Презентация - "" Суджанская глиняная игрушка: из прошлого в настоящее""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 09.12.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "" Суджанская глиняная игрушка: из прошлого в настоящее""
Суджанская глиняная игрушка: из прошлого в настоящее
Выполнила:
Воспитатель СпицынаТ.В. МКДОУ «Детский сад « Золотой улей».
Курская земля всегда славилась удивительными пейзажами, добротой и мудростью народа, населяющего её. Широта души, её поэтичность до сих пор выражается в музыке, танцах, песнях и народных ремёслах.
В Суджанском районе до сих пор сохранилось всё многообразие и богатство народного искусства. Большое внимания уделяется восстановлению и сохранению народных промыслов, в том числе - суджанской игрушки..
Суджа по праву считается гончарной столицей Курского края. По свидетельству народного мастера России Юрия Спесивцева, традиция эта уходит в глубину истории – в эпоху археологической Черняховской культуры III-V веков новой эры.
Доныне сохранившиеся легенды слободы Гончаровка, что располагается близ Суджи, повествуют о том, как святые люди, шедшие из Иерусалима на север Руси, сделали остановку на Гончарной горе и предсказали, что в этом месте будет большой гончарный промысел. И уже в первом описании города 1664 года упоминается Гончарная слобода в 100 дворов, церковь Вознесения – а ведь в то время даже в крупных городах не было такого скопления гончаров. Известно, что уже в те времена глиняных дел мастера были объединены в ремесленный гончарный цех, положивший основу развития этого ремесла в слободе.
Гончары делали в основном посуду, утварь и емкости для хранения продуктов. Но со временем стали на досуге лепить из остатков материала различные обрядовые фигурки, игрушки, свистульки и украшения. Делали и глиняные скульптуры в виде животных, копилки, церковную утварь, а также печные изразцы и свистульки.
Каждый образ несёт свой смысл: баран — богатство, казак на баране — мужество, мощь, единственный в истории русских промыслов символ — ваза для трав и цветов «Троицкий петух». Бдительность, болтливость, любовь, счастье в браке, верность - всё это символизирует гусь..
Вся суджанская керамика изготавливается из красной глины, глазурованной, почти без росписи, украшается только оттиском и гончарным ножом.
Глиняные свистульки в наше время - это большая редкость, даже не детская игрушка, а реликвия из глубины веков. Мастера-свистулечника встретишь сегодня едва ли не реже, чем мастера-гончара, коих тоже единицы. А когда-то в каждом городе и поселке обязательно была гончарная мастерская. В дни обжига, когда мастерам нужно было следить за печами-горнами и не отвлекаться надолго, они лепили из остатков глины забавные фигурки - игрушки и свистульки для своих детей.
Глиняные игрушки лепились к определённым праздникам, например, к празднику Сорока мучеников Севастийских (9 марта по ст.ст.) изготавливались глиняные «сороки», «птички».
Игра на свистульке с давних времен использовалась в традиционных весенних праздниках как часть ритуала. Птица была символом весны, тепла и радости. Люди верили, что весна скорее придет, если ее позвать. Для этого устраивали веселые весенние праздники – веснянки с
закличками, пением и плясками.
Суджа была торговым городом, где еще в 18 веке устраивалось 4 ярмарки имевшие репутацию одних из лучших в Курской губернии.
Одна из них Георгиевская устраивалась 23 апреля по старому стилю, когда отмечался праздник Святого Георгия – покровителя Курских гончаров и игрушечников. Через Суджу Кожлянские мастера отправляли глиняные расписные игрушки на Украину и юг России и даже Персию и Турцию. С конца Х/Х века стали продаваться изделия Опишнянских и других Полтавских мастеров, в основном миски, куманцы. Поэтому Суджа, по праву может называться столицей Курского гончарства и, несомненно, старейшим центром гончарной культуры Российского казачества.
В Курской области в последние годы все больше внимания уделяется восстановлению и сохранению народных промыслов, ведь еще немного, и они уйдут в небытие – вместе с немногочисленными мастерами.
После некоторого забвения, которое длилось 40 лет, в 2000 году новому поколению суджанских гончаров удалось создать творческую группу «Суджанский центр народных ремёсел».
Благодаря усилиям и творческой активности мастеров сохраняются обычаи и традиции суджанского гончарства на основе старинных ремеслянных законов.
Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей.
Суджанская свистулька, прославившаяся у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.
В старшей группе начинается знакомство воспитанников с суджанской игрушкой. И в этом большую помощь нам оказывают мастера «Суджанского центра народных ремёсел». Они являются долгожданными гостями в нашем саду. Эти встречи способствуют развитию у детей художественного вкуса, приобщению детей к истокам народного мастерства. Важно, чтобы народная культура не угасала, а была тем светочем, который поможет будущим поколениям гордиться мастерством и талантом своих предков.