № 10. В 1862 г. Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: за свой счет он напечатал поэму в серии «Красные книжки» и распространял ее в народе через коробейников — торговцев мелким товаром по 3 копейки.
История ее создания довольно необычна. Некрасов был заядлым охотником. Однажды он остановился в гостинице «Лондон» (Кострома)
(сейчас здание суда) и увидел из окна мужчину с целой связкой дичи.
Удачливым охотником оказался житель костромской деревни Шода Гаврила Яковлевич Захаров. С тех пор они стали близкими друзьями и часто вместе ходили на охоту. Гаврила Захаров рассказал ему историю о коробейниках.
Гаврила Яковлевич рассказал ему историю об убийстве двух коробейников, которое произошло в лесу. Этот рассказ с незначительными изменениями лег в основу поэмы. Это была первая поэма, написанная не только о народе, но и для народа.
Посвящение «Коробейников» товарищу Некрасова по охоте — «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу, крестьянину деревни Шоды Костромской губернии» свидетельствовало о сознательном стремлении поэта «угодить» самому массовому читателю — простому крестьянину: «Буду рад, коли понравится, Не понравится — смолчу».
«Коробейники» — о крестьянах и для них; Некрасов мечтал о времени, когда народ будет грамотным и стане читать хорошие книги:
Эх! Эх! Придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..),
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Но содержание произведения не ограничивается трагической судьбой коробейников Это эпическая поэма, охватывающая многие стороны народной русской жизни.
Царь дурит — народу горюшко!
Точит русскую казну,
Красит кровью Черно морюшко,
Корабли валит ко дну.
Как видим, в поэме отразились и события русско-турецкой войны. В «Коробейниках» слышится подлинно народное отношение к этому кровавому событию:
Перевод свинцу да олову,
Да удалым молодцам.
Весь народ повесил голову,
Стон стоит по деревням.
Русско-турецкая война
Русско-турецкая война
«Коробейники» - народная поэма, она написана для народа и о народе, его глазами видит Русь читатель. Это эпическая поэма-путешествие.
Поэма «Коробейники» реалистическая. Революционеры-демократы восприняли её как агитационную поэму, которая поможет сближению с народом.
Бродят по сельским просторам деревенские торгаши — старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного пореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор.
Тема поэмы – преступление в народной среде.
Основная мысль соответствует взглядам революционных демократов, которые считали, что характер и поступки человека зависят от его социального положения, а преступления в народе связаны с его тяжёлой жизнью, неудовлетворительным бытом.
Это
уникальная поэма.
Поэма состоит из шести глав, эпиграфы из народных песен проясняют смысл каждой.
В самом ее ритме заложен песенный мотив.
Кумачу я не хочу,
Китайки не надо.
В первой главе Катя поступила так, как поётся в песне, взяв у коробейника Вани только бирюзовый перстенёк на память. Начало первой главы стало песней.
Дореволюционный
лубок
Эпиграф ко второй главе – один из припевов офеней (торговцев). Благодаря тому, что женщина, начав покупать, не может остановиться, коробейники удачно продали товар.
Зачали-почали
Поповы дочери
(припев деревенских торгашей)
«Эй, Федорушки! Варварушки!
Отпирайте сундуки!
Выходите к нам, сударушки,
Выносите пятаки!»
Жѐны мужние — молодушки
К коробейникам идут,
Красны девушки-лебѐдушки
Новины свои несут.
И старушки вожеватые,
Глядь, туда же приплелись.
Смысл эпиграфа третьей главы метафорический: народ должен испить свою чашу до дна. Тихоныч рассказывает о горькой судьбе народа: парней забирают на войну, бабы воют, мужики пьют, царь раскрадывает казну, начальники отбирают всё, заработанное народом.
Уж ты пей до дна, коли хошь добра,
а не хошь добра, так не пей до дна.
Старинная былина
— «Нашим делом нынче многого
Не добыть — не те года!»
Подошла война проклятая,
Да и больно уж лиха,
Ой! бабьѐ неугомонное,
Полно взапуски реветь!
Причитанье похоронное
Над живым-то рано петь!
Не уймешь их! Как отпетого
Парня в город отвезут.
В четвёртой главе Тихоныч жалуется на то, что нынче даже старые барыни, у которых фальшивая коса, не покупают у коробейников товаров, потому что сейчас мода на всё парижское.
Ай, барыня! барыня!
(Песня)
Город есть такой: Париж,
Про него недаром сказано:
Как заедешь — угоришь.
По всему по свету славится,
Мастер по миру пустить;
Коли нос тебе не нравится,
Могут новый наклеить!
Вот от этих-то мошейников,
Что в том городе живут,
Ничего у коробейников
Нынче баре не берут.
Эта глава – путешествие по всему пространству России, встречи коробейников с разными представителями народа: бурлаками, огородниками, пастухом, пленными турками, господскими псарями.
Пятая глава о том, что иногда обходной путь ближе прямого. Она рассказывает о судьбе бедной Кати, которая ждёт Ваню и топит тоску в тяжёлой работе, и о коробейниках, которые решают идти напрямую через болото, чтобы сократить путь домой.
— Много ли вѐрст до Гогулина?
— Да обходами три, а прямо-то шесть)
(Крестьянская шутка)
Хорошо было детинушке
Сыпать ласковы слова,
Да трудненько Катеринушке
Парня ждать до Покрова.
Часто в ночку одинокую
Девка часу не спала,
А как жала рожь высокую,
Слѐзы в три ручья лила!
Эпиграф к последней главе – формула из эпической песни, которая означает смерть добра молодца. В этой главе погибают не только коробейники, которых из двустволки убивает лесник-разбойник, чтобы забрать около 1000 рублей. Примечательно, что преступление «христова охотничка», убивающего коробейников, совершается без всякого расчета: деньгами, взятыми у них, он не дорожит. Тем же вечером, в кабаке, рассказывает он всему народу о случившемся и покорно сдает себя в руки властей.
Только молодец и жив бывал.
(Старинная былина)
В кабаке бурлит, бахвалится
Тем же вечером лесник:
«Пейте, пейте, православные!
Я, ребятушки, богат;
Два бекаса ныне славные
Мне попали под заряд!
Много серебра и золотца,
Много всякого добра
Бог послал!» Глядят, у молодца
Точно — куча серебра.
Подзадорили детинушку —
Он почти всю правду бух!
На беду его — скотинушку
Тем болотом гнал пастух:
Слышал выстрелы ружейные,
Слышал крики… «Стой! винись!..»
Некрасов проявляет к губителю сочувствие. Зато зло смеётся над начальниками, укравшими 1000 рублей ещё до прихода судей.
Последняя глава имеет вставной эпизод, рассказанный Тихонычем, о ткаче Тите, которого по ошибке посадили в острог на 12 лет. Выйдя из острога и узнав об измене жены, он сочинил песню, лирический элемент поэмы, которую поёт Тихоныч в лесу, чтобы взбодриться.
Песня убогого странника – это сердце поэмы, в ней Некрасов объясняет истинную (с его точки зрения) причину страданий русского народа (да и всего русского пространства, вместе с лесами, зверя ми и полями) – холод и голод. Две эти беды оправдывают всякий поступок.
Песня убогого странника
Я лугами иду — ветер свищет в лугах:
Холодно, странничек, холодно,
Холодно, родименькой, холодно!
Я лесами иду — звери воют в лесах:
Голодно, странничек, голодно,
Голодно, родименькой, голодно!
Я хлебами иду — что вы тощи, хлеба?
С холоду, странничек, с холоду,
С холоду, родименькой, с холоду!
Я стадами иду: что скотинка слаба?
С голоду, странничек, с голоду,
С голоду, родименькой, с голоду!
Все образы в поэме типичны, поэтому лишены внешних примет. Портретная характеристика жалкого, никчёмного человека дана только одному отрицательному герою – леснику-убийце.
Ваня – молодой коробейник, верный своему слову, мечтающий вернуться с прибылью и жениться на зазнобе.
Тихоныч – пожилой бывалый коробейник, который руководствуется формулой «не обманешь – не продашь». Но это самый большой его грех. Он мудр и предусмотрителен, знает множество историй.
ГЕРОИ И ОБРАЗЫ
Катерина – обычная крестьянская девушка, мечтающая выйти замуж и быть счастливой. Она боится, что Ваня найдет другую. В поэме описаны ее мысли: она готова работать вместо него и прощать любые проступки, лишь бы возлюбленный на ней женился.
ГЕРОИ И ОБРАЗЫ
Через образ Кати автор проводит параллель с положением женщин в обществе, акцентирует внимание на бесправии женского пола. После гибели возлюбленного судьба девушки неизвестна. Так Некрасов показывает, насколько пренебрегало женской судьбой общественное сознание.
Честный ткач Тит из рассказа коробейника — это человек, чью жизнь сломала ошибка. Извинения судьи не смогли ничего исправить.
Еще один центральный персонаж – убийца-лесник. Автор характеризует его внешне: маленького роста, слабенького, с взлохмаченной бородой. В произведении писатель не осуждает поступок лесника, а наоборот оправдывает.
По мнению автора, порицания заслуживают те, кто довели его до убийства: царь, который кровью гасит чёрное море, пускает корабли ко дну, точит русскую казну (метафоры), целовальник, грабящий народ,
заседатели, которые по ошибке упекли в острог Титыча, власти, отпустившие убийцу, скупые старые барыни, у которых «всё подклеено, подвязано» (метафора).
Известный русский критик Аполлон Григорьев писал: «Одной этой поэмы достаточно, чтобы убедить каждого, насколько Некрасов поэт почвы, поэт народный, то есть насколько поэзия его «органически связана с жизнью».
Положительных героев автор характеризует с помощью постоянных фольклорных эпитетов или устойчивых фольклорных выражений (пословиц, афоризмов). Речь героев и самой поэмы близка к народной. Много просторечных слов и форм, есть диалектные слова.