Презентация - "Презентация "Г.В.Свиридов. Вокальное творчество""
- Презентации / Другие презентации
- 0
- 27.09.24
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Презентация "Г.В.Свиридов. Вокальное творчество""
24.11.2022
2
Введение
Во всей оригинальности своего дара Г.В.Свиридов раскрылся прежде всего как автор вокальной музыки.
Композитор нашел новый самобытный вокальный стиль – сплав речевой интонации с широким русским распевом – так называемая «говорящая мелодия».
24.11.2022
3
Разумно устроенное государство обязано воспитывать своих подданных в сознании незыблемости моральных ценностей, в духе высоких нравственных начал, а искусства, художества должны помогать воспитанию благородного человеческого характера, пробуждая в человеке чувство красоты, добра и правды.
Г.В.Свиридов
Жизнь композитора
24.11.2022
4
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городе Фатеж. Его отец Василий Григорьевич Свиридов работал на почте, а мама Елизавета Ивановна Свиридова учила детей и хорошо пела.
Мемориальный музей композитора
Г. В. Свиридова расположен в Фатеже на улице Урицкого.
24.11.2022
Родители Свиридова
Его родителями были Василий Свиридов – служащий почты, а в дальнейшем – сторонник большевиков в Гражданской войне, и Елизавета Свиридова – учительница в школе, которая, в отличие от мужа, была сторонницей монархии. Оба родителя были из крестьянских семей, но при этом являлись очень образованными людьми.
С матерью и сестрой Тамарой
24.11.2022
9
До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.
24.11.2022
10
В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962 -1974 годах секретарь, в 1968-1973 - первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов.
В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушенной публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».
24.11.2022
11
В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.
24.11.2022
Вокальные жанры Г. В. Свиридова
Свиридов обновил и преобразовал традиционные вокальные жанры, иногда трактуя их как рассказ, сцену, песнопение. Впервые в его творчестве жанр хора без сопровождения возведен по широте масштаба и художественного обобщения на одну ступень с симфоническими и музыкально-драматическими жанрами. Этим объясняется тот факт, что Свиридов, в творческом арсенале которого присутствуют очень многие жанры, не обращался к симфонии и опере. В жанры классического типа – оратория, кантата, романс, хоровая песня, композитор вводит элементы картинности, притчи, лубка, плаката, театрального действа, использует приемы ритмодекламации, переосмысливая таким образом жанровую канву. Свиридов на новом историческом этапе обращается к древнейшим образцам русского фольклора – прежде всего к русской народной песне, обрядовым попевкам, старинному канту, знаменному распеву, интересно трактует русскую частушку. «Музыкальная речь композитора впитала в себя многое из интонационного словаря русского средневековья: знаменный распев, раннее строчное многоголосие, партесный концерт и кант, покаянный и духовный стих…
Композитор создает и собственные жанровые разновидности вокальной музыки:
Вокально – симфоническую поэму («Поэма памяти Сергея Есенина»);
Камерную вокальную поэму; «маленькую кантату» («Деревянная Русь» на сл. С. Есенина, «Снег идет» на сл. Б. Пастернака, «Весенняя кантата на сл. Н. Некрасова);
Жанр хорового концерта без слов («Концерт памяти А. Юрлова»).
Знаменитые «Курские песни» представляют собой яркий пример построения кантатного цикла на основе оригинальной обработки фольклорных напевов.
24.11.2022
13
24.11.2022
14
Цикл песен на стихи
Роберта Бернса
Написан в 1955г.
Цикл представляет собой своеобразную поэму, повествующую о философии человеческой жизни.
В цикле нет единого сюжета, тем не менее, «шотландский цикл» обладает особой идейно-эмоциональной и музыкально-композиционной цельностью.
24.11.2022
15
«Поэма памяти Сергея Есенина»
Поэма памяти Сергея Есенина — одно из самых значительных сочинений Свиридова. Состоящая из десяти частей, она делится на три крупных раздела. Первый, из четырех частей, посвящен старой крестьянской Руси. Второй, включающий в себя пятую и шестую части, — аналог симфонического адажио, пленительные картины ночи. Последний раздел посвящен приходу новой эры в жизни Руси.
16
24.11.2022
"Патетическая оратория"
1958-1959г.г.
Музыкальное произведение в 7 частях:
I. Марш
II. Рассказ о бегстве генерала Врангеля
III. Героям Перекопской битвы
IV. Наша земля
V. Здесь будет город-сад
VI. Разговор с товарищем Лениным
VII. Солнце и поэт
Написано для солирующего баса, меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра на стихи Владимира Маяковского.
«Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973 год)
Произведение было посвящено советскому хоровому дирижёру, музыкальному и общественному деятелю и педагогу, своему другу и единомышленнику А. А. Юрлову (1927-1973).
Концерт состоит из трех хоров:
1. Плач
2. Расставание
3. Хорал
17
24.11.2022
А.А.Юрлов
24.11.2022
18
Концерт для хора «Пушкинский венок»
Состоит из 10 частей:
Зимнее утро
Колечушко, сердечушко…
Мери
Эхо
Греческий пир
Камфара и мускус
Зорю бьют…
Наташа
Восстань, боязливый…
Стрекотунья белобока…
В «Пушкинском венке» Свиридов использовал форму русского хорового концерта, соединив в нем черты больших эпических полотен и лирических камерных хоровых миниатюр
24.11.2022
19
"Курские песни"
«Курские песни» — семичастный цикл, исполняемый без перерывов, отчетливо тяготеющий к поэмности. Цикл объединяется темой женской доли, нелегкой судьбы русской крестьянки в дореволюционной России.
В 1964 году, вслед за несколькими сочинениями на стихи Блока, возникает принципиально иной цикл — кантата для хора и симфонического оркестра «Курские песни».