Презентация - ""Презентация по литературе «Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова» (стихотворение «Бородино») ""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 16.12.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему ""Презентация по литературе «Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова» (стихотворение «Бородино») ""
Защитники Родины в изображении
М.Ю. Лермонтова (стихотворение «Бородино»)
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 18»
г. Сарапул, Удмуртская Республика
Лермонтов впервые предстал в «Бородине» как поэт народный, как патриот и как поэт-воин, глубоко понимающий, что такое Отечественная война и что такое служение Родине.
Народный поэт
редут (франц.) – квадратное земляное укрепление
на поле боя;
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;
картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
улан, драгун – солдаты конных полков;
басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
Словарная работа
В стихотворении «Бородино» поэт приходит к использованию сказовой формы. Сказ как способ речевой организации произведения представляет собой художественную имитацию устной спонтанно-непринужденной (собственно разговорной) речи от имени самого героя.
Речевая организация
Текст рассказа о бородинском бое рождает иллюзию «живого» разговорного монолога, а значит — становится индивидуально-характерологическим.
«живой» монолог
Откликнувшись на события Отечественной войны 1812 года, в стихотворении «Бородино» Лермонтов запечатлел великое сражение, которое произошло недалеко от Москвы на Бородинском поле.
Поэт исторически точно рассказал в стихотворении не только о генеральном сражении, которое состоялось 7 сентября 1812 года, но и о тех днях, которые предшествовали Бородинской битве и были подготовкой к сражению (5 и 6 сентября).
В тексте стихотворения Лермонтов проходит мимо точных хронологических рамок Бородинского боя, но он в полном согласии с исторической действительностью передаёт
беспримерные проявления легендарной воинской доблести безымянных русских солдат, которые привели к крушению великой армии Наполеона.
1 строфа воспроизводит слова молодого солдата, обращённые к «дяде», старому солдату, участнику Бородинского сражения. Всё стихотворение представляет собой ответ ветерана на вопрос молодого солдата.
Но строфа, предваряющая основную часть стихотворения, помимо вопроса, включает в себя и невольные восклицания, обращённые к героическому прошлому и несущие утверждающее начало: «Ведь были ж схватки боевые, / Да, говорят, ещё какие! / Недаром помнит вся Россия / Про день Бородина!»
Эти слова, вложенные в уста молодого солдата, свидетельствуют о том, что он проникнут гордостью за деяния отцов. Именно патриотическая идея, которой воодушевлён солдат «нынешнего» поколения, побуждает его обратиться к ветерану.
В ответе ветерана отмечена не только трудная доля людей того времени, не вернувшихся с поля битвы, но и обозначена судьба Москвы. Москва была «отдана» неприятелю во имя сохранения русской армии .
Судьба Москвы
Большая часть стихотворения представляет собой рассказ простого русского человека, рядового участника сражения.
«Да, были люди в наше время...» (2-я строфа).
«Мы долго молча отступали...» (3-я строфа).
«И вот нашли большое поле...» (4—5-я строфы).
«Два дня мы были в перестрелке...» Ночь перед сражением (6—7-я строфы).
«Ну ж был денёк!» Описание сражения (8—12-я строфы).
«Вот затрещали барабаны — / И отступили басурманы» (13-я строфа).
«Да, были люди в наше время...» (14-я строфа).
План рассказа о сражении
М.Ю.Лермонтов впервые в русской литературе доверил герою из народа, простому солдату-артиллеристу, рассказ об историческом событии всемирного значения.
В стихотворении «Бородино» мало пейзажных описаний. Правомерно было бы говорить не об описаниях, а о пейзажных деталях, которые скупо сопровождают описание военных действий.
Роль пейзажа
«И только небо засветилось...»
Какой картиной открывается описание Бородинского боя?
Роль пейзажа
Описание Бородинского боя открывается картиной: «И только небо засветилось...» и завершается короткой пейзажной ремаркой: «Вот смерклось».
Пейзаж композиционно выделяет само описание генерального сражения, которое состоялось на третий день и последовательно развёрнуто в пяти центральных строфах стихотворения (8—12-я строфы).
Роль пейзажа
Кульминацией стихотворения является изображение Бородинской битвы. В динамично развивающееся действие включены несколько картин: это и движение русских войск, и призыв полковника, и наступление французов, и огонь пушек, и рукопашный бой, и отступление неприятеля.
Кульминация
Стремительно развивающееся действие передаётся с помощью искусно подобранных глаголов, сопровождаемых повторами, звукописью. Найдите примеры в тексте.
«И только небо засветилось, / Всё шумно вдруг зашевелилось, / Сверкнул за строем строй»
Выразительны глаголы с приставкой «за», обозначающей начало действия и созвучный приставкам предлог «за», подчёркивающий звуковую выразительность стихов.
Выделите в начале 8-й строфы повторяющиеся звуки и сочетания, которые усиливают выразительность звучания стиха.
«с», «св», «стр», «ш»
В стихотворении «Бородино» Лермонтов не упоминает ни одного имени. Среди героев стихотворения наиболее полно охарактеризован полковник.
И того, и другого. В рассказе артиллериста полковник предстаёт как «хват» (бойкий, удалой человек), «слуга царю, отец солдатам». Речь героя-рассказчика порой близка устной поэзии: «...сражён булатом,/Он спит в земле сырой».
Голос поэта слышится в словах: «И молвил он, сверкнув очами...», где сочетается устаревшее «молвил» с традиционно-поэтическим «очи».
В описании Бородинского боя велика роль восклицаний. Приведите примеры.
Роль восклицаний
«Изведал враг в тот день немало, / Что значит русский бой удалый, / Наш рукопашный бой!» (12-я строфа). От строфы к строфе восклицательные предложения становятся всё более ёмкими: от полустишия в 10-й строфе — к восклицанию, обнимающему три стиха в 12-й строфе.
«Ну ж был денёк!» (10-я строфа); «Вам не видать таких сражений!» (11-я строфа);
Восклицательные предложения как бы «открывают» каждую строфу и задают тон поэтическому рассказу о сражении. Какое же значение имеют эти восклицательные предложения в художественном тексте?
Роль восклицаний
В них содержится побуждающее, внушающее начало, открыто выражено эмоциональное отношение рассказчика к событиям Бородинского боя.
глаголы движения («двинулись», «промелькнули», «побывали»), единоначатие «все» в завершающих строфу стихах, повторение предлога «с» в назывании воинской
Средства создания картины битвы за редут
атрибутики, ёмкое сравнение «как тучи», которые
в совокупности создают яркое впечатление
масштабности сражения.
Безостановочное движение битвы подчёркнуто и рифмующимися глаголами, поставленными в конце стихов («блестел», «визжала», «устала», «мешала»), и инверсией («колоть устала», «пролетать мешала»), и короткими предложениями («звучал булат, картечь визжала»). Эта строфа заставляет вспомнить, какую роль сыграла артиллерия в Бородинском сражении.
Средства создания картины битвы за редут
Заключитель
ный момент Бородинского сражения передаёт предпоследняя строфа. Подлинно народный голос звучит в словах рассказчика.
От имени народа
Поэт говорил в этой строфе от имени народа, считавшего Бородинский бой своей победой»
Какие же чувства рассказчика выражены в этой строфе?
героическая решимость русских воинов «заутра бой затеять новый / И до конца стоять». Трагический колорит этой строфе придаёт чувство скорби по погибшим, которое испытывают воины.
Впервые в тексте стихотворения появляется высокое слово «товарищи», которое противопоставлено характеристике врагов; слово «басурманы» воспринимается в тексте стихотворения как бранное слово,
которое после тяжких военных испытаний, выпавших на долю солдат, приходит на смену ироническому «брат мусью»
Главное в натуре рассказчика, который вспоминает себя молодым во время войны 1812 года, — это чувство родины, готовность постоять «головою за родину свою». Каковы черты характера рассказчика?
Образ рассказчика
в чертах его нашли воплощение особенности русского национального характера. Герой стихотворения неотделим от солдатской массы, от своих товарищей по оружию.
храбрость и непримиримая ненависть к врагу, широта натуры и уверенность в своём превосходстве над врагом. В рассказе-размышлении солдата-артиллериста даже накануне решительного дела нельзя не почувствовать иронического отношения к противнику,
в чём проявляется осознание силы русского оружия, добродушного юмора, гуманного чувства по отношению к своим боевым товарищам, к «сражённому булатом» полковнику.
Речь рассказчика, не отделяющего себя от участников битвы, полна народными выражениями, которые говорят о его тесной духовной связи с народной массой. «Дядя» по-народному говорит о неприятеле, употребляя единственное число: «угощу я друга», «ликовал француз».
Речь рассказчика
Какие чувства испытали вы после
прочтения стихотворения?
Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. И хотя русская армия была обескровлена, она одержала нравственную победу над французами
Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни?
Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.
Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.
Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике