Презентация - "Презентация по теме: "Крестово-купольный храм""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 21.10.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация по теме: "Крестово-купольный храм""
Его основу составляет прямоугольный объем, образованный стенами здания. Внутри находятся четыре свободно стоящих столба, соединенных со стенами и между собой арками, несущими своды. Они поддерживают световой барабан с куполом
В плане это квадрат, в центре его находятся четыре пилона или столба, весь объём перекрывается куполом.
своды над самыми широкими нефами в плане образуют крест
на пересечении этих нефов в средокрестии расположен купол
купол покоится на подпружных арках, связывающих столбы
пространства между ребрами арок заполнили вставками, по форме напоминающими надутые ветром треугольные паруса – отсюда название этой части свода – парус
купол открыт внутрь зала
Главную роль в системе крестово-купольного храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане.
Владимирская школа
Эта школа развивается в 12 веке, когда Владимиро-Суздальское княжество становится одним из ведущих. Храмы строятся из белого камня. Им характерны удлинённые пропорции, стремление вверх.
Владимирские храмы богато украшены.
Пятиглавый Успенский собор во Владимире
Золотые ворота во Владимире
Церковь Покрова расположена на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы. В XII веке Клязьма протекала несколько севернее, и церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.
Новгородский храмы 14 века
Церковь Спаса Преображения в Новгороде. 1374
Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде. 1361
Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю.
Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо.
У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида.
Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.
Владимирская школа
Новгородская школа
Сформировалась каноническая система росписей с определением места фресок , мозаик, икон в интерьере.
В самой верхней точке храма помещали мощную фигуру Спаса Вседержителя, главы мироздания, воплощающего нечеловеческую силу, способную карать и миловать.
На барабане купола и простенках окон рисовали апостолов – учеников Христа, несущих его учение людям. На четырёх парусах отводили место для евангелистов.
На столбах, сводах, парусах изображали архангелов, пророков, Отцов Церкви, великомучеников, а также сцены из Ветхого Завета.
Иконостас – это преграда, отделяющая алтарь от верующих. Наверху иконостаса (деревянной или мраморной перегородки) помещали крест, далее следовали иконы – одна большая или несколько больших.
праотеческий
Спас в силах
пророческий
праздничный
местный
местная икона
аналой
клирос
амвон
царские врата
дьяконские врата
В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовещения и изображениями четырёх евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.
Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нём есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм.
Второй от низа ряд может быть праздничным, в нём расположены иконы двунадесятых праздников.
Четвёртый ряд — пророческий.
В нём расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.