Презентация - "Презентация "П.И.Чайковский. Хоровое творчество»"
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 27.09.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "П.И.Чайковский. Хоровое творчество»"
Хоровое творчество Чайковского разделяется на две неравные по объему и по значению части:
Ко второй — духовные композиции на канонизированные богослужебные тексты, в том числе два обширных богослужебных цикла «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощная».
К первой из них относятся: немногочисленные и более или менее случайно возникшие хоры
a cappella
светского содержания
«Привет А. Г. Рубинштейну»
Большая часть хоров на светские тексты была написана композитором по просьбе отдельных лиц и организаций в связи с какими-либо торжественными событиями
Произведение написано к пятидесятилетию артистической деятельности прославленного основателя Петербургской консерватории.
«Правоведская песнь»
Произведение было написано к пятидесятилетию Училища правоведения, воспитанником которого являлся сам Чайковский
1870 год
П.И.Чайковский сочинил хор "Вечер".
И хор "Весна", и "Вечер" написаны на собственные стихи.
Церковная музыка
К сочинению церковной музыки Чайковский впервые обратился в 1878 году.
Взяться за эту работу его побудила неудовлетворенность состоянием русского богослужебного пения в то время.
«Литургия Иоанна Златоуста»
Первым его опытом в этой области была «Литургия Иоанна Златоуста», написанная в мае — июне 1878 года, — произведение сравнительно скромное по размеру (Чайковский избрал сокращенный вариант Литургии, утвердившийся в XIX веке в богослужебном обиходе ряда столичных церквей.) и по средствам музыкального изложения.
«Литургия Иоанна Златоуста»
Литургия задумывалась не как концертное произведение, а именно как часть церковной службы.
Об этом свидетельствует и ее строение:
она состоит из 15 небольших номеров.
№1 — После возглашения «Благословлено царство»,
№2 — После первого антифона,
№3 — После малого входа,
№4 — После чтения апостола,
№5 — После чтения Евангелия,
№6 — Херувимская песнь,
№7 — После Херувимской песни, №8 — Символ веры,
№9 — После символа веры,
№10 — После возглашения «Твоя от твоих...»,
№11 — После слов «Изрядно о Пресвятей...»,
№12 — После возглашения «И даждь нам единеми усты...»,
№13 — Молитва Господня,
№14 — Причастный стих,
№15 — После возглашения «Со страхом Божиим...»
«Всенощное бдение»
В 1881 году была написана вторая крупная духовная композиция Чайковского — «Всенощное бдение».
В основу «Всенощной» композитором были положены одноголосные мелодии знаменного и других древних русских роспевов, заимствованные из Обихода и частично Ирмология.
«Всенощное бдение»
Всенощное бдение состоит из 17 номеров. Стремясь как можно точнее передать традиционные старинные роспевы, Чайковский часто делит их на такты разного размера, а иногда вообще отказывается от такого деления, отделяя тактовой чертой большие смысловые разделы.
В результате появляются «такты» в 25,40 или 50 четвертей.
1883 г.
К коронации русского императора Александра III Чайковский также по заказу коронационных организаций сочинил кантату "Москва" на стихи А. Майкова.
Премьера этой кантаты состоялась в Грановитой палате Московского Кремля, во время коронационных торжеств в 1883 году.
1887 г.
По просьбе К.К.Альбрехта Чайковский сочинил хор "Блажен, кто улыбается" на стихи К.К.Романова, посвященный студенческому хору Московского университета.
1891г.
Создание по просьбе певца И.А.Мельникова для руководимого им Бесплатного хорового класса цикла из трёх хоров .
В качестве литературных первоисточников композитор использовал стихи Пушкина ("Что смолкнул веселия глас"), Н.Г.Цыганова ("Не кукушечка во сыром бору", "Без поры, да без времени").