Презентация - "Методика "Кинетический рисунок семьи""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 11.11.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Методика "Кинетический рисунок семьи""
Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС)
Для исследования необходимы лист белой бумаги (21x29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.
Инструкция для ребенка.
"Нарисуй, пожалуйста, свою семью, так что бы каждый был занят каким то делом".
При выполнении задания следует отметить в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 сек;
в) стирание деталей:
г ) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции на их связь
с изображаемым содержанием.
После выполнения задания надо стремиться получить информацию вербальным путем.
Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают?
4. Им весело или скучно?
Почему?
5. Кто из нарисованных людей
самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый
несчастный? Почему?
Ситуационные задачи на выявление негативных и позитивных чувств к членам семьи.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь "N" билетов (на один меньше, чем членов семьи)
на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь, что ты попал на необитаемый
остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото.
Вся семья стала играть, но вас одним
человеком больше, чем надо.
Кто не будет играть?
Интерпретация результатов теста.
Интерпретацию рисунка условно разделяют на 3 части:
анализ структуры "Рисунок семьи";
интерпретацию особенностей графических изображений
членов семьи;
3) анализ процесса рисования.
1. Анализ структуры "Рисунка семьи" и сравнение состава нарисованной и реальной семьи.
Ожидается, что ребенок, из эмоционально благополучной семьи, нарисует полную семью.
Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:
а) вообще не изображены люди;
б) изображены только не связанные с семьей люди.
За такими реакциями чаще всего кроются:
а) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости;
в) аутизм (т.е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребенка от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний);
г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.
Нарушениях эмоционального общения.
Дети уменьшают состав семьи, "забывая" нарисовать тех, кто им менее эмоционально привлекателен, с кем сложились конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребенок как бы избегает негативных эмоций.
Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с ситуациями конкуренции. Ребенок, таким образом,
в символической ситуации "монополизирует" недостающую любовь и внимание родителей.
Иногда ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию.
Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя, то это тоже свидетельствует об отсутствии чувства общности.
Отсутствие в рисунке "я" более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.
Если в образе "я" большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это указывает на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера.
Если же для рисунка себя характерны маленькая величина, схематичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда - аутических тенденций.
Увеличение состава семьи.
Информативным может быть и включение посторонних людей. Это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями единственных детей в семье, желанием занять охраняемую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.д.).
Дополнительно к родителям
(или вместо них),не связанные
с семьей взрослые указывают
на восприятие негативности семьи,
на поиск человека, способного
удовлетворить ребенка в
Близких эмоциональных
контактах или на следствие
ощущения отверженности,
ненужности.
2. Расположение членов семьи.
Сплоченность семьи, рисование семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия.
Близкое расположение фигур, обусловленное замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т.д.), может говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, т.к. чувствует тщетность такой попытки).
В рисунках, где часть семьи расположена в одной группе,
а одно или несколько лиц - отдалены, это указывает на чувство невключенности, отчужденности,
негативное отношение ребенка к нему, иногда угрозу.
3. Анализ особенностей нарисованных фигур.
Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности.
Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются большим количеством деталей
тела, декорированием, использованием
разнообразных цветов.
Большая схематичность,
неоконченность рисунка, пропуск
существенных частей тела
(головы, рук, ног) могут
указывать наряду с негативным
отношением к человеку также на
агрессивные побуждения к нему.
м
Размер фигуры.
Некоторые дети самыми большими или равными по величине родителям рисуют себя.
Это связано с:
а) эгоцентричностью ребенка;
б) соревнованием за родительскую любовь.
Меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети:
а) чувствующие свою незначительность, ненужность;
б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.
Большие, во весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети.
Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.
Части тела:
1. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей.
Поднятые вверх руки, длинные пальцы, говорят об агрессивных желаниях.
Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные и покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость. В дополнение к "агрессивным" рукам еще рисуют и широкие
плечи или другие атрибуты "мужественности" и силы.
Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но "забывает" нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то связано с чувством бессилия, собственной незначительностью, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.
2. Голова - центр интеллектуальной деятельности; лицо - важная часть тела в процессе общения.
Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.
Если при рисовании других членов семьи ребенок пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это связано с конфликтными отношениями.
Для интерпретации, выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга.
Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки.
М
М
Половая идентификация.
У детей в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины - треугольной.
Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации.
Аналогичные детали и цвета в
презентации двух фигур, например
сына и отца, можно
интерпретировать как
стремление сына
быть похожим на отца,
идентификацию с ним,
хорошие эмоциональные
контакты.
Анализ процесса рисования.
При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:
а) последовательность рисования членов семьи;
б) последовательность рисования деталей;
в) стирание;
г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
д) паузы;
е) спонтанные комментарии.
Интерпретация процесса
За динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.
В рисунке ребенок первым изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Часто первыми рисуют
мать или отца. То, что часто дети
первыми рисуют себя, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой.
Если нарисованная первой фигура является самой большой, но нарисована схематично,, то это указывает на силу, доминирование в семье, но не на положительные чувства ребенка в его отношении.
Однако если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.
Некоторые дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Такая последовательность выполнения задания является защитой, которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Это наблюдается у детей с неблагополучных семей, но может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.
Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка.