Презентация - "Презентация к уроку родной литературы. 9 класс. "Достоевский и Петербург"."
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 20.11.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация к уроку родной литературы. 9 класс. "Достоевский и Петербург"."
Достоевский и Петербург
Выполняла ученица 9 класса, МКОУ -Новошарапская СОШ, Панасенко Дарья.
Немного о Федоре михайловиче
Фёдор Михайлович Достоевский — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Родился Фёдор Михайлович 11 ноября 1821 года в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин. Мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода. Получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака. Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище. Окончил училище в 1843 г. И был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.
Жизнь и творчество великого русского писателя и публициста, мыслителя и философа Фёдора Михайловича Достоевского были тесно связаны с Санкт-Петербургом. Москвич Достоевский приехал в столицу, когда ему было 16 лет, где он поступил в Главное инженерное училище. Учёба в училище тяготила юношу.
Достоевский в своих романах продолжает и развивает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга. Как и у этик авторов, у Достоевского с образом Северной столицы связаны мотив безумия и идея иллюзорности внешнего облика города. В «Подростке» герой, фантазирующий о конце петербургского периодам русской истории, рисует в своем воображении, как «весь этот гнилой, склизкий город подымется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди него, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне».
Если в произведениях Пушкина и Гоголя уже намечена тема вины города перед человеком, то у Достоевского, подробно разрабатывающего эту тему звучит и мысль о соучастии города в преступлениях героев. «Самый фантастический, самый отвлеченный и умышленный» Петербург Достоевского диктует жителям свою волю, определяет их мысли, поступки, судьбы.
Юрий Лотман писал: «В творчестве молодого Достоевского Петербург как бы охватывает собой все художественное пространство и, соответственно, получает право представлять собой Россию. В итоговом произведении — „Братьях Карамазовых“ — Петербург воплощает в себе скорее болезнь России, её „страхи и ужасы“ (выражение Гоголя), — соответственно „выздоровление“ мыслится как преодоление Россией в себе петербургского начала. Творчество Достоевского начинается как естественное развитие петербургского мифа и не менее связано с „петербургским пространством“, чем „Медный всадник“ Пушкина»[3].
Достоевский писал:«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге… Вы замечали, что в Петербурге улицы все угрюмые? Это самый отвлеченный и умышленный город в мире…» «Я всегда был фантазером и мистиком, и, признаюсь вам, Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною.
Образ Петербурга в произведениях русской литературы XIX века отличается многообразием пейзажей, красок, символов, подробностей городской жизни; предстает как важный элемент образа России, воплощающий ее прошлое, настоящее и будущее.